Старая пластинка

Скрипит заезженно пластинка под иглой,
Сверяя в памяти отдельные моменты.
Сама к себе я не желала стать скупой,
И не жалела для сюжета киноленты.

На части резала безжалостно ножом
Всё то, что мне казалось лишним и затянутым.
Как глупо склеивать ненужное потом,
А приходилось, заживляя в сердце рану…

Ты мягко стелешь, превращая слово в пух.
Мне остаётся прах разбитых обещаний.
Не разыграю сцен с заламаваньем рук.
Оставлю томик Мандельштама на прощание.

С начала взятый кадр я вклею под запрет
Переиначивать — всему есть время, место.
Переписать несложно заново сюжет.
Сменить пластинку бы, другая  — неизвестна.
_______________________

Написано на конкурс по латинской цитате: Saepe stilum vertas   -
ЧАЩЕ ПЕРЕВЁРТЫВАЙ СТИЛЬ, т. е. чаще зачеркивай, исправляй написанное

http://stihi.ru/2021/10/22/393

Иллюстрация: художник Роб Гонсалвес


Рецензии
Приветствую, Арина.
"Переиначивать — всему есть время, место." (с)
Увы, далеко не всему и не всегда.
Лучшее, как известно, враг хорошего. А иначе - не значит превосходно.
Выкрасить волосы в зелёный цвет и вставить себе в нос кольцо (подобно быку) -
это оригинально и... нелепо.
И вот здесь необходимо разделять внешнее и внутреннее.
Быть оригинальным, а то и уникальным в каноне! (либо в незначительном отклонении от него) -
вот реальная задача перфекциониста.
Я уже не говорю о возрасте. Это в юности все - радикалы, а ближе к старости - консерваторы.
Данная латинская фраза поверхностно применима к методологии письма,
шире - к творческому процессу в целом. Ну а глобально к Стилю жизни вообще,
в том числе поведенческому, вплоть до религии, внутренних моральных установок и пр.
"ЧАЩЕ ПЕРЕВЁРТЫВАЙ СТИЛЬ, т. е. чаще зачеркивай, исправляй написанное" (с)
А вот и далеко не ТО ЕСТЬ...
Зачёркивать и исправлять написанное можно и нужно ВНУТРИ! избранного, определённого
стиля, улучшая и совершенствуя его, не не меняя категорично!
Смешение различных стилей, особенно категоричных для восприятия, - процесс
долгий и болезненный. Выживают и закрепляются единицы.
В моём понимании - это изречение призыв к творческому поиску,
только опять же продуманному, но отнюдь не радикальному.
Ну, например:

"Если автор не нашёл более подходящую рифму к данному контексту -
это не значит, что её не существует"

Вот и простор для "творческих мук" в отличие от "и так сойдёт".
Часто приходится наблюдать метания "художников" (музыкантов), вообще творцов
от стиля к стилю. И, практически, никогда это не приводит к положительному результату,
даже коммерческому. Старые поклонники отворачиваются, а новых почему-то не добавляется.
Так что развернуть это изречение, да ещё в современных реалиях, можно на целую
полновесную публицистическую статью.
А можно отразить стихотворно и тезисно. Предполагая, что эти тезисы,
равно как и сопоставления, будут восприняты и считаны читателем.
Однако вас же интересует прежде всего ВАШЕ стихотворение?
"Переиначить" и "переписать" - суть разных вещей.
"Склеенная посуда" или "отремонтированная обувь" будет всегда хуже новой.
То же работает и в этом пресловутом "вдохновении".
Никогда не замечали, что именно самый первый! вариант оказывается наиболее верным и точным?
Даже если он слабее технически.
У меня есть собственная теория "Гончарного круга" в методологии письма.
Все исправления (работа над посудой) вносятся пока идёт этот творческий процесс,
пока слово податливо, а "глина" не застыла (пока вращается круг).
Так приобретается навык. И со временем автор замечает, что "свыше" ему
диктуют всё грамотнее и грамотнее.

Гольгертс   27.10.2021 12:11     Заявить о нарушении
Олег, спасибо, что поделились своими рассуждениями. Мне они понятны.
Разделим две области: личную жизнь, включая взаимоотношения с близкими, и творчество (где может быть хорошо одному).
Моё стихотворение автобиографично. Оно состоит из нескольких частей: начало, кульминация отношений, в которых не всё решаешь ты сам, и... то, что имеем или стараемся иметь сейчас.
В начале легко решать всё самой. Иногда в 5 минут решается дальнейшая судьба.
Потом, осознание и долгие годы попытки клеить то, что распадается. А потом...
Так бывает, что фрагмент, вырезанный безжалостно в начале, удаётся вклинить в конце. У меня так произошло. Сюжет для мелодрамы...

"С начала взятый кадр я вклею под запрет
Переиначивать — всему есть время, место."

Я живу условно под запретом вспоминать прошлое, даже критиковать, даже упоминать, как будто его и не было. Но оно есть. В сердце... там ему место и оно всегда со мной. И сегодняшний вклеенный момент из прошлого я не позволю никому изменить, дорожа им, держась за него. Так бывает. И потому, стихотворение не выдумка, написанное просто к слову.
Просто тема подтолкнула задуматься над теми метаморфозами, которые произошли в жизни. Отсюда и отношение к творчеству. Разносторонность и смена стилей буквально подогревает интерес и формирует своё. Да-да, своё. Потому что останавливаться на чём-то одном - ремесленность. А хочется получать удовольствие. Вот в живописи... От обучения у мастеров классицизма и реализма - к японской технике на рисовой бумаге, я иду к минимализму, тяготею, можно сказать, возможно, из-за нехватки времени, но думаю, не только поэтому. Когда минимум линий производит эффект узнавания и приводит к домысливанию - это и есть творчество. И вот теперь главное... С юности меня тянуло именно к этому. Рисовать символично чувства в виде разных зарисовок уловных тел. Меланхолия, нежность, раздражение и т.д. Видимо, я хотела овладеть языком рисунка. И писала стихи параллельно. Мне это помогало в жизни при непонимании и конфликтах. Это формировало то, что я есть внутри. И ЭТА ПЛАСТИНКА крутится до сих пор. Я не знаю другой. И любовь ко мне вернулась старая, с которой я счастлива уже 16 лет в браке, и даже стили, и те возвращаются. Вот так. Такой я человек.
Иногда я задумываюсь, а если бы в начале я стала художником по профессии? Если бы изначально вышла замуж именно за того, кому резко отказала и рассталась на 22 года? Что было бы? Была бы я счастлива сейчас также и было бы всё так, как есть сейас? Я не знаю, ответа нет. Я имею то, что имею, возвращаясь всё время в прошлое. Пластинка продолжает крутиться.
О поэзии можно ещё многое сказать, но обвинить меня в том, что я стою на месте, было бы несправедливым. Работа над когда-то написанными стихами постепенно заканчивается, иначе всё в топку или переписывать заново. А это ведь часть меня... часть истории. Ведь и сам человек за год уже не тот - все наши клетки организма меняются, даже кости. Но и в 90 лет мы есть то, что было в 9. Разве не так?

Шик Арина   27.10.2021 21:59   Заявить о нарушении
"Ведь и сам человек за год уже не тот - все наши клетки организма меняются, даже кости. Но и в 90 лет мы есть то, что было в 9. Разве не так?" (с)

В риторическом вопросе ответ заключён в самом вопросе. Разуемется, не так!
"Если бы молодость знала, если бы старость могла"
"Висят года на мне - не бросить, не продать"
На самом деле "память - это зло, а опыт - это груз",
даже несмотря на предусмотренные защитные мехзанизмы избирательности памяти
в отсечении крайнего негатива.
У вас создалась иллюзия обмана времени, что именно вам удалось второй раз войти
в одну и ту же реку. В реку - возможно, только не в воду!
Тема "Вечного возвращения" - это целый творческий пласт.
Вам ли не знать тот же Ветхий завет Екклезиаста?

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и
возвращается ветер на круги свои».

Опять же глобально - здесь два противоположных мировоззрения:
Человек - хозяин своей судьбы и крайний фатализм.
"Была бы я счастлива сейчас также и было бы всё так, как есть сейчас? Я не знаю, ответа нет." (с)
Счастье не в достижении конечной цели, но в самом пути к ней.
И далее в способности назначать себе всё новые и новые цели.
И продолжать движение, ибо в движении - жизнь. В преодолении и сопротивлении.
А когда "он уже нашёл" - это в лучшем случае реквием.
Фактически, творческая смерть. А "глубокий минимализм" - это красивая обёртка,
самообман. Для обычного потребителя он, практически, ни чем ни отличим
от банального и даже пошлого примитивизма. Потому что этот потребитель в массе
своей ещё пытлив и дерзок, ему ещё рано в "сад камней".
Это пусть Акела поёт свою прощальную песню.
У минимализма есть главный, существенный недостаток - он не зажигает сердца.
"Приходит время созерцать" - это и есть старость.
Каждому овощу - своя грядка. Просто нужно называть и определять вещи своими именами.

Гольгертс   28.10.2021 10:37   Заявить о нарушении
Каждый смотрит со своей колокольни и иногда в разные стороны, слыша звон, не зная, где он. Но... движение есть всегда, даже когда не двигаешься с места. ведь быстрее мысли ничего нет, и эту "ракету" способен запустить именно минимализм, потому что он ничего не навязывает и не говорит за тебя, а сказанное кем-то уже не будет твоим. Но есть возможность согласиться. Но это уже к творчеству мало относится. Хотя, есть ведь нарратив...
Вот к примеру о капуцинке с циником. Почему происходит такое сопротивление навязыванию нарративной зарисовки? Нарратив в таком случае должен завоёвывать. Но если соглашения нет - идёт отторжение. Разве не так? Это как вступать в интимные отношения без любви - после акта возникает одно желание забыть поскорее... Забыть, забыть...

Шик Арина   28.10.2021 13:36   Заявить о нарушении
Сопротивление сюжету "Капуцинки" у мнгогих происходит от неприятия
именно такой! "картины мира".
Разве не факт, что под маской благочестия, зачастую, живут развратные души?
"Капуцинка" - собирательный образ такой души, а не конкретный персонаж.
В конце концов посмотрите на фото над текстом на моей страничке.
Именно об этом говорит автор иллюстрации.
Только вы гоните от себя этот факт, эту "правду жизни".
В вашей картине мира "Капуцинка" даже не допустила бы подобной ситуации,
а если бы и допустила, то "Циник" перевоспитался, остепенился - сам стал "благочестивым"
и жили бы они долго счастливо, проводя время в молитвах.
И был бы ваш вердикт - "хорошее" стихотворение! независимо от формы.
А "колокольни", то есть восприятия и должны быть разные, иначе и поэзия
была бы давно мертва, да и ваша живопИсь тоже.
Сраните эмоции восприятия от какой-нибудь Пасторали с овечками и пастушкой
и "Девятый вал" Айвазовского или "Блаженные и проклятые" Босха.
Работы эпохи роккоко не затрагивают серьёзных тем, не касаются истинных страстей,
проповедуя праздность и лёгкость. А что же в тренде сейчас на Стихире?
"Хорошее стихотворение. Ребёнку можно почитать"
Позитивный финал (читай, хеппи-энд - обязателен!).
А в моей "картине мира" искусство вообще и поэзия в частности должно одновременно
и восхищать и возмущать. Не зря эти эпитеты так фонетически близки.
И только тогда будет невозможен самый безжалостный критический вопрос
к любому стихотворению: "Ну и что?"

Гольгертс   28.10.2021 19:32   Заявить о нарушении
Кстати, более глубокое символическое проникновение в текст, пытливому уму
откроет значение "Купуцинки" не только как условной "монашки", но и "широконосой обезьянки",
как ни крути примата с преобладанием животного инстинкта.
Капуцины живут колониями или стадами. Целыми днями они кормятся, играют или
занимаются грумингом друг друга. Все члены стада заботятся о детёнышах, в случае
опасности бросаются на выручку. Предводителем стада является высокоранговый
самец, однако он не претендует на всех самок, которые вольны выбирать любого
самца в своём стаде.
И получается парадоксальная вещь. С одной стороны вы ратуете за символический
разворот интерпретаций, сопоставлений, даже аллюзий и аналогий, только видимо
именно в своих! текстах. А вот "работать" в чужих категорически отказываетесь,
если хть что-то противоречит вашим внутренним установкам и шире -
однажды воспитанному, в том числе, художественному вкусу.

