Ещё немного о Венеции. Первый в мире игорный дом

        из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
       пер. с итальянского

  1638 год ознаменовался тем, что власти Венеции, отказавшись от политики строгих
 преследований, которую проводили до этого момента, выдали разрешение венециан-
 скому аристократу Марко Дандоло открыть на калле Валарессо, в двух шагах от
 Сан Марко "Ridotto Grande" - своеобразное казино, которое единодушно признано
 первым публичным игорным домом, распахнувшим двери посетителям.
   Сейчас "Il Ridotto", который в 19 веке был превращён в театр, вновь отреставри-
 рован и открыт для публики, являясь частью туристических достопримечательностей
 Большого Канала вместе с Hotel Monaco.
 Среди многочисленных комнат, украшенных лепниной и фресками здесь есть и "stanza
 dei sospiri"- "комната вздохов", предназначавшаяся наиболее рискованным играм,
 с огромными ставками: в этих стенах на кон ставились невообразимые суммы и целые
 состояния переходили из рук в руки за ночь игры.
   Тем не менее, долгое время в Венеции в азартные игры любого типа, кости, карты
 и другие, можно было играть в единственном месте - между двумя колоннами
 Пьяцетты Сан Марко. С этим связана любопытная история: эти колонны, привезённые
 с Востока, более века лежали на набережной, так как никто не был в состоянии
 поднять их в вертикальное положение.
   И только благодаря изобретательности Никола Старантонио Бараттьеро, строителя
 из БЕргамо, автора проекта первого моста Риальто, в 1172 многотонные колонны
 приобрели, наконец, своё достойное место. Он дал команду заблокировать нижний
 край каждой колонны, перевязав верёвками весь корпус колонны и прикрепив верх
 колонны к поверхности другой части площади.
   Верёвки затем были намочены водой, увеличившись в диаметре и уменьшившись в
 длину. Давления, которое возникло из-за укорачивания верёвок было достаточно,
 чтобы приподнять верх колонн на несколько сантиметров. Под колонны положили
 деревянные подставки, мокрые верёвки были заменены на сухие и спустя короткое
 время операция по подъёму колонн была завершена.
  Всеобщее восхищение было настолько большим, что правительство Светлейшей реши-
 ло наградить Бараттьеро, удовлетворив его прошение на право открыть игорный
 дом для игры в кости, занятие строго запрещённое в городе до этого, на куске
 земли между этими двумя колоннaми. Всех игороков с тех пор называли по имени
 изобретательного инженера - "barattieri" - "баратьери".
   
   В течение веков правительство Венеции боролось со страстью к игре своих жите-
 лей: В 1254 году выходит указ, запрещающий играть у входа в собор Сан Марко
 и под арками фасада; на следующий год такой запрет касается двора Дворца Дожей
 и зал, прилегающих к Залу Большого Совета.
  1266 год - охранникам дожа запрещено играть во всех помещениях дворца.
  1292 год - единственными разрешёнными играми остаются шахматы и нарды.
 Любое нарушение карается штрафом в 25 лир.
  В 1506 и 1539 году Совет Десяти запрещает " все игры, за исключением шахмат,
 стрельбы из лука, балестры и танцев".
  ... И всё в таком духе. В начале 17 века азартные игры, в которые играли
 повсюду, были разрешены на время карнавалов ( с октября до "жирного вторника"
 перед началом Великого Поста).

    Одновременно с азартными играми другой страстью венецианцев были всякого
 рода пари. На спор заключалось всё: пол будущего ребёнка, имена знатных горо-
 жан, которые избирались на тот или иной пост и так до бесконечности.
 Суровейшие наказания, предусмотренные за такую деятельность(начиная со штрафов
 заканчивая постоянным изгнанием из города и даже ослеплением одного глаза) не
 пугали любителей заключать пари. Часто они заключались внутри храмов( не без
 участия священников), так как участники пользовались правом убежища, которое
 предоставляла церковь.
   Томмазо Гарцони в концн 16 века описал последствия страсти к азартным играм
 на примере Леона, мантуанского еврея, "который в один морозный день проиграл
 ремни-подтяжки от штанов, так что на следующий день, работая в качестве портье,
 был вынужден одной рукой открывать занавес перед входящими посетителями, а дру-
 гой придерживать спадающие панаталоны, вызывая всеобщий смех."
 Еще один пример: Никколино да Вилланова, "который, чтобы добыть денег для игры
 собственноручно подписал договор о том, что сделается рабом на три года в
 Неаполе в случае неуплаты; получив деньги и проиграв, был закован в цепи.
 С помощью уловок Никколино сбежал от своих охранников с цепью на ноге, через
 некоторое время вошёл в казино, где шла игра и, поставив на кон шесть кватринов,
 проиграл цепь, в которую был закован."

  Наконец, как мы уже сказали ранее, в 1638 году Марко Дандоло получил разрешение
 открыть "Il Ridotto Grande".
 Рассказывают, что в 1708 году во время своего пребывания в городе, именно здесь
 король Дании Фридрих Четвёртый выиграл очень большую сумму денег у венецианского
 патриция. Но он повёл себя по-королевски: вставая, он нарочно опрокинул карточ-
 ный стол с картами и записью счетов, обнулив игру.
  Тогда же венецианцы стали свидетелями другого "beau geste"- красивого жеста,
 но его автором стал на этот раз не король, а один из венецианских аристократов
 Кверини. Всё случилось во время приёма во дворце Фоскарини, когда король
 пригласил на танец жену патриция, Катерину. Во время танца великолепное жемчуж-
 ное колье синьоры разорвалось, и жемчужины посыпались на пол. Катерина сделала
 вид, что ничего не случилось, но сконфуженный король уже нагибался, чтобы
 собрать их: именно в этот момент Кверини поспешил на помощь паре, улыбаясь и
 топча и отбрасывая ногами жемчужины, он предложил супруге продолжить танец.
 
     " Il Ridotto" Пьетро Лонги
 


Рецензии
Сколько же интересного и занятного в этой теме, целый мир страстей, подлинно венецианских! Чего стоит одна история с Николино да Вилланова - сюжет плутовской новеллы! И история с королём Дании - языком "Тысячи и одной ночи" можно было бы сказать:"Это надо записать золотыми чернилами"! Спасибо!

Аркадий Кузнецов 3   20.01.2022 12:38     Заявить о нарушении
Спасибо огромно за Вашу поддержку и внимание!
С благодарностью и теплом.

София Ладзарус   20.01.2022 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.