Наше кино

К столетию киностудии Мосфильм

Идея  станет  материальной  силой,
Если    она    овладеет    массами, -
Так    основоположник    марксизма
Сформулировал  цель пропаганды. 

В поисках  новых  форм  пропаганды,
Способных вздыбить на битву народ,
Ленин    предложит   Луначарскому:
Считать из искусств важнейшим кино.

В полуграмотной, полуголодной стране,
Где  нет  ни  радио,  ни  телевидения,
По мнению Ленина, кино всех быстрей
Граждан   приучит   к   единомыслию.

Во  избежание   споров  по  поводу
Исторической  правды  фильмов,
Её отсекали на прокрустовом ложе
Социалистического     реализма.

При освещении  реальных  событий   
Предпочтительней   игровое   кино,
Позволяющее  подкорректировать
Или убрать, чего быть  не  должно.

От  бытового  насилия  и   пьянства
За  неимением   иных   отвлечений
Поход   в   кино   для   трудящихся
Стал  излюбленным  развлечением.

При просмотре исторических фильмов
О Чапаеве или броненосце Потёмкине
Зрительный  зал  “в  едином  порыве”
Сопереживал   его  главным  героям.

Когда кончались патроны у красных,
А белые шли на них в полный рост,
По залу прокатывал шёпот  “Наши”, 
Узрев, как Чапай им на помощь идёт.

Чтобы   ненависть   подстегнуть
К  врагам  трудового  крестьянства,
Главный герой должен был утонуть,
Оставляя   только  светлую  память.

Чтение  книг  о  том  же  самом
Не  имело  б  того  же  воздействия,
Так  как  воображение  обывателя
С режиссёрским - ни в какое сравнение.

Сценический  приём  умерщвления
Главного  героя  кинофильма
Воспитывал инстинкты отмщения
Вместо  библейского “не убий”.

Во время просмотра  картины зритель,
Переполняясь   гневом   и   болью,
Перерождался  в  красного мстителя
Против  врагов  трудового  народа.

Чтобы  исключить  опасный  искус
Толкования революционных событий,
Истории большевизма краткий курс
Сталин  издал  в назидание  критикам.

Расчёт  вождя  незатейливо  прост:
Реальных участников осталось немного,
И тот, кто откроет для критики рот,
Станет  личным  врагом  отца  народов.

С приходом к власти в Германии Гитлера
В  идеологической  надстройке  кино
Нельзя    не   заметить    лёгкого   флирта,
Имеющего целью  наведение  мостов.

Так, в тридцать четвёртом герои фильма
“Частная  жизнь  Петра  Виноградова”
Во фразе: “Втроём мы непобедимы”, -
Имеют  ввиду   Германию   и   Италию.

А в тридцать девятом Киров мечтает
В фильме  “Великий гражданин”,
Какая чудесная в СССР жизнь настанет
Лет через двадцать после хорошей войны.

Эти два фильма после “хорошей  войны”,
Были,   конечно,   сняты   с   показа,
Так  как  предвоенные  планы  страны
Из жертвы превращали её в поджигателя.
   
Чтобы  минимизировать  политущерб
От идейно несостоявшихся  фильмов,   
Прежде  чем  ленты  выходили  в  свет,
Сталин   их  пересматривал   лично.

Названные   фильмы,   неспроста
Поначалу были одобрены Сталиным,
Так как  в Гитлере  он видел не врага,
Но - по  оружию  младшего  брата.

Если  фильм  приходился  по нраву, 
Авторов  и  исполнителей  фильма
Он награждал орденами, медалями
Или   премией  его  имени.

Авторитарная  оценка  любого  труда
Стимулирует  отрыв  от  реальности,
Искусство  кино  низводя   до  лубка,
От которого и теперь кто-то тащится.
27.10.2021


Рецензии