Бытие

ГЛАВА 1
1.  «В начале сотворил Бог небо и землю». В начале Бог (в оригинале ивр. Элохгим) – имя Бога, которое пишется Эль-И-Хг-им, где Эль – Бог, И – притяжательное местоимение Мой, Хг – Иегова, им – окончание множественного числа. Имя Бога «Элохгим» переводится как «Бог Мой Иегова» и означает единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу.  Прямое толкование слов «в начале сотворил Бог» (ивр. берешит бара Элохгим) означает, что всё творение неба и земли было творением Божиим, оно было началом и было творением (бара) из ничего.

Из Иов.38;4-7 следует, что когда Бог полагал ещё только основания земли, духовный мир уже существовал, а из Кол.1;15.16, что Ииусом Христом, рождённым прежде всего сотворённого, сотворено всё видимое и невидимое, земное и небесное. «В начале сотворил Бог небо и землю». Далее говорится о сотворении планеты Земля, причём, к концу второго этапа творения возникло земное небо, а к  концу третьего этапа творения земная суша, названная землёю. Поэтому под небом и землёю в этом первом стихе следует понимать духовный мир и физическую вселенную.

Об устройстве всей физической вселенной Бог не сообщает ничего, предоставив учёным людям решать эту загадку для того, чтобы убедить людей в их несовершенстве и явить им Своё невидимое и Своё Божество, ибо (Рим.1;20) «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
 
Об устройстве духовного мира мы не в силах знать ничего кроме того, что нам о нём открывает Бог. На основании Торы в иудаистской раввинистической традиции различаются девять ангельских чинов: живые святые создания (хайот ха-кодеш), колёса (офаним), доблестные, мужественные (арелим), сияющие, сверкающие (хашмалим), пылающие, горящие (серафим), вестники, посланники (малахим), благочестивые, боги (элохим), подобные цветущей юности (крувим).

В христианстве ангельские чины различаются по степеням (сферам). Первая степень: серафимы, херувимы, престолы. Вторая степень: господства, силы, власти. Третья степень: начала, архангелы, ангелы.

1) Серафимы (срафим) – пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния, грифон. 2) Херувимы (крувим) – в христианстве высшие духовные существа, находящиеся на высоте мудрости, созерцания, служения, действия, преподачи и прославления Бога. 3) Престолы, колёса (офаним) – святые бесплотные духи, на которых, как на троне, восседает Бог. 4) Господства – ангельский чин, дающий мудрость, владение чувствами, укрощение греховных вожделений, порабощение плоти духу, господствово над своей волей, победу над искушениями. 5) Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости. 6) Власти имеют власть укрощать силу дьявола. Разумеется, здесь мы даём лишь беглый очерк того, что невозможно охватить ни созерцанием, ни мыслью и о чём имеются великие откровения святых отцов. 7) Начала – духи, управляющие вселенной и природными стихиями. 8) Архангелы – небесные учители, научающие людей как поступать. 9) Ангелы – служебные духи наиболее близкие к людям.    

2. Здесь под Землёю имеется в виду планета Земля, созданная, как мы уже знаем «из воды водою» (2Пет.3;5). Первоначально вещество Земли, представляло собой в основном воду в виде плазмы – ионизированного газа во тьме.

3-5. Под светом имеется в виду свет, которым засветилась, как мы уже знаем, излучавшая его протозвезда, образовавшаяся в центре Солнечной туманности, в которой уже начали формироваться Земля и другие планеты. Земля была, состоящим в основном из воды, достаточно плотным телом, чтобы своею тенью отделять день от ночи, и был день, в который это произошло. Представленные Моисею этапы образования Земли завершались картинами, которые определялись как день завершения этапа.

6-8. Вещество Земли силами гравитации и магнитными силами удержало часть вещества Солнечной туманности, представляющего собой также в основном воду, в качестве атмосферы – шатра, покрытия, протектора, который Бог назвал небом. Второй этап творения Земли завершился днём, в который это произошло.

9-13. Геологические процессы на третьем этапе творения привели к тому, явилась суша, которую Бог назвал землёю, а собрания отхлынувшей воды, занявшей свои места, - морями. Затем Словом Божиим, Которое было у Бога и которое было Бог, через Которое всё начало быть (Ин.1,3), земля произвела сначала зелень, потом траву, сеющую семя и дерево, приносящее плод. Третий этап творения завершился к третьему дню. И был вечер и было утро.

14-19. К концу четвёртого этапа творения Солнце, Луна и планеты для управления днём и ночью, для отделения дня от ночи, для знамений, времён, дней и годов сформировались в том виде, в каком они существуют ныне.

