Тезаурус познаний. Консерватизм. Это что?

   Пленарная сессия XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» (2021 год).      
kremlin.ru/events/president/news/66975   
     Президент Российской Федерации:
«…формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма.
   Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего:
опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий.
   … на предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм – самая разумная, во всяком случае, на мой взгляд, линия поведения.
Она неизбежно будет меняться, разумеется, но пока врачебный принцип «не навреди» представляется наиболее рациональным. Noli nocere*… 
   … именно ООН в нынешнем турбулентном мире является носителем того самого здорового консерватизма международных отношений, который так необходим для нормализации ситуации.
      Наш консерватизм – это консерватизм оптимистов, это самое главное.
Мы верим, что стабильное, успешное развитие возможно. Всё в первую очередь зависит от наших собственных усилий. И конечно, мы готовы работать с нашими партнёрами ради общих благородных целей.
…КОНСЕРВАТИЗМ – ЭТО НЕ ТО, ЧТО МЕШАЕТ ИДТИ ВВЕРХ И ВПЕРЁД, А ТО, ЧТО МЕШАЕТ ИДТИ НАЗАД И ВНИЗ, К ХАОСУ.
Вот если мы так будем воспринимать консерватизм, то это будет хорошим подспорьем для развития.»
___________
* Noli nocere  (лат.  ) – не навреди.
___________ 
___________
     Размышления Николая Бердяева «О консерватизме» являются частью (письмом пятым) его книги «Философия неравенства».    
xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/2/o-konservatizme.html
   Н. Бердяев: 
«…Я хочу говорить сейчас о консерватизме не как о политическом направлении и политической партии, а как об одном из вечных религиозных и онтологических начал человеческого общества.
   Консервативные политические партии могут быть очень низменны и могут искажать консервативное начало. Но это не должно затмевать той истины, что невозможно нормальное и здоровое существование и развитие общества без консервативных сил.
     Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым. <...>
   Вы, …, отвергнувшие всякую правду консерватизма, не хотите прислушиваться к той глубине своей, в которой вы услыхали бы не только свой голос и голос своего поколения, но и голос отошедших поколений, голос всего народа во всей его истории.
Вы не хотите знать воли всего народа в истории его, вы хотите знать лишь свою волю.
    Вы неблагородно и низко пользуетесь тем, что наши отцы, деды и прадеды лежат в земле, в могилах и не могут подать своего голоса.
Вы ничего не делаете для того, чтобы они встали из могил, вы пользуетесь их отсутствием, чтобы устроить свои дела, чтобы использовать их наследство, не считаясь с их волей.
   Ложный, косный консерватизм не понимает творческой тайны прошлого и ее связи с творческой тайной грядущего…
   В истинном же консерватизме есть благородство древнего происхождения. <...>
    СМЫСЛ КОНСЕРВАТИЗМА НЕ В ТОМ, ЧТО ОН ПРЕПЯТСТВУЕТ ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕД И ВВЕРХ, А В ТОМ, ЧТО ОН ПРЕПЯТСТВУЕТ ДВИЖЕНИЮ НАЗАД И ВНИЗ, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур.
   Смысл консерватизма – в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах.
Эта стихия всегда шевелится в человеке, и связана она с грехом.  <...>
   Если консерватизм существует лишь у власти, оторванной от народа и противоположной народу, в самом же народе его нет, то все развитие народа делается болезненным.
В консерватизме, как связи с вечностью, должна быть не только сила, но и правда, привлекающая сердце народное, обоснованная в его духовной жизни.
Постылый и отталкивающий консерватизм бессилен, он может насиловать,
но не может привлекать к себе и вести за собой.
И несчастна страна, в которой всякий консерватизм сделался постылым и насилующим.
Когда консерватизм ассоциируется в народном сознании с препятствием для развития и с враждой к творчеству, то в стране готовится революция.
Виновными в этом бывают и те консервативные силы, которые допустили в себе омертвение и окостенение…»
   _________
   _________ 
П. Бови – английский писатель  18-го века: 
«Быть консерватором в юности – это начинать жизнь навыворот. Понятно, если старики – консерваторы, но если молодые люди становятся ими, то похоронный звон уже наверное раздаётся над нацией. Будем на старости так же веселы, как в молодости. Молодость, подобно жаворонку, имеет свои утренние песни, старость, подобно соловью, должна иметь свои вечерние песни.»


Рецензии