Бакуриани - Вардзия - Тбилиси - Донецк

Когда я закончила наше Медучилище ( а после 10го класса обучение на фельдшерском отделении было 2,5 года ),
папа купил мне путёвку в Бакуриани на лыжную турбазу. Впервые я уезжала из дома так далеко одна.
Не могу сказать, что родные были в восторге от этого. Но все же я поехала.

Был конец февраля. Самолет, потом поезд - кукушка, петлявший по предгорьям, автобус.

Большая долина. Горы не то, чтобы высокие - не Домбай или Чегет ( это было позже ). Но мне, выросшей в степи среди терриконов, чувствовалось что - то родное в окружающих долину горах.

По сути был конец сезона. С начала марта стали заезжать уже тбилисцы семьями, с детьми и горшками. Но это было потом.

Снега было много - сердце радовалось, но нужно было еще обзавестись лыжной экипировкой. И вот тут возникла проблема.

На базе работали одни мужчины ( грузины ). Народ, как вы понимаете, горячий, но не особо и стремящийся работать.
И, каждый день, с восьми утра мы занимали очередь в домик проката лыж и проч. То есть со времени, которое было указано... мелом на деревянном щите у входа в "прокат".

Ага ! Щас !..
Заросший и сонный грузин появлялся часам к одиннадцати, двенадцати. А в час начинался перерыв да 14.00.
Но, как вы наверное уже догадались, его " обед " плавно перетекал в ужин, а потом в завтрак и всё начиналось по - новой.
Оказывается ( я - то молодая и наивная не сразу и поняла ), лыжи " на троечку " стоили 3 рубля. На четверку - 5. Импортные по 25 рублей. Это " левые ", помимо цены самого проката.
То же касалось и лыжных ботинок.

Здание турбазы было 4-хэтажное. Наполненность - как сельдей в бочке. Народу много и очереди... соответственно.
В общем, лыжи и проч. я смогла " купить " только на четвертый день.

Верх горы был с уклоном градусов 45 и туда поднимались бугелем только ассы. В самом низу, у подножия горы, по идее, инструктор ДОЛЖЕН БЫЛ учить новичков всем премудростям горнолыжного спуска.
Должен был - не значит, что он был. И мы все были предоставлены сами себе.

Да, были сломанные руки и ноги - медпункт работал исправно, гипса было там много.

Первая проба лыж.

На лыжи встала впервые в жизни. Пару раз спустилась с пологого склона. Получилось. Не упала. Начала даже тихонько гордиться собой внутри )))
Я всегда была экстрималом. Пристроилась на бугель и поползла на самый вверх. А, когда добралась, поняла, что малость поспешила... А куда деваться ? Ведь уже наверху...

И я понеслась вниз. Управлять лыжами, т.е. тормозить поворотами... я даже не знала, что это возможно...
Потом ребята рассказывали, что точно научились определять на склоне моё местонахождение.
Если вниз летит торпеда, сбивая зазевавшихся с ног, падает и катится вниз, превращаясь в нижний шар снеговика - это она !
Но, упрямо встаёт, отряхнется и снова идет на бугель !
Так я постигала основы горных лыж. Через несколько дней уже прыгала с небольшого трамплина.
О поворотах на лыжах, торможении и проч. премудростях меня просветили ассы лыж. Видно прониклись моим упорством.

Небольшое отступление.

Таким же образом я училась кататься на фигурных коньках. Коньки б/у я купила с рук. С белыми ботинками они были для обязательной программы, но... на размер меньше.
То есть шерстяной носок не оденешь. Обходилась капроном. Ждала, пока ноги замерзнут и потеряют чувствительность в ботинках.
Каток  на Локомотиве открывался в 9 утра и до 6 вечера. Я приходила первая и уходила последняя. И я научилась ! Чтобы изучить теорию ( как и для горных лыж ),
записалась в областную библиотеку и перечитала там всё, что можно.

Коньки для обязательной программы отличались от произвольной тем, что толчковый зубец там самый большой.
Из - за этого зубца, вес тела нужно было распределять не так, как на "дутышах" или "ножах".
Иначе "зубом" цепляешь лед и летишь на него носом.

Я " приловчилась " падать на колени. Как результат - сильное растяжение Ахилловых сухожилий и на 3 куска расколола себе коленную чашечку.
Колени были черные, но это были пустяки ! Через месяц я смогла выписывать пируэты, вращения, повороты, прыжки, "кораблик" и прочую визуальную красоту.
Помню, было воскресенье, слабая метель, температура минус 27. А меня вновь понесло на каток.
Представляете, на всем стадионе нас было только двое сумасшедших ! Но играла музыка.
Я выписывала кренделя на пяточке, а парень носился кругами на "ножах". Лед был идеальный, но жёсткий. Его только обновили.
Дома  сначала ноги держала в миске со снегом, потом в холодной воде, потом в тёплой. Боль была дикая. Отморозила...

После обильных снегопадов все хандрили, пока ретраки утрамбовывали снег на склоне. Лавин не было.

В актовом зале турбазы показывали фильмы. Три стены зала были застеклённые от пола до потолка. Но, так как стёкол шесть отсутствовало и на полу лежал снег...
Говорят, что охота пуще неволи. Мы все, закутавшись в одеяла, сносили эту муку холодом, если фильм был интересный.

Надо сказать, что начальство турбазы не заморачивалось, держало нас в черном теле и особо не баловало.
Батареи были слабо теплыми на ощупь начиная с 8и вечера. Под утро "отопление" выключали.
Отогревались под горячим солнцем на склонах, катаясь на лыжах или загорая на снегу. В купальниках ! А в помещении даже два шерстяных свитера не спасали.
Более " мудрые " ходили в село через долину, покупали чачу. Тем и грелись.

Средство передвижение по долине - расписные санки, запряженные в дохлую клячу. Бизнес делался на всем. Проезд 3 - 5 рублей.
Ходила несколько раз ( ради прогулки. На склоне - то не надышалась :-)) в село. В магазинчике покупала шпроты, сгущенку, хлеб.
А еще там были книги. На русском немного, в основном на грузинском. Я купила две книги Левона Готуа " Рассказы " и "Огненный пояс " - о событиях в Грузии в 16 веке.
Изумительно интересная книга !!! Она и сейчас у меня на полке стоит. Перечитываю.

На турбазе было несколько турмаршрутов. Мне жалко было оставлять склон, терять день. И все же...

Ходили за 15 км по горам купаться в горячих источниках. Прошли несколько сел, потом перевал. И снова села.  Горские села - как будто в другой мир попали.

Очень хотелось посмотреть пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков царицы Тамары - Вардзию.
Заехали в Мцхето в кафедральный патриарший храм Светицховели.

К сожалению, именно в день экскурсии, на базе продавали обратные билеты на самолет. И я билет не купила.

Экскурсовод рассказывала, что во время прошлого землетрясения, фасад скалы рухнул, обнажив многочисленные входы и переходы пещер.
Пришлось для туристов устанавливать навесные дорожки и лестницы вдоль вертикальной стены. Пока добрались до основного входа, адреналина хватило. Кое-кто повернул назад.
Не забывайте - февраль. Город находится на высоте 1300 м над уровнем моря. Так как проходы открылись, - сквозняки. Многие простудились. И я в их числе.
Но красота фресок, тоннели, комнаты, вырубленные в скале, панорама.. Это - нечто !

Вернувшись, решила пойти в сельский магазинчик. Уже начинался март. Снег был рыхлый, пропитанный водой. Кто бы знал, что в самом центре долины оказывается протекает речушка...
И моя нога провалилась сквозь снег по колено прямо в воду. Пытаюсь вытащить - не тут то было. Пытаюсь ногу откопать, но мокрый снег, как цемент - зажал и не отпускает.
Долина большая и ни душа. Сколько я так простояла - не помню.

На мое счастье, те самые парни, что выглядывали меня на склоне, дрейфовали за чачей. И меня вызволили из снежного плена. Один отправился в село, а двое помогли мне дойти до базы - сапог на тот момент уже давно прохудился из - за дальних пеших переходов и в нём хлюпала вода.