20-23. На пятом этапе творения вода произвела рыб, птиц и пресмыкающихся.

24-28. На шестом этапе творения Бог через посредство земли произвел земных зверей и Сам – человека. «И сказал Бог: сотворим человека». В Элохгиме, говорившем Самому в Себе, Бог Эль (Отец) сказал Богу Иегове (Сыну): «Сотворим». Бог Эль и Бог Иегова в Боге Элохгим составляют столь тесное одно, столь тесное Единство, Какое мы не в состянии представить и уразуметь. При этом, неизменный Элохгим никогда не был первоначальным синкретическим единством Своих Ипостасей, но всегда Триединым. Применённое здесь слово «адам» определённо означает вообще «человека», мужчину и женщину. Подобие адама Богу и как единство мужа и жены во взаимопринадлежности в любви, и как единство тела и духа в душе, и в других подобиях восхитительно многоразлично. Сын Божий – сияние славы Божьей и образ Ипостаси Его, образ и подобие Божие. Человек создан по образу сотворившего его Сына Божия, и это врождённое свойство человека. Но богоподобие человека происходит лишь на пути его приближения к Первообразу.

29-30. Все, живущие на земле и в небе, питались исключительно растительной пищей.

31. Всё, что сотворил Бог, было превосходно.


ГЛАВА 2
1. На этом было закончено, завершено сотворение духовного мира и физической вселенной и всего воинства (ивр. цеба) их – Ангелов, как воинства небесного, и растительного и животного мира, как украшения и красы Земли.

2. Всё дело творения Бог Элохгим завершил к седьмому дню, а в седьмой день (ивр. шаббат - покоился) почил от дел.

3. «И благословил» (ивр. вайварЕх). Благословение – доброе слово о Божией милости, споспешествовании, содействии, защите, охране. «И освятил» (ивр. ходЕш) – посвятил, предназначил, отделил. «Ибо». В память о том, что Бог завершил дело творения к седьмому дню.

4. «Происхождение» (ивр. толдот) – генезис. «Господь» (ивр. Иегова – Сущий Сам в Себе вечно, Присносущий; также ивр. Яхве, от Хава – становящийся известным, открывающийся). Господь – Сам в Себе Вечносносущий, открывающий Себя Бог. «Эль, Элах, Элахи» - сила, Иегова – сила, сила моя. Наконец, имя «Элохгим» - раскрывающее отношение вечных ипостасей Божиих в Едином.

5. Это самораскрытие Божества показано и в том, что уже созданные Богом культурные растения ещё не росли, так как не было на земле дождя и не было человека для возделывания земли.

6. В восхитительно сжатой форме Господь рисует доисторическое состояние Земли с её перенасыщенной влагою атмосферой, с парниковым эффектом на всей территории Земли.

7. Тогда то «создал Господь Бог человека из праха земного». В это время Бог создал человека вдохновением в его, сотворённое из земли, тело дыхания жизни (ивр. нишмат хаим). До этого акта вдохновения в тело человека дыхания жизни человека на Земле не было. Человек есть живое существо, способное, если он ищет Бога, водиться Богом, жить, двигаться, существовать Богом.

 8. Бог создал мужчину вне рая из земли эволюционным путём так же, как Он эволюционным путём сотворил из земли земных животных и эволюционным путём каждого из нас в утробах наших матерей.

9. Бог насадил не белки, жиры и углеводы, а всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Лишь бы мы попечение о теле не превращали в похоти.

10-14. К востоку от Синая, находилась местность, называемая Ган-Эден (приятность). Из этой местности выходила одна река, разделявшаяся потом на четыре. Третьей из них назван Хиддекель (Тигр), четвёртой – Евфрат, первой рекой названа река Фисон, которая турками называлась Фаш, древними – Фасис и протекала по стране золота Колхиде (Хавила). Впрочем кандидатом на эту реку может быть и Кура, исток которой, так же как Тигра и Евфрата находится в районе турецкого города Эрзурума, к северо-востоку от озера Ван. Там же находится и исток Аракса, реки Гихон, протекающей в местности Куш, у Каспийского моря. Ныне истоки четырёх этих библейских рек расположены где то в 40 км друг от друга.  Соединённые прежде друг с другом, реки, очевидно, разделились в результате тектонических подвижек земной поверхности. Представляется наиболее вероятным, что Едем был расположен в нынешней Армении.

