Главы. Сотворение мира. Герменевтика

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА В ДРЕВНИХ МИФАХ И РЕЛИГИЯХ
В мифах древних религий мы находим представления древних о происхождении мира.

В мифах Древнего Египта перначальный Хаос родил Солнце. Солнце произвело  Воздух и Воду, от которых родились Земля и Небо, дети которых Рождение, Возрождние, Пустыня и др.

В мифах Древней Греции из существовавшего вначале Хаоса возникли Время, Земля, Любовь, Бездна, Мрак и Ночь. От Мрака и Ночи появились Верхний небесный (Эфир) и Дневной свет, которые родили богиню Моря. Земля родила Небо и Море и вместе с Небом Титанов и Океан мировых вод.

В мифах Шумера и Аккада первобытный океан-хаос морских солёных вод смешавшись с мировым океаном подземных пресных вод дал начало всему сущему.

В зороастризме в первые три тысячи лет мир был исключительно невидимым, духовным; во вторые три тысячи лет пребывающий в бесконечном свете безначальный творец всех вещей Ахурамазда создал небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. Действующий одновременно с Ахурамаздой  источник всякого зла Ахриман строит Ахурамазде козни, желая погубить первочеловека и первобыка. Из столкновения доброго и злого начал всё в мире пришло в движение.  От первого человека произошли мужчина и женщина, а от первобыка – все животные.

Одна из самых древних космогоний Китая – миф о Пань-гу. Первобытный бесформенный хаос со временем преобразовался во вселенское яйцо, в котором возникли два вселенсктх начала: тёмное (Инь) и светлое (Ян). В сердцевине яйца возник первочеловек – огромный Пань-гу. Взмахом топора Пань-гу отделил Инь от Ян и сотворил мутную часть — землю (Инь) и светлую часть — небо (Ян). Когда Пань-гу умер, дыхание его стало ветром, голос — громом, левый глаз  солнцем, правый глаз — луной. Руки и ноги образовали четыре стороны света, туловище землю, из крови возникли реки, из вен — дороги, из волос — звёзды, растения, деревья, из зубов и костей — металл, из костного мозга – нефрит. В предании «Дао де цзин» даётся более абстрактная картина происхождения мира: «Путь породил единство, единство породило двойственность, двойственность породила троицу, троица породила мириады существ».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА В СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЯХ
В космогониях индуизма мир возник по одной версии из звука, изданного барабанчиком Шивы; по другой, из брахманды – «космического яйца»; по третьей, из «первичного тепла»; по четвёртой, из тела первочеловека Пуруши; по пятой, из дыхания Маха Вишну; по шестой (в Ригведе), как некий космический половой акт. Мир представляет собой сансару – поток рождений и смертей, из которого надлежит выйти.

В сикхизме бог, понимаемый как безымянный Абсолют, выразил себя в процессе творения, как своё имя Саргун – персональный бог внутри каждого человека, затем через имя появилась природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как любовь.

В буддизме мир – сансара. Буддизм не даёт ответа относительно начала самой сансары.

В джайнизме нет концепции сотворения или возникновения мира. Объясняется лишь его устройство.

В даосизме из первоначальной неведомой пустоты образуются Инь и Ян, взаимодействие которых создают энергию или колебания и в конечном счёте всё существующее.

Мифы и религии – древнейшая, синкретическая, неразличённая форма человеческого сознания, отражения истины в головах людей. Для мифов древности характерны олицетворение, очеловечение, персонификация явлений и сил природы, обожествление стихий. Осознание мира двигалось по пути от единичных представлений к общим понятиям.

В исламе Господь Аллах сотворил небеса и землю за шесть дней (7;54) и не устал  (50;38). Потому последний день творения, пятница, праздник Господу. По сотворении мира небо было паром (31;11).

БИБЛЕЙСКАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МИРА
В начале Бог Элохгим сотворил небо и землю. Земля была пуста и неустроена, и тьма над бездною. Бесконечность существует в действительности. Она – оборотная сторона ничтожности. Наша Галактика бесконечно мала в сравнении со вселенной, Солнце бесконечно мало в сравнении с Галактикой. Если лучи от Солнца, падающие на Землю, параллельны друг другу, это значит, что Земля находится бесконечно далеко от Солнца. Если круг обозреваемой нами территории сферической Земли представляется нам плоским, это значит, что мы бесконечно малы в сравнении с Землёю и находимся на бесконечно далеком расстоянии от центра Земли. Тьма висела над бездною, и Дух Божий носился над водою. 2Пет.3;5: «В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою».  Быт.1;3,5: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один» Первый день творения завершился созданием света. Какова продолжительность дня Божия творения? Библия говорит (2Пет.3;8): «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». В Пс.89;5 сказано, что пред Божиими очами «тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи». По одним данным ночных страж в Иудее было три: их начало  – с захода солнца до приблизительно 10 часов вечера, средняя стража – до приблизительно 2 часов ночи и третья стража  –  до  восхода  солнца. Ученики  увидели  Иисуса, идущего к ним по морю, в четвёртую стражу. Продожительность таких страж должна была быть порядка трёх часов. Чему же равна тысяча лет, суткам, или дню, или ночи, или одной страже в ночи? Смысл сказанного в том, что в глазах Бога уравниваются любые сроки и все человеческие измерения времени. Речь не о том, что один день творения равен земным суткам, а об этапах творения, их содержании и последовательности. Быт.1;6,8: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды...  И назвал Бог твердь небом...  И был вечер, и было утро: день второй». Быт.1;9,12,13: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его...  И был вечер, и было утро: день третий». Быт.1;14,16,19: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; И был вечер, и было утро: день четвёртый». Быт.1;21,23,25,26: К концу пятого этапа творения море произвело рыб, птиц и пресмыкающихся, а к концу шестого земля – земных зверей и Бог - человека.

НАУКА И РЕЛИГИЯ
Я родился в середине ХХ века нашей эры. Это был век великой космологической революции, основательно изменивший взгляды учёных на устройство мира.

Современные учёные полагают , что наблюдаемая нами вселенная началась с одной микроскопической, чрезвычайно плотной, чрезвычайно энергичной, однородной частицы глазмы – неустойчивого состояния материи, плотной системы нелинейных связанных полей –   в результате расширения и охлаждения которой в ней стали проявляться гравитационные, сильные и слабые ядерные и электромагнитные силы. В последующие короткие доли секунды произошло разделение сильных и слабых ядерных взаимодействий, в результате чего вселенная стремительно расширилась, став кварк-глюоновой плазмой. Вселенная, была меньше протона, а сделалась величиной с яблоко.

Затем стали образовываться барионы – протоны и нейтроны. На всё это, вместе взятое, повторяю, вселенной потребовались доли секунды. За эти мгновения в ней установились четыре фундаментальные мировые константы, определяющие четыре фундаментальные мировые взаимодействия: слабое, отвечающее за ядерные процессы, происходящие на расстояниях значительно меньших размера атомного ядра; сильное, действующее в масштабах атомных ядер; электромагнитное и гравитационное. Благодаря тонкой настройке значений этих констант оказались возможными возникновение водородной (а не гелиевой) вселенной, протозвёзд, звёзд, Земли, жизни и человека. Учёные, исповедующие «сильный антропный принцип», утверждают, что вселенная с первой секунды своего существования была нацелена на возникновение в ней Земли, жизни и человека.

Через 380 тысяч лет после того как во вселенной возникли протоны и нейтроны, она  расширилась настолько, что протоны уже смогли захватывать электроны, образуя атомы водорода. В водородной вселенной в результате электро-магнитных и гравитационных взаимодействий возникали вихри, превращающиеся в протозвёзды – естественные ядерные лаборатории по созданию химических элементов тяжелее водорода. Затем протозвёзды взрывались. В результате их взрыва возникали туманности, ставшие материалом для звёздных образований и звёзд.

