Ещё немного о Венеции. О гондолах и уключинах

    из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
    пер. с итальянского

  Если обо всём, что касается гОндол и других типичных лодок лагуны, известно всё
 или почти всё, совсем мало сказано о "fОrcola" - уключине, в которую вставляют
 весло для совершения манёвров, чтобы управлять лодкой.
  Если своим видом она часто напоминает скульптурное произведение и потому ценит-
 ся( доходит до того, что многие владеют ими, как предметами искусства), то
 всё ещё мало изучена тысячелетняя история эволюция этого предмета, плода развития
 управления лодками по-венециански  и составляющего часть истории города.
  Каждый угол и изгиб форколы соответствует определённой функции. К примеру,
 уключина на корме гондолы имеет восемь разных пунктов для установки весла, кото-
 рые позволяют совершать такое же количество манёвров, самыe распространённые
 манёвры, совершаемые одним веслом :"il premier" - движение отталкивания весла
 для отплытия и "lo stalir" - движение, которое держит лопату весла на глубине
 воды, чтобы корректировать движение лодки.
   Каждое место для гребли( идёт ли речь о лодке с одним гребцом или она построе-
 на для нескольких - "la caorlina" например, предназначена для шести гребцов;
 "disdotona" предусматривает наличие восемнадцати, обычно они участвовали в
  парадах), имеет уключину особенной формы, которая изменяется в зависимости от
  корпоратуры гребца и его стиля гребли.
    Уключины изготовляли мастера, которые производили также и вёсла, потому и
 назывались "remeri". С 1307 года они были объединены в корпорацию-гильдию,
 в течение веков они произвели тысячи вёсел и форкол-уключин для нужд Светлейшей.

   Уключина делалась из одной четвёртой ствола ореха или груши, или вишни,
 перед началом работ дерево "отстаивалось" несколько месяцев.
  Эволюция  её создания отражала необходимость оптимизировать работу весла,чтобы
  позволять любые манёвры в условиях каналов, часто очень узких и, прежде всего,
 позволять двигаться прямо, несмотря на то, что гребля могла осуществляться
 только с одного бока.
 
   Хотя уключина-форкола присутствует во всех типах плавсредств, встречающихся
 в лагуне, самая известная типология такого оригинального приспособления принад-
 лежит форколам гондолы, самой знаменитой венецианской лодки на протяжении
 тысячи лет.
   Кто-то считает что своим происхождением она обязана греческому слову "kondy"
 или "kontyllion", кто-то - от латинского "Cymbulla" - лодочка, либо от слова
      "conchа",превратившегося в уменьшительное "Conchula".
  Совершенно точно, что именно Cymbulla, лодка, названная также Gondolum, встре-
 чается впервые в декрете дожа Витале Фальер от 1094 года, который освобождал
 жителей Лорео от предоставления её в распоряжение дожу.
  Длина гондолы около 11 метров(10.0835 м), она всегда чёрного цвета( наносят
 семь слоёв водонепроницаемой краски), согласно распоряжению республики от 1562г.
 До этого момента гондолы были богато украшены и раскрашены в разные цвета,
 и потому Светлейшая решила притормозить эти соревнования  роскоши и тщеславия
 аристократов, унифицировав цвет. Этот декрет действовал в Венеции вплоть до
 1633 года. Подсчитано, что за этот период  в Венеции было по крайней мере десять
 тысяч гондол, все они были снабжены кабинами "фельце", которые можно было
 в жаркую погоду смонтировать и убрать. Название "felze" происходит от античной
 традиции покрывать такие кабинки ветвями папоротника - "felce" - "папоротник".

   Дно гондолы плоское, а сама она имеет слегка ассиметричную форму( в ширину
 никогда не превышая 1,42 метра), чтобы уравновешивать вес гондольера, который
 гребёт одним веслом, находясь на боку лодки. Каждая гондола состоит из 280 дере-
 вянных частей(вяза  и корней вяза, дуба, липы, лиственницы, красного дерева,
 кедра, ореха, вишни и ели)
   Замеры гондолы "squeraroli"- "скверароли" - строители гондол ( от "squere"-
 небольших мастерских по производству гондол), производят в "унциях"-
 "once" с помощью мерки "passetto"( "шажок"), который соответствует примерно
 1,4 метра или 36 унциям.
    Железный гребень на носу - важный декоративный элемент лодки, шесть зубцов
 представляют шесть сестриеров города, а верхний зуб, повёрнутый в другую сто-
 рону - остров Джудекку. Верхняя часть гребня напоминает  головной убор дожа,
 символ его власти и его защиты. Остальная нижняя часть гребня символизирует
 Большой Канал.
 
   Фото скверо Сан Тровазо в Венеции.


Рецензии
Удивительные люди, поразительные мастера...многие золотые страницы в истории культуры человечества написаны ими...
Сонечка, сколько нового я узнала...спасибище тебе огромное.
Обнимаю тебя, дорогая, с любовью и благодарностью.

Валентина Янко   04.11.2021 10:49     Заявить о нарушении
Доброго дня тебе, солнышко! Спасибо, что читаешь, щедрая Душа!
Обнимаю с любовью.

София Ладзарус   04.11.2021 13:24   Заявить о нарушении