15. Бог  сотворил превосходный мир (Быт.1;31), и рай не был исключением из этого творения. Человек был создан для того, чтобы возделывать вверенный ему райский сад и себя в нём, то есть поддерживать всё в первозданном превосходном состоянии. Здесь Бог говорит нам о том, что нам надо содержать «свой рай» и себя в нём в чистоте и в порядке, не следует есть вредное, переедать, упиваться вином, преобретать и лелеять вредные привычки, курить, употреблять наркотики, предаваться праздности и пустым развлечениям. Бог заповедал людям также хранить, охранять сад от...

16,17. И тут человеку даётся заповедь... Райский сад должен быть охранён от греха (нарушения заповеди) и смерти (следствия греха).

18. Этими словами Бог показал человеку, что без помощника, соответственного ему, человек не совершен, как образ и подобие Божие.

19,20. Адам Богом верою нарекает всех, находящихся в его окружении животных и птиц. Бог в  доверии к человеку использует его творческий потенциал, при этом позволяя человеку самому убедиться, что среди животных и птиц у человека помощника, подобного ему, нет. Здесь описан, происходящий под водительством Божиим исторический процесс человеческого познания. При этом Бог приводит живое к человеку и покоряет его человеку.

21,22. Бог из одной из сторон человека создал ему, наделённую интуицией, жену и приводит её к нему.

23,24. Адам – образ Иисуса Христа. Ева – образ Церкви. Вот помощник, отдающий жизнь! Адам пророчествует относительно жены. «Она будет названа жена (иша) ибо от мужа (иш), оставят отца и мать, будут одна плоть» - говорит Святой Дух.

25. Не стыдились, ибо были беспорочны.


ГЛАВА 3
1. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Бог». Змей тварь, созданная Богом, хитрейшая из всех зверей в окружении человека. Хитрость и коварство. Сатана использовал его для осуществления своего замысла. Древний змий, великий дракон, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную (Отк.12;9). «Подлинно ли» - лукаво заводит разговор хитрый змей, пробуждая в Еве (Хаве) сомнение.

2- 4. Ева прибавила к Божьему слову, чем исказила его. Теперь змей мог сказать: «Как не умрёшь ты от прикосновения к дереву, так не умрёшь и от вкушания плода от него», поэтому змей вероломно и уверенно ей лжёт: «Нет, не умрёте».
5. Змей представляя Бога - Творца ревнивым соперником людей, которые могут быть творцами САМИ, пробуждает в Еве самость, эгоизм. Разговор происходит с лукавым. Первые слова, которые проговорил змей, «А подлинно ли сказал Бог», тем самым положив сомнение в сознание Евы. Сомнение – оборотная сторона веры. До этого люди жили верою. Сомнение это мнение (ересь). Сомнение это мнение противоположное Божию. У Бога добро, у сатаны зло; у Бога правда, у сатаны ложь. Уже заговорив с сатаною, люди стали познавать зло.
   
6. Слова змея (букв. приглянулись), понравились Еве, и сочла она, что дерево (пригодно) для того, чтобы делать подобными Богу, вожделенно для того, чтобы открылись глаза и желанно для того, чтобы знать добро и зло. Иначе, безобразное, негодное, вредное и нежеланное стало в её глазах красивым, пригодным, вожделенным и желанным. И она взяла и ела. Змей не предлагал ей плодов. Он лишь соблазнил её. В тексте сказано что она дала плодов мужу и он ел С НЕЙ, чему даются разные комментарии.

Что же случилось? Сотворив людей невинными, Бог создал их способными водиться Им, дабы они плодились и размножались, наполняли Землю Божьими людьми; из благодарности к Нему, распростаняясь на Земле, силою Его управляли всею Землёю, а когда теряли Его из виду, искали Его, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся, и существуем. Обманутые змеем, они, познавшие Бога, не прославили Его, как Бога, не возблагодарили, но осуетились в своих умствованиях, их несмысленное сердце омрачилось. Они заменили истину Божию ложью, поклонились и послужили твари вместо Творца, благословенного вовеки; согрешили, стали грешными, плотскими, проданными греху, преобрели плотскую греховную природу, болезненную склонность к злым делам.

7-11. Они уразумели, что согрешили и осознали, что грешны. Стыд, страх, желание спрятаться. Сшили листья смоковницы (инжир, фиговое дерево); услышали на месте его слово Бога, идущего по направлению дня, на запад. И воззвал Господь к Адаму: «Где ты?» - начало разговора. Где ты находишься? Где ты оказался? «Я убоялся, я наг и скрылся» (Пытается сокрыть вину). Одно преступление всегда влечёт за собой следующее. «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». От духа мотивы. Как сатана побуждал Еву ко греху, так Бог побуждает Адама а покаянию. Человек делает выбор, человек поступает сам.
 
