Проза ни о чём

  В стихах я уже преуспел — по крайней мере, так мне иногда кажется. Теперь вот решил попробовать прозу. Почти все большие поэты писали прозу, иначе их бы и не признали большими. А я чем хуже? Тем более что в школе меня заставляли писать прозу, хотел я этого или нет. Даже если писать не о чем. Даже если учитель задаёт тему, а ты её не понимаешь. Тут главное — делать вид, что всё схвачено. И, конечно, блеснуть богатством языка! Хотя в голове почему-то крутятся только вульгаризмы, жаргонизмы и прочая непечатная лексика. Но я держусь.

  Нет, лучше буду писать ни о чём. Самыми простыми, житейскими словами. Без плана, без композиции, без завязки, кульминации и развязки. Без всего, что обычно ценят в прозе. Зато честно.

  У больших прозаиков всегда много действующих лиц. У каждого — свой характер, и обязательно кто-то с кем-то конфликтует. Читателю ведь нужны конфликты, иначе он заскучает. А я с детства не люблю конфликты. Мне ближе сюжеты, где никто ни с кем не спорит, а все мирно разошлись по своим делам. Вот и в моём сочинении нет никого и ничего. И не будет.

  Любой читатель после каждой строчки спросит: а что дальше? А дальше — ничего. Но это и есть то самое «ничего», в котором мы все нуждаемся. Оно — в самой основе мироздания. И, возможно, в основе моей прозы.

  Ходжа Насреддин слыл мудрецом. К нему приходили за советом, за утешением, за справедливостью. Вот однажды приходит к нему обиженный человек. Насреддин говорит: «Подойди к той тахте и загляни под подушку». Тот подходит, заглядывает. «Ну и что ты там нашёл?» — «Ничего». — «Вот это и есть то самое “ничего”, что тебе нужно. Бери его и ступай с миром». 
Я бы тоже не отказался от такого совета — особенно, когда не знаешь, о чём писать.

  В основе учения Будды — Ничто. Именно так переводится Нирвана. И Царствие Небесное, о котором говорит Христос, — это великое Ничто. Ведь Небеса — это Ничто! И Отец Небесный — это Ничто, которое в основе всего. «Я и Отец — одно». 
Видимо, я тоже где-то на пути к просветлению — раз пишу о ничто.

  Нет смысла продолжать повествование, ибо оно ни о чём. Значит, и слов больше не нужно. Да и раньше не нужно было. И зачем было начинать, если оно ни о чём? Ведь у Ничто не может быть ни начала, ни конца. Неспроста ноль круглый. 
  Впрочем, если кто-то дочитал до этого места — поздравляю, вы герой. Или просто очень терпеливый человек.

  Прочтёт это кто-нибудь или нет — значения не имеет. Кому скучно, тот прочтёт любую дребедень. Наскучит — отложит в сторону и задремлет. Или схватит бутерброд. Или выпьет рюмку водки. А тому, кто страдает бессонницей, это заменит сонные капли. Тогда цель достигнута. Кому-то, может, захочется посчитать, сколько слов, букв, знаков препинания в моём опусе. Ну и пусть считает! Кто сколько насчитал? А писал-то я ни о чём.

  К чему всё это? Я не отвечу. Отвечать читателю. 
  А я, пожалуй, пойду выпью чаю — в конце концов, это тоже почти ничто, но как приятно!


Рецензии