Ещё немного о Венеции. Перемещающиеся статуи

        из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
        пер. с итальянского

  В Венеции с самого начала "культ личностей" был под запретом, так что ни одному
 дожу не было разрешено иметь собственную статую ни на одной городской площади - 
 "кампо",
  хотя в течение веков их скульптурные изображения изредка появлялись в качестве
 дополненительных деталей монументов: как случилось, например, с Франческо Фоска-
 ри, изображённому коленопреклонённым перед крылатом львом над входом во Дворец
 Дожей.
 Единственным исключением в истории Светлейшей является великолепная конная статуя
 кондотьера Бартоломео Коллеони, разрешённая в обмен на астрономическую сумму,
 которую он оставил городу в своём завещании.
   Может быть, из-за этого нынешние статуи, появившиеся в лагуне уже после паде-
 ния Республики, возведённые во второй половине 19 века, чувствуют себя в городе
 не очень уверенно, не зная, как себя точно вести, перемещаясь от этого с места
 на место. Выражение "быть неподвижным, словно статуя" в Венеции не имеет смысла;
 например, огромная статуя Витторио Эммануэле Второго  верхом на коне сначала
 была установлена на небольшой площади Львят, сбоку от базилики Сан Марко, потом
 её передвинули к фасаду Дворца Дожей, ещё позже переместили на набережную Скья-
 вони, где она и находится по сей день.
  Её открытие состоялось 1 марта 1887 года, для вененианцев она стала "Монумен-
 том"- "Il monumento" . Горожане так её и называют, без всяких уточнений:
  - "Где встречаемся?"
  - "У монумента".
  Статуя была создана скульптором Этторе Феррари, который в это время был также
 и членом парламента от фракции радикалов. В течение долгих месяцев её создания
 политические противники Этторе пытались дискредитировать его проект, распуская
 слухи, что в нём предусмотрено, что бронзовый конь топчет папские эмблемы.
 Дошло до парламентского разбирательства, эхо которого докатилось до Венеции.
 Некоторые даже требовали уничтожить статую.
  Полемика разгорелась ещё больше при выборе места для установки такого громозд-
 кого монумента. Была изготовлена точная копия статуи из дерева и проведены
 эксперименты с размещением её в разных местах рядом с Сан Марко, пока не остано-
 вились, наконец, на набережной, где она по сей день и находится.
 В день открытия, в котором участвовали и король Умберто 1 и королева Маргерита,
 всем стало ясно, что под бронзовым копытом  ничего нет.

   Статуя Витторио Эммануэле  была не единственной, разгуливающей по городу.
 Компанию её составил памятник Пьетро ПалеокАпа, который с первоначального кампо
 Сант'Анджело переместился в Парк Пападополи - Giardini Papadopoli.
 Пьетро Палеокапа, начиная с 1817 года входил в группу инженеров, занимавшихся
 дорогами и каналами Венеции. В 1840 году он стал главным директором Общественно-
 го строительства Венеции, под его руководством проводились гидроинженерные рабо
 ты на реках Брента, Бакильоне и Адидже. Он был убеждённым патриотом, который
 участвовал в работе временного правительства Венеции в 1848 году и был одним из
 горячих сторонников присоединения Венеции к Италии. Статуя была воздвигнута
 в 1873 году, её автор - Луиджи Феррари( 12 лет спустя ему же было поручено вос-
 создание скульптурной группы у входа во Дворец Дожей - "gruppo di Porta della
 Carta", которая была разрушена в 1797 году).

   Памятники Даниэлю МанИн и НикколО ТоммазЕо, один из которых находится в кампо
 Стефано, а другой в сампо Манин имеют любопытную историю, связанную с их место-
 положениями. Два этих персонажа запечатлелись в исторической памяти венецианцев
 неразрывно связанными друг с другом: оба они возглавили восстание 1848-49 годов
 против австрийской оккупации(разделив затем вместе и тяготы тюремного заключе-
 ния),  оба участвовали в формировании временного правительства Венеции.
   Но в то же время, в действительности, Даниэль и Никколо далеко не всегда были
 согласны друг с другом.
  И вот пожалуйста: статуя Манина, работы Луиджи Борро, 1865 года, смотрит в сто-
 рону своего старого дома, обращена к товарищу по политической и революционной
 борьбе, но отдалённая от неё двумя кампо статуя Томмазео, кажется, не обращает
 на товарища по борьбе никакого внимания, направляя задумчивый взгляд в сторону
 Площади Сан Марко.
    Монумент Томмазео, работы Франческо Барцаги и открытый в 1882 году, известен
 венецианцам, как "какакнижки" - "cagalibri". Такое издевательское название сра-
 зу же закрепилось в народе, который разглядел огромную стопку книг, которая,
 кажется, выходит сзади из-под полы длинного платья.
  По легенде, в которой можно увидеть крупицы правды, скульптор совершил ошибку
 при расчёте распределении весов и равновесий и был вынужден прибегнуть к такой
 уловке, чтобы придать памятнику устойчивость.
  В любом случае, лишь бросив беглый взгляд на статую, вы не сможете сдержать
 улыбки.
 

   
 
   
 
    


Рецензии
Но вообще-то перемещающиеся памятники - не прерогатива одной Венеции. А Каир? Не говоря уже о статуе Рамзеса II, которую уже в ХХ веке устанавливали в разных местах, ещё и "Пробуждение Египта" Махмуда Мухтара - то у вокзала, то возле университета... Бан Елачич в Загребе - то был обращён в сторону Венгрии, которую как бы предупреждал, то в другую сторону - в зависимости от политической ситуации. А ещё Пётр I в Риге, да и в Таганроге - они ещё и пропадали временами. И, конечно, Александр III в Петербурге... Последние случаи, правда, связаны с политической конъюнктурой, а Венеция и Каир - нет.
Спасибо!

Аркадий Кузнецов 3   20.12.2021 23:10     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Ух ты, "пропадающие статуи" - даже и поинтересней "перемещенцев"!
Очень интересно! Спасибо огромное, что читаете и так увлекательно комментируете!
С благодарностью и теплом.

София Ладзарус   21.12.2021 00:35   Заявить о нарушении
А ещё я вспоминаю, как на экскурсии в Венеции показали статую кондотьера Коллеони и на этом на набережной экскурсия закончилась. А я пошёл немного дальше, заглянул в первую по пути церковь и... обнаружил, что там служил Вивальди! Осмотрел небольшой музей с нотами и старинными инструментами. Как же так - нашим соотечественникам не сообщили про Вивальди? Набежали бы туда кучей, потому что это имя - одно из немногих имён венецианцев, известных у нас фактически всем...

Аркадий Кузнецов 3   21.12.2021 01:15   Заявить о нарушении
В довершение всего Пётр в Таганроге "переместился" на денежную купюру, где изображён вместо памятника преобразователю в Архангельске...

Аркадий Кузнецов 3   21.12.2021 01:25   Заявить о нарушении
... Перемещение на денежную купюру - это уже прямо фокус!
А в какой церкви этот музей музыки? Просто я тут напереводила рассказ
о приюте Оспедале Пьета, и церковь так называется и монастырь.
Там Вивальди учил игре на скрипке, у них там небольшой музей об истории
приюта и музыкальной традиции в ней.
Тут я только что обнаружила в интернете ещё один музей музыки.
В церкви Сан Маурицио. Наверное, этот музей Вы посетили?


София Ладзарус   21.12.2021 01:45   Заявить о нарушении
Насчёт того, в какой церкви я был - уточню. Спасибо за наводящую информацию!

Аркадий Кузнецов 3   21.12.2021 02:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.