Фетя Пёдоров

Жил-был в родном городе и рос в родном дворе мальчишка по имени Фетя.

Нет, конечно, такого имени не существует, существует имя Петя. Так, по правде говоря, мальчишку и звали на самом деле.

То есть его, если быть буквально точным, звали Петя Фёдоров. Но шутники-мальчишки из соседнего двора взяли и поменяли первые буквы имени и фамилии. И получилось так : Фетя....ну а что получилось с фамилией, найдёте в названии рассказа.

Мальчишкой Петя или Фетя ( я буду пока называть его так, как его звали дворовые друзья )...да ! так вот, мальчишкой Фетя был хорошим - не драчуном, не задирой, не ябедой. Более того, он был счастливым мальчишкой, даже несмотря на перестановку букв имени и фамилии.

Особенно счастливым был Фетя в дошкольном возрасте, когда являлся воспитанником детского сада.

С самого утра и до позднего вечера, когда мамаши, высовываясь из окон кричат : Витька, Юрка, Женька, Сашка, Ирочка, Наденька, Танечка, домой !, загоняя своих чад назад в квартиры, чтобы накормить их ужином и уложить спать, то есть - целый день, Фетя гонял по двору и занимался всем, чем только ни пожелает его душа.

Играл во все игры, придуманные детской фантазией :

Играл в классики, в горелки, в чехарду, в лапту, в городки, в ножичка, в салочки, в догонялки, в прятки и т.д.

С наслаждением играл он и в игры, придуманные фантазией взрослой : в футбол, в хоккей, в волейбол, в бадминтон, в настольный теннис и во множество других игр.

Обожал Фетя играть даже и в игры, в которые играли девчонки. Прыгал со скакалкой, собирал фантики, закапывал в укромных местах двора "секреты" из разноцветной конфетной фольги, аккуратно накрывая их сверху осколками битых бутылок.

Играл он и зимой, и летом, и весной, и осенью.

Весной, когда снег начинал таять и по всем дорожкам двора бежали ручьи, Фетя пускал по ручьям кораблики из спичек. Летом он делал пищалки из стручков акации. Осенью собирал кленовые листья для гербария. Зимой с удовольствием обламывал сосульки и тут же превращал их в леденцы.

Одним словом, когда Фетя был ещё воспитанником детского сада, он был счастлив. И счастлив был как-то спокойно, ровно, без надрывов и аффектов, которыми нередко сопровождается счастье взрослых. Для счастья не требовалось ничего особенного. Счастье он находил во всём - в утреннем пробуждении, в первом взгляде на свою комнатку. Он был счастлив, что может спрыгнуть с кроватки, побегать, попрыгать. Он был счастлив оттого, что на улице падает снег или наоборот светит солнышко. Он был счастлив, что идёт по улице, бегает по двору, катается на самокате, сидит на скамейке. Чтобы стать счастливым, ему не требовалось исполнение никаких особенных условий. Он был счастлив каждую минуту, счастлив просто так - счастлив тем, что он дышит, видит, живёт. Он был счастлив практически при любых обстоятельствах, то есть был счастлив безусловно. При этом он не сознавал того, что он счастлив, и даже никогда не задумывался над вопросами : счастлив ли он и что такое счастье ? Просто был счастлив и всё.

Когда же он подрос и стал воспитанником школы, счастье начало куда-то потихоньку очень незаметно пропадать.

В школе ему строго внушали мысль, если он получал в дневник двойку или, что ещё ужаснее, единицу, которую первоклашки называли "кол", что счастлив в этом случае он быть не может. За эту двойку мать его бранила, а отец мог даже и наказать.

И Фетя, чтобы его не ругали и не наказывали, стал изо всех сил стараться получать одни пятёрки. Пятёрки в его глазах теперь олицетворяли счастье. Выходило так : получил пятёрку - ты счастлив. Получил кол - ты самый несчастный человек на земле.

Переходя из класса в класс, Фетя из маленького мальчика превратился в симпатичного, вихрастого подростка. И Фетей его уже больше никто не называл, а называли, как положено, Петей. Учительница, вызывая к доске, произносила его фамилию так, как она и должна звучать :"Фёдоров, докажи теорему Пифагора !"

И мы, друзья, тоже будем называть его с этого момента Петей.

Учился Петя хорошо, твёрдо усвоив правило, что от успеха учёбы всецело зависит и счастье. Но чем успешнее он учился, тем, как ни странно, он был менее счастлив.

В старших классах счастье Пети ещё сильнее подтаяло, как снежные сугробы в марте. Условий, при исполнении которых достигалось счастье, становилось всё больше, а самого счастья становилось всё меньше.

Он уже не был счастлив просто оттого, что открыл утром глаза, что впереди целый день. Он не получал радости, когда спрыгивал с кровати, бежал в ванную комнату и умывался чистой водичкой, чистил зубы такой ароматной зубной пастой, что надевал постиранные штаны, рубашку и скакал на одной ножке вниз по лестнице во двор. Оттого, что он просто может идти, бежать, что ноги служат ему, он уже не был счастлив. Он уже не был счастлив, что видит двор, небо, облака, что слышит, как поют птицы и играет радио из открытого окна. Ему не кружили больше голову ни запах асфальта, омытого дождём, ни лучи солнышка, пробивающиеся сквозь мокрую листву деревьев. Для того, чтобы он стал счастлив, теперь, как было сказано выше, должны были исполнится многие условия.