12-14. Грешники оправдывают, защищают себя, обвиняют в своих поступках других, сатана молчит, торжествуя победу. Бог проклинает змея, послужившего орудием обольщения людей.

15-20. Комментарий Лопухина: «Данный раздел – величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин.3:19–20, 7:7; 1Ин.2:15), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр.12:7–9). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион). Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Откр.12:13, 17; Гал.4:4; Ис.7:14; Лк.2:7; Иер.31:22). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения... Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т. е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т. е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну; но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т. е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то «порождениями ехидны» (Мф.3:7, 12:34, 23:33), то «плевелами на Божьей ниве» (Мф.13:38–40), то прямо «сынами погибели, противления, диавола» (Ин.8:44; Деян.13:10). Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», т. е. антихриста (2Сол.2:3–4). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство – весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Священное Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал.4:4; Быт. 17:7, 19), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием... Процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим.16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту – все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «все во всем» (1Кор.15:28; ср. Ин.12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (;;;;;– местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием – антихристом и поразит последнего на голову (2Сол.2:8–9; Откр.20:10)... Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу».

Змей предложил людям якобы благословение так, что грех им показался желанным. В ответ на согрешение людей Бог говорит им неприятные вещи: о вражде змея с женою и её семенем, о скорби жены в рождении детей, о проклятии земли. То, чем «благословил» людей змей, оказалось проклятием. То, о чём сказал Бог, было Божьим благословением, ибо Бог, положивший вражду семенем змея, прочими от семени змея, и семенем жены, прочими от семени жены, говорит о борьбе Христа и прочих от семени Его с сатаной и прочими от семени его, сообщая приятную весть, что Христос и прочие от семени Его будут поражать сатану и прочих семени его в голову, когда те будут жалить их в пяту.  Жена – образ народа Божия, Церкви Христовой (Отк.12;1-5). Влечение её к Богу и Христу. В скорби и болезни будет рождать она детей Божиих. Бог создал Адама из земли, вдохнул в него дыхание жизни, Адам стал живою душою. По согрешении Алам стал землёю (19). Земля - это плотская, земная, душевная, бесовская (Иак.3;15), искажённая грехом телесная природа человека, человеческая душа, ставшая пищей для змея, она проклята. Адам обрёк себя во все дни своей жизни со скорбью питаться от неё. Она произрастит ему тернии и волчцы. Но он будет добывать себе хлеб, потребный для жизни, хотя и в поте лица. Адам и Ева остались под благословением. С ними был поставлен второй завет. Люди должны были плодиться и размножаться и наполнять землю. Бог выслал Адама из Едемского сада для того, чтобы Адам возделывал землю, из которой был взят. Отныне Бог будет брать Себе служителей из грешных людей. Услышав слово о Семени, Адам дал имя своей жене Ева (Жизнь), ибо уразумел, что ей надлежит стать матерью всех живых.

21. Когда нам, находящимся на дне греховной бездны, Бог по своей милости являет слабый отблеск Своей славы, это производит на нас потрясающее впечатление. Каким же  мраком представился мир первым людям, утерявшим первозданный чистый свет Божия присутствия. Они испытали ужас грехопадения. Попытались скрыть свой грех, сделав себе опоясания из смоковных листьев. Бог обличил первых людей. Открыл им их состояние, показал последствия падения, побудил их, привёл их к покаянию. Они покаялись. Нет прощения без жертвы. Грех не может быть сокрыт, но он может быть покрыт принесением жертвы невинных животных. Принесение жертвенных животных очищает только тела осквернённых, но не может очистить их совести от мёртвых дел плоти (Евр.9;13,14).
 
22. Как знающие добро и зло, Бог – единственный среди вышних, человек – единственный среди нижних. Добро есть исполнение Божьей воли, зло – неисполнение её. Совершив зло, человек стал грехом. Грех не должен жить вечно. Дерево жизни – источник вечной жизни. Человек должен быть отделён от дерева жизни, чтобы не жить вечно.

23,24. С этой целью человек, Адам и Ева, были высланы в ту землю, из которой был взят Адам. Эта земля, оказывается, находилась к востоку от Едемского сада недалеко от него, как объясняют святые отцы, для того, чтобы люди, наблюдая свой утерянный рай, не оставляли покаяния. Рай им виделся стоящим у восточных ворот Едемского сада херувимом и огненным мечом, обращающимся вокруг сада или перед людьми, пытащимися приблизиться к Едемскому саду, огненным мечём, заграждающим людям путь к дереву жизни. Это зрелище было столь необычайнам, что арамеи, Урарту – солнцепоклонники.         


Рецензии