При взрывах протозвёзд и в результате процессов звёздообразования возникла межзвёздная среда, состоящая из 89,1% атомов водорода, 0,9% гелия и 10% межзвёздной пыли, состоящей из тугоплавких ядер, окружённых органическим веществом или ледяной оболочкой. 70% вещества межзвёздной среды составляет атомарный водород, 28% - гелий, 2% приходится на всё остальное, в частности C, O, N, S, Fe, молекулы CO, CO2, H2O, NH3, спирты, альдегиды, сложные органические вещества. Космические исследования показали, что межзвёздная среда характеризуется различием плотностей гравитационного и электро-магнитного полей и различным химическим составом.

Наша Галактика уникальна своей огромной величиной. Галактик, подобных ей, всего лишь одна на тысячу. Наша Галактика спиральная, что создало широкие возможности для звёздообразования. Это связано с, по сравнении с эллиптическими галактиками, на порядки большим содержанием в ней газа, и в отличие от эллиптических сделало её пригодной для образования планет земной группы и возникновения жизни.
Уникальность Солнечной системы в том, что она возникла в ответвлении одного из рукавов Галактики в плотной звёздной ассоциации с частыми взрывами сверхновых, что повлияло на химический состав среды Солнечной системы, на сам факт её возникновения и возникновения жизни на ней, ибо условия, для образования планетных систем, находятся внутри спиральных рукавов Галактики, а для возникновения и развития жизни, – в пространстве между рукавами (Станислав Лем). Таким образом, для возникновения и существования Солнечной системы характерна уникальность. В начале, говорит Бог, земля была неоформлена, пуста и была погружённой во тьму бесконечной бездной воды, над которой работал Бог (Быт.1;2).

Считается, что Солнечная система возникла из относительно однородного по своему составу облака межзвёздного газа и пыли, названного солнечной туманностью. Представление о её химическом составе даёт изучение солнечного ветра – потока вещества с солнечной короны. Спектрограммы дают углерод, кислород, неон, магний, кремний, железо и др. элементы. Уникально для солнечной системы то, что кислород после водорода и гелия оказался в ней самым распространённым элементом. Он содержался в солнечной туманности в различных химических соединениях и в виде воды. Магнито-электрический фон, химический состав и агрегатное состояние вещества различались в различных областях Солнечной туманности, что определило особенности планет различных групп. Для Солнечной туманности в области возникновения планет земной группы характерно большое количество воды в обьёме и агрегатном состоянии, достаточном для возникновения и существования Земли и жизни на ней. Вторым после первоначальной тонкой настройки вселенной аргументом в пользу сотворения мира Богом является именно уникальность возникновения Солнечной туманности, Солнечной системы, Солнца, Земли, жизни и человека.

Солнечная туманность представляла собой газо-пылевое облако, вращающееся вокруг его уплотнённого центра. В ходе гравитационного сжатия облака, оно уменьшалось в размере, скорость его вращения возрастала, его уплощение привело к формированию характерного диска, по мере сжатия которого температура его вещества непрерывно возрастала и более всего к центру диска. В кольцах диска стали формироваться планеты в том числе и планеты земного типа. Когда температура в центре туманности достигла нескольких тысяч кельвинов, в ней сформировалась светящаяся протозвезда. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один» (Быт.1;3,5).

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды...  И назвал Бог твердь небом...  И был вечер, и было утро: день второй». На втором этапе на планете Земля, возникшей в среде, состоящей в основном из воды возникла атмосфера, состоящая в основном из воды.

Быт.1;9,12,13: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его...  И был вечер, и было утро: день третий». К концу третьего этапа на Земле возникли море, суша и растительность.

Быт.1;14,16,19: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; И был вечер, и было утро: день четвёртый». Речь идёт не обо всех светилах, а о предназначенных «для управления днём и ночью, для знамений, и времен, и дней, и годов», то есть о Солнце, Луне и планетах. К концу четвёртого этапа Солнце, Луна и планеты обрели тот вид, в котором они существуют ныне.

К концу пятого этапа море произвело рыб, птиц и пресмыкающихся, а к концу шестого земля – земных зверей и Бог - человека.


ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ
Непременное исполнение уникальных по широте охвата истории и земной территории, точных в отношении деталей места, последовательности, а зачастую и сроков исполнения, библейских пророчеств с древнейших времён до конца мира – доказательство существования Бога и истины Его слова. Подтверждение библейской картины сотворения мира современной научной картиной мира – веский аргумент в пользу существования Бога и истины Его слова (Рим.1;18-20), «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», так что им нечем будет оправдаться (Рим.2;16) «в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтика в применении к богословию - это наука толкования библейских текстов, изучающая принципы их толкования.
Толкование библейских текстов должно исходить из признания их истинности даже тогда, когда они представляются нам непонятными или вздорными, исходить непосредственно из них самих, а не быть опосредованным каким-либо, привнесённым в них предрассуждением,  каким-либо предрассудком. Коментарий к библейскому тексту следует искать в самой Библии, а не вне её, потому что Библия – комментарий к себе самой. При этом надо сознавать, что всякий душевный человек найдёт в Библии своё. Но в Библии Божие. Душевный не принимает. Библию надо принимать духом. 1Кор.2;14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Надо быть духовным.
Как быть духовными? Признать себя грешными, принять Иисуса Христа, уверовать в Его имя, покаяться; креститься, приближаться ко Христу, достигать Его, исполняться Им, пребывать в Нём, пребывая в учении Апостолов, в общении, преломлении хлеба, в молитвах, в страхе Господнем (Деян.2;42,43), со страхом и трепетом совершать своё спасение, потому что Бог производит в нас и хотение, побуждение, и действие по Своему благоволению. Всё делать без ропота и сомнения, чтобы нам быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими среди строптивого и развращённого рода, сияя, как светила, в греховном мире, содержа слово жизни (Флп.2;12-16).

В иудаизме есть загадочное слово ПаРДеС, означающее «вишнёвый сад», но в таком виде представляющее собой акроним, собранный из начальных букв слов «пшат» – простой, прямой смысл; «ремез» – скрытый, глубокий, аллегорический смысл; «драш» – совмещённый смысл и «сод» – мистический (таинственный, сокрытый), духовный, связанный с Божественным откровением, смысл. Требование, предъявляемое к толкованию библейских текстов, – это чтобы каждый последующий его уровень расширял понимание на предыдущих его уровнях, не противоречил ему или раскрывал его смысл через антиномии. Антиномия – это рассуждение, образуемое двумя высказываниями, каждое из которых приводит к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к истинным, ни к ложным.

Антиномии возникают из-за того, того, что человеческий разум не в силах «схватить» ни Божию мудрость, ни мудрость Божиих дел и Божия творения.
Когда мы знакомимся  каким-либо сюжетом или с какой-либо притчей, мы можем увидеть их:
1) со стороны явления (что произошло, кто как поступил, кто что сказал?) – это видимый, телесный уровень рассмотрения;
2) со стороны мотивов действующих лиц – это более глубокий, душевный уровень рассмотрения, заключающий в себе рассуждение, суд, оценку – хорошо, плохо и т.п., как к этому отношусь я и как к этому относится Бог, и
3) со стороны того, какое отношение это имеет ко мне, к моим пониманиям, мотивам, поступкам – как к этому, к моим пониманиям, мотивам, поступкам, относится Бог. Это часто даётся Божиим откровением, обличением, наставлением, ободрением, захватывает не только интеллектуальную сферу личности, но и чувства, эмоции – всего человека целиком.

Три уровня рассмотрения библейских текстов: исторический (что за история, кто как себя вёл?), душевный (какие мотивы, какие мысли, что за личности?), духовный (какое отношение это имеет лично ко мне?).

Рассмотрение на каждом уровне имеет свою ценность. Рассмотрение на одном уровне не должно забывать о существовании рассмотрения на других уровнях. Рассмотрение на высшем уровне не должно упускать из виду рассмотрений на низших уровнях, не игнорировать их. Это позволяет улавливать совмещённые смыслы, видеть предмет объемно, с разных точек зрения, с разных перспектив.


Рецензии