Одно из условий, например, было таким : он был счастлив, если девчонка, которая ему нравилась, отвечала ему взаимностью. А если она оставалась к нему равнодушна, то Петя места себе не находил и даже ночью спал плохо.

Именно в этот сложный для него период жизни, или, как его ещё называют - переходный, Петя впервые испытал состояние, которое можно смело назвать жутким словом "депрессия".

Повзрослев, Петя уже не смеялся поминутно тем заразительным смехом, каким он смеялся в ту пору, когда был воспитанником детского сада. Он стал серьёзен, молчалив и порой мрачен. Даже улыбаться он стал гораздо реже. И приходя в библиотеку, просил дать ему не книжку "Волшебник Изумрудного города" - произведение А.Волкова, а "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Тут-то бес, который совратил главного героя из романа Достоевского, подтолкнув его на совершение тяжкого преступления, понял, что Петя Фёдоров, как и Родион Раскольников, уже полностью в его руках и стал лукаво толкать Петю под руку.

Толкал, толкал и достиг таки своей цели. Петя, страдая от неразделённой любви, принялся яростно сочинять стихи. Он был уверен, сочиняя их, что если ему удастся написать очень хорошее стихотворение, он прославится. А слава принесёт ему счастье. И чем сильнее он прославится, тем больше он будет счастлив. Он смотрел на счастливые лица знаменитых писателей, поэтов, актёров, певцов, сияющие с обложек журналов, и втайне завидовал им.

По двору бегали со счастливыми криками уже совсем другие мальчишки - новые воспитанники детского сада. Бегали, набивая шишки на лбу, получая ссадины на коленках, но от этого не становившиеся менее счастливыми.

Счастливые крики, доносившиеся в окно со двора, Петю только раздражали. Он искал уединения для сочинительства. Теперь его счастье снова попало в зависимость. Оно зависело от того, одобряют ли плоды его поэтического творчества редактора газет и журналов.

Наконец, годы школьной и институтской учёбы закончились. Петя полностью ушёл из-под родительской опеки. Он вырос. Ему, как всем взрослым людям, стали платить зарплату. И его уже называли всё чаще не Петей, а Петром Владимировичем.

В этот новый, взрослый, период жизни счастье его тоже продолжало зависеть от чего-то. Прежде всего счастье зависело от количества заработанных денег, от благосклонности шефа, от успехов карьеры.

Но, что самое странное, даже если денег Пете платили всё больше и больше, а карьера развивалась всё успешнее и успешнее, счастье не только не увеличивалось, а напротив, счастье уменьшалось и однажды уменьшилось настолько, что просто, как говорится, полностью исчезло, испарилось. Счастье испарилось, как снег весной. Оно выкипело, как вода в чайнике. Оно увяло, как роза, прихваченная морозами. Оно, по выражению героя знаменитого кинофильма, стало таким же маленьким, как камень в почке.

Исчезновение счастья не на шутку испугало Петю...о нет, простите, друзья, оговорился !... уважаемого всеми сотрудниками президента и главу правления большой и процветающей фирмы Петра Владимировича Фёдорова.

Затяжная депрессия, вечно дурное настроение, недовольство компаньонами по работе, детьми, женой, и даже государственной Конституцией, хроническая бессонница, мрачные навязчивые мысли - всё это вместе взятое так измучило его, что он не выдержал и пришёл на приём к врачу.

Врач очень внимательно выслушал Петра Владимировича, пощупал пульс, померял давление, изучил кардиограмму и результаты анализов. Словом сделал всё, что мог и что было в пределах его компетенции и врачебного опыта.

Врача ни в чём нельзя было упрекнуть. Он добросовестно провёл обследование, нашёл кучу болячек, выписал кучу лекарств, взял за свои услуги кучу денег, но того, за чем к нему пожаловал Пётр Владимирович, а он пожаловал за счастьем, дать не смог.

Пётр Владимирович остался разочарован и визитом к врачу, и результатом лечения. Он пошёл к другим врачам, но результат повсюду был один и тот же - потерянное счастье врачи вернуть не смогли.

И тогда Пётр Владимирович, будучи человеком начитанным и неглупым, стал догадываться, что счастье, которое он потерял и которое хочет снова найти, не должно зависеть ни от чего, ни от каких условий. Он вдруг понял, что если счастье будет зависеть от условий, то оно неизбежно улетит, как скворец из скворечника с наступлением холодов. И поняв это, Пётр Владимирович сделал первый робкий шаг навстречу потерянному счастью : он просто, без всякой на то видимой причины, улыбнулся.

Друзья, я не буду вас больше мучить !

Скажу честно, что не знаю окончания этой истории, не знаю сумел ли вернуть счастье Пётр Владимирович или нет. Наши жизненные пути, к сожалению, разошлись. Мне очень, очень хочется верить, что вернул. И если вернул не полностью и не стал снова счастлив, как в тот период его жизни, когда он был воспитанником детского сада, то хотя бы вернул частично.

Конец этой истории вы можете придумать сами. Придумайте его таким, каким бы вы хотели его видеть и для героя нашей истории, и для самих себя. И пусть ваша выдумка получит жизненное воплощение. Лично я от всего сердца желаю вам этого !


Рецензии