Царство Божие внутри нас

Внешнее - это только намёк, явление, существует же оно только как внутреннее. Восприятие внешнего только как внешнее - грозная опасность для человеческой души, прилепление к небытию. Очень важно отлепиться от внешнего, в которое мы выброшены, в которое исторгнуты мы из рая. Когда-то всё было внутренним, на что сейчас могут намекнуть нам только самые яркие и сладостные наши сны. Сон ведь в чём-то очень важном ближе к реальности, чем эта наша жизнь.
Но, думается мне, не было бы нужды нам соприкасаться с косным и непроницаемым внешним, если бы внутри у нас всё было хорошо. Жизнь так сурова часто бывает к нам потому, что мы внутренне нуждаемся в этом. И потому погружение вовнутрь, не будучи в силах упразднить внешнее, не является и чем-то безусловно целительным, ибо мы ущербны также и внутренне.
Молитва, конечно, также идёт из внутренней глубины, это высшая степень внутреннего погружения и прорыв в нём. Но парадокс в том, что это прорыв как бы во внешнее, в то, что за рамками нашего существа, которое мы знаем. Грех сделал так, что Бог стал как бы чем-то внешним для нас, несмотря на весь абсурд этого положения. Мы не можем теперь разговаривать с Ним никак иначе, как только как с предстоящей нам Личностью, Лицом. Но Он отвечает нам, и Его ответ на какое-то время восстанавливает истинное положение вещей: мы чувствуем, что Бог внутри нас, и это восстанавливает реальность из небытия. Поэтому и надо молиться непрестанно, чтобы быть в реальности, а не в небытии, чтобы Бог был внутри, а не вне. Ощущение же присутствия Бога в нас умиротворяет душу и примиряет нас с этой жизнью: начинается таинственный процесс преображения жизни из внешней во внутреннюю, сказочную. Жизнь, не меняясь по форме и содержанию, меняется по существу, она начинает иначе ощущаться, что раньше невозможно было себе представить. Так, как я думаю, совершается постепенно ещё в этой жизни спасение человека.
Ибо наверное грех заставляет нас ощущать жизнь как внешнюю. А ведь всё самое важное приходит извне. Церковь, жена, друг... Нас учит именно жизнь внешняя. Не есть ли ощущение внешней жизни и внешнего мира то же самое, что и ощущение “внешнего” Бога? Не подобное же ли это проявление греха? Не есть ли все язвы внешнего мира отображение наших внутренних язв? Одно несомненно: течение внешней жизни отражает жизнь внутреннюю, а внутренняя - внешнюю, это единый поток. И если человек идёт по пути спасения, это видно всем. Как и обратное.
Иконы - это как бы окна внутреннего мира, хотя они и вовне. Храм - это тоже внутреннее место, хотя мы и должны добираться до него чисто пространственно, и тогда дорога есть уже внутреннее усилие. Благодать Божия восстановляет гармонию внешнего и внутреннего, стирая эту резкую грань между ними. Таким образом, Церковь - это тот благодатный центр, ядро жизни человека, от которого исходит общее оздоровление жизни.
Такая благодатная область - память, где часто мы не можем отличить обрывки снов от воспоминаний. Таким образом, получается, благодатно само время, его течение, которое всё излечивает и просветляет. Время - это как кусочек вечности. Юра, кстати, говорит, что вечность - это многократно усиленное время, как бы некая полнота времён. Как же Ангел клянётся, что времени больше не будет? Будет нечто большее, чем время. Будет вечность, которая уже сейчас действует во времени. 28 августа 1998 года

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии