Переписка с читателями про Петра и Февронию-2

Вот и можно продолжить разговор о прекрасном произведении древнерусской литературы: есть еще отклики читателей. Равнодушных нет! И это самое главное.


Вот пишет священник, отец Николай:

Хороший материал и ответы достойные.
Поднимать в достоинстве оболганное прошлое необходимо.
Единственное, от чего бы отказался сам, как автор, то это
подвижничество должностных лиц.
Заслугу лучше переадресовать Богу.
Но это только мое личное мнение.
С признательностью и уважением, о.Николай.


Мой ответ:


Спасибо! Но история есть история. Праздник в честь Петра и Февронии учреждён именно этими историческими деятелями. Я - учёный, если так можно сказать, а роль учёного - быть объективным свидетелем.
А роль должностных лиц в идеале - именно быть подвижниками! Ведь и Пётр был должностным лицом - правителем Мурома...
Мне дорога Ваша поддержка.

Пройдёт несколько лет, и молодежь будет считать, что "так всегда и было". Поэтому рубежную дату необходимо поставить.
Каких только дат не называют студенты, если спросить про Куликовскую битву (а самый страшный вопрос: на границе каких областей Куликово поле - не знает почти никто). Век, в который жил Сергий Радонежский - в Сергиевом Посаде школьники назвать не могут. 20 век - самый интересный, хоть и редкий ответ.
Я иногда думаю о том, что, глядя на восстановленные храмы, дети решат, что так всегда и было.
Кто поверит, что в 1998 году и Борисоглебский монастырь в Дмитрове, и Чергнговский скит близ Лавры были только кирпичными основами?
Мы приходим в красоту, наши дети - только в красоту.
Поэтому обозначение границ нужно и важно.



Вот что пишет читательница Татьяна:


Хотелось бы знать, если бы не богатый и влиятельный князь, а бездомный нищий скиталец искал у Февронии исцеления, Феврония нищего тоже бы взялась исцелить при условии, что он на ней женится? Или бы отказала бомжу в медицинской помощи?

Феврония не упустила свой шанс заполучить князя в мужья. Февронию есть смысл назначить покровительницей предприимчивых девиц, мечтающих выйти замуж за олигарха, но никак не образцом супружеской любви. Князь из двух зол (болезнь или женитьба на знахарке) выбрал меньшее. И то, что Феврония и Петр на старости лет оказались в разных монастырях, а в те времена это была единственно возможная форма развода для опостылевших друг другу супругов, говорит о качестве их супружества. Счастливые семейные пары, состарившись, по монастырям не разбегаются, а помогают своим детям воспитывать внуков.

Если кто из русских женщин и достоин служить образцом любви и верности, так это жены декабристов, последовавшие за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Мой ответ:

А Феврония, последовавшая за мужем в мир иной? Это не Сибирь, это дальше...
она-то умирать не собиралась, вышивала покров для храма, и хотела закончить работу, просила мужа подождать... И оставила иголку в недошитой пелене, обкрутив вокруг нее нить, чтобы дошила другая мастерица... Надо ли говорить, что сильный духом человек может "вымолить" для себя умирание, как это сделала Феврония, и как делали многие и многие старцы и старицы на Руси. Она ушла вместе с мужем.
Поэтапно отвечу на все, ответы долгие.
Подумайте только, что искал у девы-Февронии исцеления не "богатый и влиятельный" князь, а о ту пору умирающий от гнойных язв доходяга. Вот находка-то для красавицы! Язвы не цветут художественно, а мокнут да смердят - пройдитесь по любой травматологии. Она же обещала, со своей стороны, - вылечить и выйти замуж... Князя привезли на телеге, если читали текст. Большой позор для воина-князя! Как бабу, как поросенка, как куль с овсом... Это значит лишь одно: держаться в седле он совсем не мог. Абсолютно не мог, несмотря на силу духа и княжье самосознание. Не жилец был князь. Какие еще вопросы?


Татьяна задает еще вопрос:


Из Вашего произведения текст: "А княжий слуга заговорил о том, не знает ли девушка в округе хороших знахарей и рассказал о беде, приключившейся с князем". С князем, а не с доходягой. И одет княжий слуга, надо полагать, был богато. Феврония тотчас сообразила, что судьба предоставляет ей шанс стать княгиней, поэтому и поставила условие "женится на мне - вылечу". Приступив к лечению, первую язву - источник инфекции - на развод предусмотрительно оставила, на тот случай, если князь не сдержит слово.

"Сказание о Петре и Февронии» скомпилировано из русских народных сказок. В частности, из фрагмента сказки "Дочь-семилетка", в которой царь велел девочке соткать полотно из льняной хворостинки, вырастить цыплят из вареных яиц, явиться к царскому двору ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка. Есть датская народная сказка "Мудрая королева Дагмар" с подобным сюжетом, с той лишь разницей, что в народных сказках царь и принц первыми предлагали мудрой красавице руку и сердце, а не наоборот.
Змей, прилетающий к жене - чистейшей воды сказка. Как и фантасмагорическая история о депортации мертвецов из разных мест захоронения в общий гроб - не просто сказка, а сюжет голливудского фильма ужаса. Не удивительно, что третий год празднования Дня семьи, любви и верности - Дня Петра и Февронии ознаменован государственным трауром по 172 жертвам разгула стихии на Кубани. Сама Природа восстала против столь надуманной картины семейных отношений.

Мой ответ.


Опять много вопросов. А мне немножко лень перепечатывать мои научные статьи не эту тему. Предисловия к двум изданиям очень подробны, и содержат почти все ответы. Книги есть в Ленинке, в Публичке. 70 страниц текста - там многое есть. Но я обязательно вернусь к этим вопросам. Пока же отвечу вот на это: ну и что, что компиляция? Теперь нам и Пушкина детям не читать? Ведь в большинстве его сказки - компиляция из Вашингтона Ирвинга, сборник "Альгамбра", который Пушкин читал. А уж про деда Мазая молчу. Некрасов наверняка сюжет стибрил у реального деда Мазая. Сел доверчивый дедок с поэтом рядом поговорить, рассказал про зайцев свою быль - и ау сюжетец! Некрасов до сих пор гонорарами пользуется, наверно.
Вот, написала про деда Мазая и чуть не плачу. Это даже не компиляция получается, и даже не плагиат! Это воровство прямо из души у бедного русского человека! Ах, Николай, Николай, а я так тебя любила как поэта!


Татьяна во многом права. Она пишет:

В моем предыдущем посте нет ни единого вопроса, а только здравые мысли о некоторых перипетиях жизни Петра и Февронии. Я не против гениальных компиляций, но против компиляций топорных, выглядящих чужеродными вставками, нарушающими законы жанра.

Петр и Феврония - реально существовавшие личности, или сказочные персонажи? В исторически точных описаниях жизни реальных людей компиляций из мифов и сказок по определению быть не может. Петр и Феврония причислены Церковью к лику святых, следовательно, личности реальные. Возгласом: "ну и что, что компиляция?" Вы даете понять, сколь правдиво жизнеописание Петра и Февронии, которых Вы усердно пропагандируете как пример благочестивой семейной жизни.

Все без исключения вдовы в свой срок, исчерпав отпущенные им Природой жизненные силы, следуют за своими мужьями в мир иной.

Сила духа - языческая, а не христианская добродетель.
Молитвы сильных духом христианский Бог оставляет без ответа, и в Царство небесное сильным духом, если верить словам Иисуса, доступа нет.
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". (Матфей 5:3)

Добровольный уход из жизни по каким бы то ни было причинам называется суицидом. Неважно, как именно самоубийца лишает себя жизни - применяя изощренную психотехнику, или механическим способом. Утверждая, что Феврония добровольно последовала за Петром в мир иной, а не умерла потому, что болезни и старость привели ее организм в несовместимое с жизнью состояние, Вы косвенно обвиняете Февронию в страшном грехе. Самоубийство церковь считает более тяжким грехом, чем убийство. Убийц, в том числе и не раскаявшихся в убийстве, отпевают, самоубийц - нет. Февронию похоронили на монастырском кладбище, следовательно, добровольного ухода Февронии из жизни не было.

На момент смерти Петра Феврония и Петр супругами не были, ибо монастырский постриг аннулирует брак.

Любящие мужья, умирая, завещают своим женам жить до глубокой старости, на радость детям и внукам, а не подстрекают к суициду.
Желание Петра забрать с собой в мир иной Февронию красноречиво свидетельствует о том, что Петр и Феврония - бездетная пара, следовательно, идеалом семейного счастья служить не могут.


Что я ответила Татьяне?


Дорогая Татьяна, какой может быть "суицид" у дряхлого человека, старца или старицы? "В русской рубашке под иконами умирать" ложился отживший человек... Молитвой, покаянием он готовил себя к последним минутам, и загодя знал об этом часе, как знал Петр. Как поторопила себя Феврония.
Я отвечу, почему они ЗНАЛИ, в многие не знают. Да потому же, почему и знала Феврония о том, что вот ее СУЖЕНЫЙ, сужденный судьбой. Знаете, почему? Да потому что они были ЦЕЛОМУДРЕННЫ! Боюсь писать Вам это слово, если Вы разглядываете в отходе старца от жизни суицид, то представляю, куда заведет Вас в желании поговорить это слово. Все просто. Они были ЧИСТЫМИ СЕРДЦЕМ, ЦЕЛЬНЫМИ людьми. Таким Б-г, в которого Вы не верите, дает особое знание. Посмотрите в хорошей церковной литературе данные о целомудрии. Это сложное и комплексное понятие. Целомудренными могут быть многодетные супруги, и развращенными могут быть физические девственники. К сожалению, разговор религиозного человека с атеистом непременно выльется в "разговор пьяного с трезвым чёртом", совершенно по-чеховски, всем чертям на радость. Не будем их больше тешить нашей риторикой, лады?

Вот отвечает Татьяна:



Уважаемая Наталья, я отнюдь не разглядываю "в отходе старца от жизни суицид". Вы, а не я первой завели речь о том, что Феврония ДОБРОВОЛЬНО последовала за Петром в мир иной, а не умерла от старости или болезни. Я же весьма усомнилась, что имел место обставленный под естественную смерть суицид.

Своими словами "А Феврония, последовавшая за мужем в мир иной? Это не Сибирь, это дальше..." Вы любовь и верность Февронии поставили выше любви и верности жен декабристов. Я так не считаю.
Несомненно, Феврония верила, что Петр в раю, поэтому и молила Бога о смерти, торопясь предаться с Петром райскому блаженству. А жены декабристов, лишившись всех дворянских привилегий, последовали за своими мужьями в Сибирь делить с ними не райское блаженство, а тяготы каторжной жизни.

Желание Петра умереть с Февронией в один день свидетельствует о том, что в глубине души Петр оставался язычником.

В языческие времена в курганах вместе с князьями хоронили их коней и жен. Коней убивали, а жен опаивали вызывающим кОму настоем. Был такой прискорбный языческий обычай, и не только на Руси. В Индии жены восходили на погребальный костер супруга.

Послал Петр слугу искать хороших знахарей, а не в церковь обратился за исцелением, хотя не мог не знать, что церковь запрещает обращаться к знахарям и целителям.

Я прекрасно знаю, что такое целомудрие. Целомудрие - это чистота внутреннего мира. Человек чист ровно настолько, нисколько чист его внутренний мир.

Чтобы тешить сказочных персонажей, надо пребывать с ними в сказочном мире, я же беседую с Вами в русле здравого смысла.

Татьяна.


Вот такая переписка, говорящая, что древнее сказание современно и интересно, и затрагивает многие стороны нашей жизни.


Рецензии