Неверие - самый ужасный грех

Владислав Ходасевич “Некрополь” (начало 20-х чисел апреля 1997 года). Статьи о Блоке и Гумилёве, Есенине, Горьком. Ходасевич - довольно симпатичный человек, но совершенно бессильный перед злом мира по своему неверию. Всё у него мрачно и беспросветно, а что более или менее светло, то жалко и бессильно. Да и сама судьба его весьма плачевна: эмиграция, нищета, бездомность, ранняя смерть в 53 года... Самая яркая статья - о Горьком. Написана с большим душевным теплом. По-видимому, Горький заслуживал этого. Мягкий и добрый человек с любящим и сострадающим сердцем, чуткий ко всему высокому и романтичному, но глубоко травмированный всем тем, что он считал правдой жизни. Здесь-то и начинается трагедия Горького. Мечта, красота и свобода романтики для него ложь, всё тёмное и мерзкое, скверное и непотребное - правда. И вот он искренне пишет: “Я ненавижу правду”. И Горький выбирает сладкую ложь, уже не различая её и то истинно высокое, что пленяло его сердце. “Правду” он не любит и потому начинает любить разрушение, всё, что может как-нибудь повредить ненавистной “правде”: революцию, мошенников, фокусников, наглых воров и лгунов. Ненависть к “правде” начинает уже перевешивать и любовь к людям... И начало всему - неверие. Казалось бы - личное дело каждого, то, что касается тебя и Бога, тайники сердечные. Веришь или не веришь - кто укорит? Кто может сказать что-либо? Но это и есть начало всего, и неверие оказывается величайшим грехом, на который нанизываются все остальные. Неверие есть неверность самому себе, самому чистому и хорошему, что есть в тебе и что питается, сохраняется и умножается только верой. Ибо всё это - ты сам - пришлец и странник в мире, который во зле лежит и который покушается на духовное убийство тебя. Если ты не веришь в себя, себе не веришь, совести своей, голосу сердца - ты пропал. Толстой поверил. В “Исповеди” он рассказывает, что понял, что должен искать Бога лишь потому, что при мысли о Нём он чувствовал, что может жить; когда же приходило сомнение, жизнь становилась невыносимой. Но Толстой был правдолюбец, он не мог кривить душой и питаться ложью. Горький смог. Только приверженность правде и вера в себя могут спасти человека. Человек должен возлюбить Истину. <В псалмах же сказано, что каждый человек есть ложь. Поэтому вера в себя странным образом сочетается с самоотвержением: та правда, которая обретается внутри нас, заставляет нас отвергнуть себя ради Истины, чтобы приобщиться к Истине. Наша правда мала, и она не может нас спасти. Но она благоговеет перед высшей правдой, перед Правдой Божьей, и она предаёт нас ей. И Правда Божья нас спасает. Спасает и от самих себя. - 14 ноября 2001 года> Всё это и есть касание Бога, Его стук в человеческое сердце. А тогда, узнав Бога в себе, ты узнаешь Его и в Церкви, и встретишь Спасителя. Правда, путь это долгий, и Толстой его пройти не смог. <Хотя и его в самый важный момент жизни, после ухода, потянуло к Церкви. - 14.11.01> В связи с Горьким мне постоянно вспоминается Клим Самгин, эта мистика безбожия и ада, где лучшие погибают первыми или убивают себя, где дохнет мышь, где жена - прочитанная книга, где правда - Иероним Босх. Где если вера - то хлыстовщина и их страшные радения, а здоровый человек - революционер. Горький не прост, глубок, трагичен, но это человек, отпавший от себя, при жизни погрузившийся во ад.

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии