Сканируя Окружающий Мир

(предыстория к "стихоиллюстрациям")

Это было в конце лета 2002-го.
Как-то раз моя знакомая из г. Химки (МскОбл) Ольга К. пригласила меня на встречу со своей подругой Тамарой (профессиональной скрипачкой, живущей в Эфиопии), которая должна была состояться в самом центре Москвы, рядом с "поэтическим" Арбатом.

После беседы Ольга предложила мне прогуляться по Старому Арбату — элитному, крутому, народному, панковско-тяжёло-металлическому, да и много-много ещё какому эталону Высокого Творчества (у каждого перед глазами он встаёт в своей неповторимой ипостаси).

В тот летний августовский вечер на Арбате как всегда было много художников, и поскольку Ольга сама является одним из лучших преподавателей художественной "школы", организованной ею же на базе филиала МАИ, то мы с определённым интересом наблюдали за живым процессом сотворения арбатских шедевров. Сама Ольга, уже в сознательные годы (ближе к 25-летию), однажды сдружившись с ребятами-художниками, восстанавливающими какой-то православный храм (если не ошибаюсь... в Новом Иерусалиме), настолько заинтересовалась "архитектурным" рисованием, что, совсем не для "корочки", а по зову сердца поступила, и затем успешно закончила, Московский Архитектурный Институт (МархИ), по специальности — архитектор. По жизни ей приходилось работать очень в широком диапазоне художественного творчества, начиная от оформителя какой-то стенгазеты, и до директора престижного художественного салона. Я же, человек, к тому времени "скромно" проявивший свои врождённые способности в рисовании, однако видящий и понимающий это направление творчества. Если этим обладает человек, то эти способности проявляются у него во всех сферах деятельности, независимо от того, владеет ли он тем профинструментарием или нет — это вопрос овладения техникой воплощения чего-либо, я же говорю сейчас о "видении", как утончённой способности к восприятию некой информации через определённый канал.

С этим "багажом" возможностей, мы и бродили от одной группы "творцов" к другой. Где-то мы не останавливаясь проходили мимо, не увидев ничего интересного. Иногда же мы задерживались перед действом рождения подлинного шедевра, особенно когда ты, как бы сторонний наблюдатель, этого завораживающего процесса Живого Творчества, проникая в душу художника, становишься его соучастником. И как-то само собой, как обычно происходит в таких случаях, мы с Ольгой начали обмениваться своими впечатлениями по отдельным работам. Ольгу интересовали некие профессиональные особенности рассматриваемых работ, меня же — глубина проникновения и видение отдельными живописцами своих "натурщиков". Ольга активно реагировала на мои замечания, и поскольку это стало неким исследовательским процессом (с нашей стороны), я стал первым отмечать особенности открывшихся нашему взору работ. "Посмотри, — говорил я Ольге, — этот художник пишет портрет не той девушки, которая находится перед ним, она — другая, и внешне, и внутренне." Хотя обыкновенный прохожий, не обладая такой "высокой способностью разрешения" своего воспринимающего аппарата эти тонкости внешности, которые напрямую связаны с психикой и характером данного человека, практически, не заметит. Для него портрет и сам позирующий — полнейшее сходство. "…А этот художник старается изобразить свою "модель" гораздо привлекательнее и интереснее, чем это есть в действительности (он просто, своею рукой совершенствует то, что не было дано свыше его "модели" при рождении)". "Оля, обрати внимание, этот — видимо студент, только, учится восприниматься других, в его работе отсутствует самая весомая деталь портрета — в нём нет Жизни".

Так мы и прошли весь Арбат — от кинотеатра "Художественный" до Садового кольца. Мои фразы, взвешивающие работы арбатских умельцев, очень живо воспринимались моей спутницей. И я понимал, почему. Она — профессиональный художник, и одарённый от рождения человек, почти двадцать лет совершенствующий своё мастерство, "встретила" человека, не умеющего рисовать, но видящего и понимающего сам процесс творения портрета идентично её восприятию. Кстати, мы и познакомились с ней, в тот период, когда я жил в Химках, и для ребят из семейного клуба "Мастерская Детства" проводил занятия по своей авторской методике "Ключ к Совершенству" (экспериментальный курс — март-апрель 2000-го). Одним из пяти предметов было "Рисование", которое я умудрялся преподавать, не умеючи рисовать сам. Я даже, на некоторые занятия пригласил моего зеленоградского знакомого Олега З., художника, работающего тогда в известной фирме компьютерных программ "Бука". Производство продукции этой фирмы требовала большое количество рисунков для анимации, чем Олег и занимался. Кстати, его первая идея в практическом воплощении была известная компьютерная игра "Петька и Василий Иванович спасают Галактику". Затем были и другие...

Исходя из этой предыстории, чтобы подвести резюме, отмечу, что существует два препятствия при освоении какого-либо вида творчества. Первая — это неумение полноценно воспринимать интересующую вас информацию (этим можно овладеть с помощью, уже упоминавшейся методики "Ключ к Совершенству"). Вторая — несовершенство "инструментов" воплощения воспринимаемого образа или "техники исполнения", которой обучают многие учебные заведения, однако вычленение этой части из целостного процесса творчества, значительно оскудняет разнообразие выдающихся произведений, более того, способствует стандартизации мышления, и, по сути, ведёт к деградации человечества. Только с восстановлением принципа целостного обучения (при целесообразной его структуризации), именно он может явиться тем самым методом, благодаря которому только и становится возможным качественный скачок в наше "светлое завтра"!

Творческих успехов и высоких достижений, всем нам, на пути к Мастерству!!!

/мне 37/

Россия, Москва–Химки–Зеленоград,
24.07.2003 г.


Рецензии