Великий классик...

Великий классик* жизнью изнурённый,
оставил завещанье нам,
что Мир во мраке погребённый,
и падший к дьявольским стопам,
спасётся красотой Вселенной,
что хорошо известна нам,
и что предел положит верный
и заблужденьям и страстям, -
что души ловко охмуряют,
и сердцу нагло преграждают,
дорогу светлую любви,
их безнадёжно запирая,
в тенёты** мрака и тоски...

                ...

Позвольте добрый мой читатель,
здесь усомниться мне слегка.
Ведь властью признанный писатель,
был прав конечно не всегда.

Готов ли красотой прельщённый,
собрата ближнего любить?
Душой прекрасным "Освящённой",
ему сочувствие дарить?
и помогать ему безмерно?
И другу жертвенно служить?
Корысть оставив непременно,
чужие тяготы носить?
Возможно-да.
Возможно-нет.
Известно это не наверно,
здесь есть один простой момент.
И я с усердием примерным,
готов Вам это объяснить,
И ропот Ваш предупредить...

                ...

Чтобы любить людей, не нужно,
первейшим из эстетов быть.
Душой не тронутою стужей,
природу милую любить.
И отдаваться с наслажденьем,
душою чувственной паря,
в твореньях гениев, "нетленных",
от умиленья слёзы лья...

История примеры знает,
когда диктатор и злодей***,
прекрасной музе угождая,
и ноги целовавший ей,
служивший ей день ото дня,
ей слёзы сладкие даря, -
поля сражения Европы,
обильно кровью поливал,
солдат своих, и тех народов,
которых тщетно покорял...

Или художник****, что безмерно,
в искусства тайны погружён,
и им всечасно, вдохновенно,
был несомненно окружён,
служив ему самозабвенно, -
был тяжкой страстью поражён.
В душе лелея зло, усердно,
им безнадёжно был пленён.
И красота, что в нём жила,
от злой судьбы, не сберегла...

В твореньях, Гением рождённых,
чья красота известна нам,
в миру, что жили восхищённо,
упавши ниц к его стопам, -
нет силы сделать человека,
таким, чтобы он Добрым был.
И не смотря на грозы века,
что-бы он ближнего любил...

Что-бы цинизмом не прельщался.
Что-бы душа была Светла.
Что-бы сочувствием всечасно,
ко всем была она полна.
Что-б понимала цену жизни,
чужой,
не только лишь своей.
Что-б к тем, кто плачет безутешно,
пленённый горечью безбрежной,
она-б отдалась силой всей...

                ...

Немногим дарит Провиденье,
Призвание,
себя храня,
любить людей, им зная цену,
тепло души своей даря.
И с красотою Мирозданья,
никак не связан этот дар.
Ведь в чувственном её сиянье,
таится злых страстей пожар...

То редкий дар природы щедрой.
Он Вышней Милостью рождён.
Незыблем свет его нетленный.
С мирской красой не связан он.
Не красотою мир спасётся, -
обитель скорбей и проблем.
Но светоч Рая в нём прольётся,
с любовью нежной ВСЕХ КО ВСЕМ...

Любовью чистой, и безбрежной,
что расточаясь, не умрёт.
Своею верностью безмерной,
хваленье Небу вознесёт.

Но если это невозможно,
то Мир ничто уж не спасёт.
И он в бездумье безнадёжном,
злой мо'рок дальше понесёт...


23 октября 2021 года.
Стоян Юрий Петрович. Краснодар.


*Фёдор Михайлович Достоевский - Великий Российский писатель
                19 века.

**ТенЁта - Небольшая сеть, предназначенная для ловли
        мелких животных, рыб. Паутина.

***Наполеон 1 Бонапарт. Достаточно хорошо известно, что он высоко ценил и
                понимал искусства, и в частности живопись.
                Но это свойство его души, увы, не сделало, да и не
                могло сделать его смиренномудрым и гуманным человеком,
                поскольку красота искусства служит удовлетворению лишь
                эстетических потребностей души человека, которая по
                существу при этом вполне может оставаться и очень
                порочной, и донельзя чёрной.


****Микеланджело Меризи да Караваджо - Величайший итальянский живописец
                эпохи барокко в европейской живописи.
                Основоположник направления в нём,
                названным позже "Караваджизмом*.
                очень быстро сформировался как
                самостоятельный мастер.
                Практически невозможно ни в одном из
                его известных полотен усмотреть хоть
                сколько ни будь существенное влияние
                творчества лучших мастеров живописи
                Европы, его предшественников, либо
                современников.
                В этом смысле фигура его в истории
                мировой живописи уникальна.
                В своих полотнах, он всегда старался
                максимально следовать натуре без всяких
                прикрас, и грубость её, его ничуть не
                смущала, но напротив, раскрыла перед
                многими живописцами, ранее неведомое им
                представление о непреходящей красоте и
                неиссякаемой гармонии бытия МИроздания.
                Его довольно аскетичному искусству напроч
                чужда какая либо декоративная
                изысканность изображаемого,
                искусственная театральная жеманность, и
                слезливая сентиментальность, столь
                свойственная порой даже его выдающимся
                товарищам по цеху. И эти уникальные
                свойства его искусства, в купе с
                совершенно новым представлением о красоте
                сущего, и потрясающим совершенством
                живописного языка его полотен, однозначно
                и навсегда, поставили его в ряд
                величайших представителей
                изобразительного искусства Европы эпохи
                Барокко.
                Он писал большие полотна на евангельские
                и античные сюжеты. Очень редко картины
                изображающие его современников,
                натюрморты и портреты.
                Среди его безусловно величайших полотен
                особое место занимает совершенно
                уникальное по своей неописуемой красоте,
                простоте сюжета, и совершенству
                живописного языка, - вторая, наиболее
                совершенная версия картины "Гадалка",
                являющаяся подлинной жемчужиной коллекции
                Лувра.
                Аналогов этой картины по уровню
                выразительности образов её персонажей,
                новаторства в композиции, и в потрясающей
                светоносности, и абсолютной гармонии
                света и тени  в ней, в мировом
                изобразительном искусстве ни в той эпохе
                когда творил мастер, ни в более ранние,
                не существовало.
                Композициям его картин свойственна
                предельная лаконичность, и аскетичность
                образного построения и живописного языка.
                Как правило нейтральный глухой тёмный
                фон, который часто подчёркивает драматизм
                сюжетов его произведений. А так же,
                сведение лишь до необходимого минимума
                необходимых атрибутов и некоторых
                деталей, соответствующих тому или иному
                сюжету, и весьма щедро и охотно
                используемых другими живописцами его
                времени.
                Его живопись, будучи по существу
                революционной, производила потрясающее
                впечатление на его современников, ещё
                при жизни мастера.
                В период расцвета своей творческой
                активности, мастер имел довольно широкий
                круг богатых и влиятельных покровителей.
                Мощное влияние творчества мастера, очень
                быстро распространилось по всей западной
                Европе и очень существенно влияло на
                содержание его вплоть до начала 18 века.
                Очень заметное влияние искусства
                Караваджо отчётливо проявилось в раннем
                творчестве многих выдающихся мастеров
                западноевропейской живописи 17 века,
                таких как Веласкес, Рубенс и других.
                Буквально все полотна раннего Веласкеса
                несут на себе печать очень сильного
                влияния композиций Караваджо. Их
                тонального и цветового решения.
                Достаточно вспомнить раннюю, юношескую
                работу Веласкеса "Завтрак", хранящуюся в
                постоянной экспозиции испанского
                изобразительного искусства в
                Государственном Эрмитаже.
                Кстати, на этой картине мы имеем
                уникальную возможность видеть
                юношеский автопортрет мастера.
                Он изобразил себя сидящим справа с
                весьма довольной, и благодушной
                физиономией. Большой палец его правой
                руки, поднятый вверх, свидетельствует и
                и о его природном дружелюбии, и глубокой
                погруженности в незатейливый мир простых
                персонажей его замечательного полотна.
                Отдельно необходимо отметить, что
                творчеству Караваджо не свойственна
                цветовая изысканность его полотен, и по
                всей видимости его, всё же нельзя отнести
                к числу выдающихся колористов, так же как
                например и Альбрехта Дюрера, который,
                совершенно очевидно так-же никогда не
                являлся таковым.
                Ещё не сформировавшееся, раннее искусство
                молодого Рубенса, так же сильно было
                подвержено мощному влиянию искусства
                Караваджо.
                чтобы убедиться в этом достаточно
                вспомнить его довольно раннюю картину
                "Поругание Христа", хранящуюся в
                постоянной экспозиции Государственного
                Эрмитажа. И хоть в этой картине уже
                весьма заметны довольно ярко выраженные
                эстетические предпочтения будущего
                великого мастера, однако очень многое
                в этой замечательной картине
                освидетельствует о весьма сильном влиянии
                Караваджо на его раннее творчество.
                Особо следует отметить, что в ранний
                период творчества Рубенса, когда он
                находился под влиянием искусства
                Караваджо, цветовой богатство его картин
                было весьма скудным. Впоследствии, когда
                он вырос в самостоятельного великого
                мастера, оно стало поистине совершенным.
                В западной Европе 17 века, вплоть до
                начала 18-го, бурно и довольно
                плодотворно расцветало довольно мощное
                направление в живописи, ныне именуемое
                "Караваджизмом".
                Живописцы этого направления в
                изобразительном искусстве западной
                Европы, не обладая особо выдающимся
                дарованием, преклонялись перед своим
                "кумиром", и как могли, с переменным
                успехом подражали ему в своем творчестве.
                Чаще всего они заимствовали в искусстве
                Караваджо, лишь чисто внешнюю, доступную
                им сторону его творческих новаций,
                оставляя в стороне, часто весьма
                драматичное содержание его полотен.
                Несомненно, что среди его последователей
                попадались и весьма интересные,
                талантливые живописцы. К числу которых
                принадлежал Геррит ван Хонтхорст. Его
                картины всё же отмечены несомненной
                оригинальностью и живостью композиции,
                точностью рисунка, тонального и
                цветового решения, и выдающимся
                живописным мастерством художника.

                К сожалению, необузданный, взрывной нрав
                великого Караваджо, самым естественным
                образом, положил конец его карьере очень
                успешного живописца как на его Родине,
                так и в Европе в целом.
                Будучи его постоянным носителем, и
                заложником, он неминуемо стал его
                и'збранной жертвой.
                Воистину, Караваджо обладал необычайной
                заносчивостью и крайне презрительным
                отношением к собратьям своим по
                искусству, и не только.
                Мелкое злодейство его натуры, проявлялось
                довольно часто, и без всяких на то
                оснований с точки зрения здравого смысла
                несущего в себе хотя бы каплю мудрости.
                И это весьма неприятное свойство его
                натуры, заставлявшее его неоднократно
                вытаскивать клинок из ножен по самому
                ничтожному поводу, или вообще без повода,
                стало неизбежной, неотвратимой причиной
                его горькой судьбы изгоя на Родине, и
                впоследствии, причиной его ранней
                трагической гибели...
               
               
               
               
               
               
               
 

 





   


   


Рецензии
Совершенно верно. Лишь любовь спасет мир. И однажды Любовь уже приходила на землю, но её распяли. Очень хотелось бы,чтобы люди одумались. Но, увы, вряд ли это случится. Все основные религии мира говорят, что мир конечен. Будет конец истории. В Евангелие сказано, что это случится как раз потому, что во многих охладеет любовь. Подозреваю, что мы стоим на краю. У Вас получилось глубокое и осмыслееное стихотворение.

Светлана Катеринкина   29.10.2021 08:23     Заявить о нарушении
Уважаемая Светлана. Вы совершенно правы. Если сошедшее окончательно с ума человечество не уничтожит себя, то это может произойти только чудом. Но я почему-то уверен, что акт самоуничтожения человечества всё-же состоится, и это лишь вопрос времени, возможно довольно скорого.
Только превращение человечества в единый слаженный механизм, успешно действующий перед лицом глобальной разрушительной катастрофы, может хотя-бы на некоторое время сгладить неразрешимые противоречия существующими объективно между его отдельными элементами. Благодарю Вас и желаю Вам успехов в жизни, и в творчестве.

Юрий Стоян 2   29.10.2021 16:46   Заявить о нарушении
Спасибо. Вам тоже успехов.

Светлана Катеринкина   29.10.2021 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.