Вот так я с ними познакомилась в наш последний день на турбазе. Двое москвичей и один из Питера. Мы потом с ними переписывались недолго. Скорее открытками, а не письмами.
Да, в то время люди еще писали друг другу письма и отправляли открытки... Их поздравления с 8 марта ( уже следующего года ) я храню до сих пор.

К вечеру меня совсем развезло : температура, насморк, кашель. Мои соседки уехали еще днем. Постели сдали.
Заперла дверь, устроила себе из трех матрацев и подушек норку, спиной к теплой батарее и задремала.
Стук - ребята пришли : Пошли ужинать. Все, кто остался на базе, празднуют отъезд.
В одну из комнат притащили столы, стулья, кастрюли с ужином из столовки, тарелки, стаканы и проч. Гвоздем программы были чача и апельсиновое варенье из сельмага.

- Сейчас мы тебя лечить будем.
Положили в стакан варенье, налили до краев чачу, размешали - Пей !
А я до этого ничего кроме дедушкиной вишневой наливки никогда не пила. Состояние от температуры было, как в тумане. И я выпила...
Сразу стало тепло.

Потом еще полстакана - больше не смогла. И задремала, сидя на кровати.
Чувствую - отключаюсь. Нашла в себе силы дойти до своей комнаты, снова заперла дверь и вырубилась.

И снится мне землетрясение в Вардзии. Я слышу, как с грохотом падают камни...
Оказалось, что это дверь мою ногами сносят с петель те самые ребята.
Видя мое состояние, они " взяли надо мной шефство ".
- Автобус стоит, все с вещами уже сидят, а тебя не досчитались. Уже 8 часов.

И мы поехали в Тбилиси в аэропорт.

Эти ребята действительно оказались отличными парнями. Студенты. Они не отпускали меня одну. Три мушкетёра, которые стали моими телохранителями в горячем южном городе.
И за все платили сами.
Сняли номер в гостинице и мы смогли оставить там свои чемоданы.
Они взяли обзорный автобусный тур по городу. Потом вчетвером поехали обедать в ресторан, где - то на горе с изумительным ландшафтом.
Потом просто гуляли по Тбилиси - нужно же было как-то убить время до вечера. Купили в аптеке мне капли от насморка и какие - то таблетки.
- Не переживай, билет мы тебе достанем !
Вечером принесли мне в номер ужин. Даже кофе где - то раздобыли.
А часов в 10 поехали снова в аэропорт.

Вердикт кассира - билетов нет. Ждите. Или кто - то не явится на рейс, или кто - то сдаст билет.

Прождали до полуночи. Объявили посадку. У кассы очередь огромная. К кассиру заходит в кабинку женщина и что-то ей говорит на ушко.

Ребята говорят : Пора !

А дальше был цирк !

- Держи деньги в кулаке ! Они поднимают меня горизонтально, проносят над толпой и вносят мою голову в окно к кассирше !
И та дает мне единственный освободившийся билет ! Рейс Тбилиси - Донецк - Рига.

Приехала я домой часам к трем ночи. Пришлось с чемоданом лезть через забор :-)

Но зато впечатлений от поездки осталооооось !..

P.S. Если найду Домбайские фотки со склона - добавлю.

23.10.2021  03.46

https://youtu.be/ow-KmJwzLEQ  Юрий Визбор Домбайский вальс

Вот.

Не зря живёте!!!

)))

У меня тоже есть, что вспомнить.

Иногда хочется...
Иногда нет.

Семистрелица   23.10.2021 11:28     Заявить о нарушении
А ведь знаете, прекрасное занятие : оживлять и записывать свои воспоминания. Для детей. Им на память. Опять же, отличная тренировка мозга, плюс море положительных эмоций. А о плохом - не стОит...

Элла Берман   23.10.2021 12:45   Заявить о нарушении
Ведь на отрицательное, что было в жизни, можно посмотреть уже с другой высоты и все переоценить, никого не виня. Понять, для чего был дан такой урок... И больше не устраивать забег по граблям. :-)

Элла Берман   23.10.2021 12:48   Заявить о нарушении
Отрицательное полезнее, чем положительное.