Конкурс Хорошие рифмы - Эхо-рифма

  Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

 После некоторого затянувшегося периода  продолжаем наш проект и думаем, что многим будет с нами по пути!

  Начинаем серию конкурсов, посвящённых рифмам, которые использовал Владимир Маяковский. Но не всегда он был первооткрывателем, как мы увидим в этом конкурсе...

          ЭХО-РИФМА

   ЭХО-РИФМА — рифмующиеся в стихах парные слова, из которых второе, обычно односложное или двусложное, полностью повторяет последний или два последних слога первого.

    В «легкой» (юмористической) французской поэзии XVIII в. существовала эхо-рифма, основанная на том, что вторая рифмующая строка состоит из одного слова, целиком входящего в первую рифму.

Владимир Маяковский возродил эту форму, применив ее к стихам с агитационным заданием (1920):
 
...Если Врангеля и пана добьем,
мир будет тогда?
Да!

Как всегда у Маяковского, конструктивные элементы, примененные в мелких и даже комических жанрах, в дальнейшем, изменяя свою функцию, переходят и в его монументальные поэмы. Так и «эхо-рифма» в усложненном виде вошла в главу 2-ю поэмы «Хорошо!» (ропот солдат, не желающих повиноваться Временному правительству):

Что же
дают
за февраль,
за работу,
за то,
что с фронтов
не бежишь?
Шиш.
***

Но мы не будем писать стихи лесенкой, не это наша задача. Мы обращаем внимание только на вид этой самобытной рифмы и хотим задуматься, как можно её применить.

   Итак, дадим современное определение эхо-рифмы и подчеркнём возможные варианты её использования:

  Рифма-эхо – разновидность парной рифмы, при которой четная строка представляет собой короткое (одно- или двухсложное) слово, точно рифмующееся с нечетной строкой.

 Приведём два примера с женскими и мужскими рифмами. Один, который приводится во всех источниках, а другой автора Стихи.ру, участницы всех наших конкурсов этого проекта:

1) Бахают бомбы у бухты.
      ... Ух, ты!
Крепок удар днепростроевской вахты.
      ... Ахх, ты!
Запад, услышь! Неужели оглох ты?
      ... Охх, ты!
Эхо звенит переливами флейты...
      ... Эй, ты!
Ну-ка, держись, мировые Детройты!
      ... Ой, ты!
                (А. Безыменский)


2) "Я и эхо" Арина Шик http://stihi.ru/2018/02/13/168

Я вошёл в огромный зал.
                Встал.

Не смотрите, что я так
                мал.

Крикнул смело: «Не боюсь!»

 - Трус! –
Кто-то вторит наизусть.
                Пусть…

Я спросил его:  «Ты кто?»

 - Что?

 - Охраняешь этот дом?

 - До…

 - До прихода моего?

 - Вор!

 - Нет, не правда! Я хорош!

 - Ложь…

 - Друга лучше не найдёшь!

 - Дождь…

 - Солнце светит  - нам с утра!
 - Рад!

 - Остальное – ерунда!

 - Да!

Он поверил. С той поры
                с ним
Видим даже мы одни
                сны.
***

Чтобы не превращать конкурс в трансформацию сплошного эхо и всяких звуков, междометий и односложных простых слов, немного расширим задание. Ведь начатое дело Маяковского имеет продолжение, а сам он считал, что предела развития и открытия новых возможностей рифм нет!

    Поэтому допустим ещё ДАКТИЛИЧЕСКИЕ РИФМЫ, как исключение. Заметьте слово рифмы чётных строк всегда начинается с ударного слога! Это важно!

Итак подчеркнём особенности ЭХО-РИФМЫ:

1) в чётных строках текста рифмующееся слово начинается  с ударного слога

2) само слово максимально совпадает по звучанию с первым словом рифмы нечётной строки. Лучше, если оно будет входить в состав этого слова, как в поглощающей рифме

3) рифма может быть мужской, женской и допускается быть дактилической, а также может быть СОСТАВНОЙ. (См. пример №1)

4) парная рифмовка. Слова одной рифмы идут практически друг за другом в тексте, но в разных строках.
__________________________________________________

Итак, задание для нашего  конкурса ХОРОШИХ РИФМ «ЭХО-РИФМА»:

  Написать стихотворение с использованием в каждой строфе ЭХО-РИФМЫ любого вида, исходя из приведённых примеров. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм.

   Внимание! К рифмам будут предъявляться не такие жёсткие требования. Нас интересует стадия познания и развития данного редкого вида рифм. Мы занимаемся поэтическим творчеством, поэтому рифма должна быть применена уместно, согласно тексту и замыслу.
  Ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию. Однако, на конкурс будут приняты тексты с рифмами, отвечающими заданию.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ, размер нечётных строк - ЛЮБЫЕ!
Объём  - до 32 строк!

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте И УМЕСТНОМ ПРИМЕНЕНИИ именно рассматриваемых ЭХО-РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным.
     При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, УЛАВЛИВАЕМЫХ НА СЛУХ.
2) Выбор оригинальных рифм, даже самых немыслимых, но поддерживаемых во всех других частях в стихе. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 20 ноября 2021 года или до набора 20 стихов!

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов. При количестве участников 15 - призёров будет 5)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Иллюстрация: художник Джон Уильям Уотерхаус, "Миранда", 1875. Частная коллекция.
Миранда — героиня одного из поздних произведений Уильяма Шекспира «Буря».

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   23.11.2021 15:00     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/11/23/5073

Маллар Ме   23.11.2021 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.