Гольгертс   28.10.2021 19:47   Заявить о нарушении
Да и когда читатель (критик) "не нашёл своё, там, где хотел увидеть своё",
когда произошёл эффект обраный "созвучному сердцу" наступает время выражения
уже собственного возмущения и несогласия.
Только переносится это "возмущение" картиной мира уже на то из чего она, собственно, сделана.
Краски, холст и прочее...
Напимер, вскрывается какой-либо порок, парадокс, болевая точка социума
или иная "нелицеприятность", критику некомильфо прямо изображать из себя невежду,
типа: "Это роль ругательная, попрошу ко мне её не применять".
Я вас об одном прошу, не включайте вы это "я твоя не понимай".
Не согласны - так и заявите об этом прямо.
Типа: "Не бывает развратных монашек, никогда!" Ну и обо всём остатальном,
чего не бывает в вашей "картине мира". Только подумайте, а это кому-нибудь интересно?

Гольгертс   28.10.2021 20:41   Заявить о нарушении
Олег, о вкусах самовыражения и способе высказывания своей точки зрения в стихах, а также о капуцинках и иже с ними, что мне совсем не интересно, а также о том, что интересно, а именно живописи, - обо всём об этом у меня есть своё стихотворение "Корабль дураков. Иероним Босх" http://stihi.ru/2020/10/28/9760

И здесь я могу только сказать следующее:
есть разница между надписью на заборе и обнажённой фигурой Давида в мраморе рук Микеланджело. Есть искусство порнофильма, которому не более 100 лет и есть Песнь песней царя Соломона, которую читают уже 3000 лет.
И даже название "Человек с бульвара Капуцинок" сменили на "Человек с бульвара Капуцинов", ведь всё дело вкуса. О вкусах, кажется, не спорят. Но спорят о том, как выразить ту или иную мысль и как её подать. А там уж дело критики. Вы довольны своим произведением? Я - тоже... но своим. На этом и остановимся. Ваше произведение подвергают критике, моё даже не приняли на большой конкурс из-за вторичности. Я и успокоилась. Сижу.

Шик Арина   28.10.2021 21:13   Заявить о нарушении
В том и проблема, что выражение ИМХО, то есть своего субъективного восприятия -
это не критика от слова совсем. Принимать подобного рода "критику"
от арбитра, который не знает элементарных вещей, например, зачение эпитета "тёртый"
и далее по списку - это значит не уважать ни себя, ни публичное пространство
в котором находишься. Это называется: "позвали балерин судить боксёров".
"Мне не нравятся стихи про зиму, потому что я плохо переношу холод" -
вот ведь к чему ведёт эта, так называемая, критика.
И это не выдуманная, утрированная цитата.
А чем существенно от неё отличается ваше?
Пиррихии в законе! стихосложения в любом! месте ритмической единицы - строки.
Только по вашему личному "закону" схемные пропуски ударений должны быть
строго упорядочены. Как говорится: "А мужики-то и не знают!"
Как вы думаете у какого процента населения планеты аллергия, например, на апельсины?
Едва ли больше одного процента. Может быть поэтому мы не видим и не слышим демонстраций
с требованием запретить сей продукт?
Собственное критическое мышление - вот краегольный камень всего.
Лично ваше субъективное мироощущение - далеко не Центр Вселенной.
Как и моё и вообще любое, включая всех "классиков" вместе взятых.
"Каждому до своих тараканов" - вы помните откуда это.
И эта правда вам тоже "не нравится". Только с таким же "успехом" вам может
не нравится, упомянутый выше холод и мороз.

Гольгертс   28.10.2021 23:15   Заявить о нарушении
Моя картина мира не совпадает по краней мере с 95% всей остальной мировой.
Мне уже давно ничего! не нравится так чтобы "Ах!".
Только у меня хватает критического мышления не озвучивать своё ИМХО публично,
вот и вся "большая разница".
И что-то мне подсказывает, что такое и должно происходить с людьми
у которых бОльшая часть жизни позади.
Иначе это диагноз - инфантилизм! И подтверждение этого дигноза
в каждом ОПе на банальные грамофанские стишки.

