Как Сослан женился на Ведухе ч. 6

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/10/13/1117,
http://stihi.ru/2021/10/14/4033,
http://stihi.ru/2021/10/16/6116,
http://stihi.ru/2021/10/18/5354,
http://stihi.ru/2021/10/20/1001

Поднялся Хиза сын на небо,
И в кузню, где Курдалагон
Сковал часть черепа в потребу
Ему, теперь доволен он.

Надев на голову, бог молвит:
«Снаружи гвозди вколочу! 
Как изнутри загнуть без боли?»

В ответ: «Сначала закричу,
уж опосля, возьму закашлю,
На каждый гвоздик один кашль,
Они загнутся тут же, в «башне»,
Я ж господин той башни - сталь».

И вот настал день поединка,
и Богу молится Сослан:
«Мой Бог Богов! К тебе тропинка
Ведёт меня всегда в охран.
Коль нужен я для жизни, ярко
Мне помоги в бою слегка.
Вели греть солнцу землю жарко,
Чтоб лопнул череп у врага.
расплавом, чтоб медь-сталь стекала
И мозг безжалостно горел.
Молю тебя и жду сигнала
Таков сегодня мой удел».

На небе солнце блещет жарко,
Не спрятаться, везде лучи.
Сын Хиза ждёт с утра в запарке,
Сослан нейдёт, хоть закричи.

А солнце вправду ошалело,
Всё, превращая в мягкий воск.
Тут крышка медная слетела,
расплавом жгло нещадно мозг.

Челахсартаг завыл от боли,
То был от Бога дан сигнал.
Так и оставшись в жданной роли
Он просто замертво упал.

Сослан услышал вой посмертный
и поспешил к невесте в дом.
Зашёл к Ведухе милосердно:
«Отца убил! Пришёл пешком.
Теперь по праву ты невеста,
Готова ль стать моей женой?!»

В ответ: «Давно готова, честно,
Но сбереги в душе покой.
Похоронить отца прах надо!»

Сослан: «Согласен! Строим склеп»,

И тело враз Челахсартага
Сложил в него – надёжный креп.

«Отец, как надо, похоронен,
Что в отговорку мне терпеть?»

Ведуха: «Ты – бесцеремонен,
А я хочу сама всё зреть!
Увижу то, чего бояться,
Нас само Бог благословит!»

«Тогда пойдём», - Сослан склонятся,
«Гляди сама, исполнить смог!» 

Но не заметил, что Ведуха
тайком от глаз, не в озорстве.
Булатны ножницы – везуха,
упрятала вмиг в рукаве.

Взглянув лишь раз, лик стал неистов,
Она решилась, капли с губ…
Пронзила ножницами быстро
Себя и пала вниз на труп.

Беду узрев, не свой в «обиде»,
Похоронил с отцом Сослан:
«Несчастий много в жизни видел,
Такого ж не было в охран!»

Уйти домой, но нет и силы:
«Как мне душою то принять?!»

Решил, «Останусь у могилы,
Любимой тело охранять».

Три дня, три ночи в оголовье 
Сидит Сослан, дух затая.
Со склепа видит в изголовье
ползёт к Ведухе вдруг змея.

Лишь взмах рукой, две половины
остались в склепе на песке.
Что с головой - ползёт в глубины,
Укрывшись в норке налегке.

Сослан стал ждать, что будет дальше,
И видит, вновь ползёт змея.
А в пасти - бусина без фальши,
Волшебна та, она - с ручья. 

Желанья все исполнит чисто,
владеет кто – не уязвлён.
Сослан легенду вспомнил быстро,
Слова те прадеда – закон.

Змея потёрла места вруба
и половины вмиг срослись.

«Ого!», - батыр сказал, «То – любо»,
и вышиб бусину, держись.

Змея же прочь ползла не юрко,
Сослан с мечом последний взмах.
И голова с змеиной шкурки
Скатилась на песок впотьмах.

Взяв бусину он шёл к Ведухе
И к ране приложил - жива.
Та ожила, вдох, снова в духе:
«Как долго, милый, я спала!»

Так сладко - нежно потянулась,
К нему и взгляд чуток нелеп.
Сослан поднял, она качнулась,
И на руках, долой тот склеп.

А дальше на коня, я верю,
Домой к родным, судьба ценна.
Была там свадьба всю неделю, 
Село гуляло дотемна.

Вот так счастливо с чувством толка
Закончу этот свой рассказ.
Сослан с Ведухой жили долго,
Что было дальше – новый сказ…

*) Ведуха - дочь Челахсартага из рода Ахсартагката
**)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
***) Челахсартаг, Челахсартон (осет. Чел;хс;рт;г) - персонаж осетинского нартского эпоса, сын Хыза из рода Ахсартагката, отец красавицы Бедухи
****) род Алагата (осет. Ал;гат;) - один из трёх родов, являющих собой эпический народ нартов. Род Алагата играл в жизни нартов важную социальную роль.
*****)Урызма;г также Урузма;г (иронск. Уырызм;г, дигорск. Ор;зм;г, Урузм;г) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката (;хсарт;ггат;) - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
******)Хамыц (осет. Х;мыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен. Он женился на женщине из племени водного царства Бценов (в других варианта - род Бицента)
*******)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
********) Шлем Бидaса - чудесный шлем героя Бидаса; при вести о битве сам в один миг опускается на голову воина; неуязвим.
*********)Чаша Нартамонга, в других вариантах - Амонга, Уацамонга, Ацамонга (осет. Уацамонг;, Ацамонг;, Нартамонг;, Амонг;) - в осетинской (нартской) мифологии волшебная чаша («указательница»), присутствующая на пирах нартских воинов-героев.
**********)Ронг (осет. Ронг) - в осетинском нартском эпосе название хмельного напитка, приготовленного особенным образом из мёда.
***********)Курдaлагон - небожитель, владыка кузнечного дела, первый и самый искусный кузнец.


Рецензии
Игорь,большое спасибо за интересную поэму,за счастливый конец.Только очень жалко мальчика,который ему помогал.Коль он оживил Ведуху,надо было оживить и его.Но это лишь мои пожелания.С теплом души,Жанна.

Жанна Гапеева   02.11.2021 17:56     Заявить о нарушении
Вот вы и дочитали до конца эту сказку, Жанна! Рад, что она вам понравилась. Всегда вам очень рад. С благодарностью, Игорь

Игорь Апрельский   03.11.2021 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.