31 октября

31 октября.

Посвящено апостолу - святому Луке, первому
Иконописцу, учёному человеку, написавшего одно
Из четырёх Евангелий и «Деяния святых апостолов»
 А 31 октября весь православный мир отмечает память ему.
А у нас в России – «луковый» день.

Первая часть.

А по церковному преданью,
Лука – врач с Антиохии,
Одним с 70 – и стал там,
Последователей Христа.

Его Евангелие это,
Описывает так тогда,
Как появились те святые,
Устроил как это Господь:

«После сего избрал Господь и других 70 (учеников),
 и послал их по два  пред лицем Своим во всякий
город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им:
«ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО; ИТАК,
МОЛИТЕ ГОСПОДИНА ЖАТВЫ, ЧТОБЫ ВЫСЛАЛ
ДЕЯТЕЛЕЙ ЕА ЖАТВУ СВОЮ» (Лк 10:1,2)

А после казни Христа, Лука,
Отправился с апостолом,
Павлом, чтоб проповедовать впредь,
Учение Спасителя.

(В Италии, Галлии и Греции)

Кроме того, уже сегодня,
Луку принято называть,
Первым также иконописцем,
 И это вовсе неспроста.

Согласно, тем там апокрифам,
Именно Лука написал,
На доске от стола, за коим,
Обедали Святые там.

Спаситель с матерью ещё же,
И Иосиф Обручник там…
И на ней Лука там напишет,
Образ той Богородицы.

Дева Мария тот увидев, сказала:
«БЛАГОДАТЬ РОДИВШЕГОСЯ ОТ МЕНЯ И МОЯ, ДА
БУДЕТ С СИМИ ИКОНАМИ»

Известно, что Лука – апостол,
Долгую жизнь тогда прожил.
В 84 года,
В Ахайе проповедовал.

(Область Греции)

Язычники ж его схватили,
И там повесили тогда,
На дереве оливковом там,
Снимут его приверженцы.

Тело Луки отвезли в Фивы,
Похорони там Луку,
В усыпальнице мраморной там,
В этот момент там грянул дождь.

Капли дождя там исцелили,
Многих страждущих, были что.
Через века, в 4 – ом веке,
В округе слух тогда ж прошёл.

(Во второй половине 4 – го века) 

Что из усыпальницы этой,
Течёт некое вещество…
«Каллурий» - он, мол, исцеляет:
«Глазные все болезни там».

(И зрение всем возвращает)

О том услышал император,
Константинополя тогда ж,
Констанций. Он распорядился,
Перенести мощи Луки.

В столице был чтоб Византии.
И как гласят предания,
Ознаменовано то было,
Чудом, что там произошло.

Один их самых приближённых,
Правителя – постельничий,
То – Анатолий, что страдал там,
Тяжким недугом. Лишь лежал.

(Прикован был к постели)

Когда ж прибыли Луки мощи,
В Константинополь. Больной смог,
Самостоятельно там выйти,
Навстречу к этим там мощам.

И прикоснувшись же к ковчегу,
Получил исцеление!
И Анатолий тот с другими ж,
В храм перенёс святыню ту.

(В храм Двенадцати апостолов. Где она хранилась
Ещё ж несколько столетий)

Вторая часть.

1204 год

Но крестоносцы захватили,
Царьград. Отправят мощи те,
Луки, там в город итальянский,
Падую. До сих пор те тут.

(В базилике мученицы Иустины. Где им отведена
Специальная капелла, над престолом которой
Висит икона Богоматери, написанная по преданию
Самим евангелистом Лукой)

Покоится Святой в особой,
Гробнице - мрамор в ней цветной.
Изготовленный специально,
Для той реликвии святой.

(В 1313 году)

За его мощи в мире «дрались»,
Хоть часть желали взять себе.
В Падуе лежит только тело,
Без головы. В месте – другом.

(В Праге в соборе святого Витта. Также отдано
и ребро тела Луки, в Фивы)

В нашей стране, день памяти той,
Стал «луковым» днём. Ибо тут,
Схожесть имени всё ж совпала,
Луки, и овоща уже.

Не дорого лук стоил раньше,
И потому нажиться же,
Там на его продаже было,
Проблематично всё же там.

Но тем не менее в октябрь,
31 – го там числа,
Во многих тогда крупных сёлах,
Устраивались ярмарки.
(Специальные. Более 100 лет назад)

В этот день там на них свозились,
Излишки лука. Чтобы там,
Можно было людям общаться,
Обсудить новости там все.

(Да и просто людей посмотреть и себя показать)

Мужчины только занимались,
Продажей лука. Женщины ж,
Дома готовили все ужин,
Праздничный – с луком пироги.

(Кроме всех обязательное блюдо - этот пирог)

Многие дамы там втирали ж,
В кожу сок овоща того:
«Разгладит, мол, он все морщины,
Увяданье предотвратит.
 
(Их красоты)

А если голову с тем вымыть,
Придаст блеск там их волосам,
Густоту, шелковистость также,
Не ели все в теченье дня.

(Если же «из человека на Луку гниль выходит»,
Значит еда может помешать этому процессу.
Поэтому на завтрак и обед ели немного лука.,
Чтобы обеспечить здоровье на целый год)

В этот праздник и появилась,
Та поговорка. Говоря:
«Лук от семи недуг». Все предки,
Не забывали там о том.

В русских деревнях, также сёлах,
Помнили ещё ж о других,
Приметах в этот день особый,
Вот, некоторые из них.

Строго – настрого запрещалось,
Давать соседкам соль взаймы.
Чтобы не выпускать из дома,
Благополучие семьи.

Но, коль хозяйка забывала,
О том, и отдавала соль,
Ей нужно было там отрезать,
Дольку лука, обмакнув в соль.

После чего проглотить лук тот,
При этом заговор сказать.
На день Луки же начиналась,
Осенняя путина там.

Как темнота там начиналась,
На реку же шли рыбаки,
«Лучить» рыбу. Там на нос лодки,
Приспособленье ставилось.

С пучком лучин, что зажигались,
Как только эти рыбаки,
На середину приплывали,
Стремилась рыба на тот свет.

(И она становилась желанным трофеем рыбаков)

А на Руси тогда ж считалось,
Плохой приметой, в этот день,
Увидеть, как щука ударит,
Хвостом по воде… Плохо, то.

(Эта рыба издревле ассоциировалась у наших предков
С нечистой силой. И считалось, что так она предвещает скорую смерть)


Рецензии