Ещё немного о Венеции. О книгах, точках и запятых

   из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
   пер. с итальянского

  Первая книга удобного карманного формата обязана своим появлением на свет
 изобретательности и предприимчивости Альдо Мануцио.
 ...Ну, может быть, не самая-самая первая, если уж хотим быть совсем дотошными, но
 бесспорно, именно Альдо приложил огромные усилия, чтобы сделать книги удобными
 для чтения, простыми в обращении и доступными  для всех.
  На заре книгоиздания, которое всё еще по инерции следовало канонам катившихся
 к закату манускриптов, книжные тома были огромного размера и весили до несколь-
 ких килограммов.
   Мануцио пришла в голову идея согнуть лист, чтобы получить желаемый формат
 (два раза поперёк, и один раз - вдоль, таким образом получаются восемь листов)*,
  в полиграфии такой формат до сих пор называется "ин октаво"- "in ottavo".
  Первой книгой, изданной по новым правилам, была "Канцоньере" Петрарки.
  Мануцио не ограничился использованием нового формата в издательской индустрии,
  которая стремительно развивалась в этот период, он приложил огромные усилия
  работая над содержанием и формой: именно он ввёл использование точки для
  заключения фразы, первый использовал запятую, знак ударения и апостроф в совре-
  менной форме, изобрёл знак "точки с запятой".
   Ввёл нумерацию страниц и в 1501 году первым использовал знаменитый "курсив" -
 слегка наклонный, элегантный вариант модного тогда "римского" шрифта.
   Альдо Мануцио родился в Бассиано, в Лацио, в 50-х годах 15 века, получил
 гуманистическое образование в Риме, прежде чем переехать в Венецию, где нашёл
 ту предпринимательскую свободу, которая только Светлейшая смогла ему гарантиро-
 вать.
 Открыл свою первую венецианскую типографию в 1494 году, её девизом было - "fes-
 tina lente"- "поспешай неспеша", а символом стал дельфин, которого Альдо
 увидел на монете. подаренной ему венецианским гуманистом Пьетро Бембо.
 Девиз подчёркивал солидность, а дельфин - скорость издательства.
   Мануцио нашёл здесь благодатную почву для своих новшеств: Венеция превратилась
 в процветающий издательский рынок после изобретения Иоганна Гутенберга.
 Первым издателем в городе стал Джованни да Спира, который получил лицензию
 в 1468 году. В Национальной Библиотеке Marciano хранится первая опубликованная
 им книга - "Epistulae ad familiares" Цицерона.
  Открытость Светлейшей не только в плане коммерции, но и в области культуры
 можно продемонстрировать на примере первого печатного издания Корана в 1538 г.
 Одна из копий которого до сих пор хранится в монастыре Сан Франческо делла
 Винья. В те же годы была издана первая печатная книга на армянском языке и
 Талмуд впервые был превращён из свитка в книгу, нумерация всех последующих
 изданий сохраняет первую венецианскую.
  Ко всем нововведениям Мануцио приписывают также публикацию первого романа в
 истории: речь идёт о " Любовных борениях Полифило во сне" Франческо Колонна,
 напечатанного в 1499 и снабжённого великолепными иллюстрациями.

    Картина Франсуа Фламана "Альд Мануций с библиофилом Жаном Гронье"


Рецензии
София, можете почитать в "Прозе.ру" (Аркадий Кузнецов 2) мою статью 2014 года для "Библиотеки в школе" об Иване Фёдорове, в которой я дал небольшой очерк первопечатных типографий и их географии. В том числе обратил внимание, что печатная книга прежде всего оказалась востребована в общинах вольных городов Германии и республик Италии, а уже потом была взята на вооружение монархами Франции, Англии, Испании, Швеции, России и т.д. Дело, как я определил, в большей свободе для издателей и авторов. Спасибо!

Аркадий Кузнецов 3   23.12.2021 02:19     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Да, конечно, обязательно прочитаю! Спасибо большое!
С благодарностью и теплом.

София Ладзарус   23.12.2021 01:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.