Гольгертс   28.10.2021 23:30   Заявить о нарушении
Эко Вас понесло. А я думала понести может только женщина)))
"Только у меня хватает критического мышления не озвучивать своё ИМХО публично,
вот и вся "большая разница"."

Вы сами себя слышите? Вы, который забивает своим ИМХО всё и вся. И попробуй не согласись. Старая пластинка... Надоело. Зачем выставляете свои шедевры? Не дешевле ли будет получать удовольствие от создания собственных "капуцинок" наедине?
(кстати, про Вашу находку "тёртая" говорила не я, и не здесь, не где бы то ни было ещё. Тёртый калач Вы наш, успокойтесь уже. Довольно. Пообщались...
Saepe stilum vertas.

Шик Арина   29.10.2021 00:03   Заявить о нарушении
"Вы, который забивает своим ИМХО всё и вся." (с)
Хотя бы один конкретный пример - в студию?
Художественную составляющую чужого стиха я не обсуждаю НИКОГДА!
Только по ооочень большой просьбе его автора.
А вот технические приоритеты стихосложения пока ещё объективны!
Только боюсь это не надолго.

Гольгертс   29.10.2021 13:59   Заявить о нарушении
ИМХО может быть и по отношению к собственному детищу, которое оглашается уникальным априори, заслуживающим наивысшей похвалы. Все остальные мнения - аннулируются и опровергаются, ссылаясь на некомпетентность "критика" и не состоятельность в плане современного мышления и восприятия новаторских текстов.
Вытекающий вопрос: поэзия - это упражнения на технические навыки?
Второй: вопросы морали, прикажете, за борт, как тяжкий и ненужный груз?
И последний: кто командир корабля?
_____________________________
У меня есть для себя ответы на эти вопросы. А у Вас? Отвечать не надо. Просто ответьте - да или нет. И этого будет достаточно.
В принципе, разговор себя исчерпал на данном этапе.

Шик Арина   29.10.2021 16:44   Заявить о нарушении
Существует (по крайней мере существовала раньше) система этических и эстетических ценностей.
Именно из неё ещё по древне-индийской теории стихосложения Дхвани-раса
черпались аллюзии, реминисценции и прочие средства художественной выразительности языка
для образования "созвучных сердец": автор/читатель.
При этом ни о какой абстрактной "поэзии" в этой теории нет ни слова.
"Вы говорите о поэзии - причём здесь стихи?" (с)
Не существует ни одной "теории поэзии", хотя бы потому что нет даже общепринятой
терминологии для определения приоритетов и превосходства, в том числе в сравнении.
Или прикажете учиться на "мурашках" или на "вштырило?"
Автору и тем более критику необходимо научиться категорически разделять
стихосложение и поэзию. Именно это отличает Творца от потребителя (обывателя).

Гольгертс   29.10.2021 18:18   Заявить о нарушении
Прямой вопрос: что Вы понимаете под поэзией?
Реклама с рифмованным текстом - это стихосложение, как я понимаю.
Вытекающий вопрос: жанр. Может ли поэзия быть вне жанра?
Нарратив, к примеру, должен завоёвывать читателя, а не отталкивать. ("Циник и капуцинка" отталкивает на восприятие. Как это должен оценивать критик?)

Шик Арина   29.10.2021 22:20   Заявить о нарушении
"Циник и капуцинка" отталкивает на восприятие - ханжу и лицемера!
Разговор окончен.

Гольгертс   30.10.2021 00:18   Заявить о нарушении
Да... и "поэзия" - это средства художественной выразительности языка.
Ни больше, ни меньше. Поэзии может быть за глаза в хорошей прозе
и минимум в "детских стишатах" за простоту и ясность.

Гольгертс   30.10.2021 00:28   Заявить о нарушении
"Циник и капуцинка" отталкивает на восприятие - ханжу и лицемера!"

Просто некоторые разборчивы на вкус тогда, как другие всеядны. Но мы, кажется, с Вами не за одним столом. Но иногда приходится бывать. Редко...

Согласна, разговор окончен.

Шик Арина   30.10.2021 00:55   Заявить о нарушении