Реферат1473

Реферат
«Художественная гимнастика,
история развития.»

Новосибирск 2020
 
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История художественной гимнастики. 5
2. Некоторые особенности художественной гимнастики 7
2.1 Судейство 7
2.2 Допинг 8
2.3 Правила художественной гимнастики 11
3. Мужская художественная гимнастика 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом:
 - лентой - лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной;
 - мячом - мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г;
 - обручем -  обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г;
 - скакалкой - скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки;
 - булавами - используются две бутылочной формы булавы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).
 А также выполняются танцевальные упражнения без предмета.
Основными средствами художественной гимнастики являются:
1. упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
2. упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
3. элементы классического танца;
4. элементы народных танцев;
5. элементы историко-бытовых и современных танцев;
6. акробатические упражнения;
7. ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
8. элементы пантомимы;
9. элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
10. упражнения из других видов спорта.

1. История художественной гимнастики.

Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.
В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию : «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.
В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной войны.
В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.
С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.
После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.
Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.
В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно



2. Некоторые особенности художественной гимнастики

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте — в 3-5 лет, т.к организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.
Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

2.1 Судейство

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее оценка результатов выступлений, вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из за неравноценного отношения к спортсменам.
Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому как это сейчас происходит в фигурном катании) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы

2.2 Допинг

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства (диуретики). Которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).
Художественная гимнастика – изначально женский вид спорта, но в настоящее время гимнастикой занимаются также и мальчики. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Важное место в художественной гимнастике занимают танец и музыка.
Основными ее средствами являются:
; упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
; упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
; элементы классического танца;
; акробатические упражнения;
; ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
; элементы пантомимы;
; элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
; упражнения из других видов спорта;
; элементы народных танцев;
; элементы историко-бытовых и современных танцев;
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы акробатики. Большую роль в художественной гимнастике играет гибкость во всех ее проявлениях. Кроме того,  данный вида спорта требует тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Казалось бы, зачем эти сведения фотографу?
Однако  съемка соревнований по спортивной гимнастике, как и др. видов спорта, требует знания специфики выступлений. Так как движения спортсменок весьма быстры, большинство переходных поз на фотографии получится размытыми, причем даже при весьма короткой выдержке. Хочется отметить что приведенные в тексте статьи иллюстрации ставят своей целью лишь критику недочетов при фотографировании, и ни в коем случае не могут оцениваться, как обвинение в адрес изображенных на них гимнасток
Пользоваться вспышкой на таких соревнованиях,  не рекомендуется, т.к. ослепив танцора мы можем помешать ему выполнить упражнение, и в итоге снизив оценку его выступления.
Каждое упражнение состоит из набора элементов, которые исполняет каждый спортсмен в той или иной последовательности. Для получения четких снимков необходимо фотографировать в те элементы выступления когда гимнастка замирает в эффектной позе (1-2 сек). Что бы уметь предсказывать такие моменты, необходимо знать из какие движения входят в то или иное упражнение. Соответственно заметив начало движения, мы можем точно поймать момент когда спортсмен примет нужную позу.
Как правило гимнастки выступают на специальном ковре прямоугольной формы и выполняют упражнение из угла выхода по диагонали к дальнему углу ковра. По этой причине выбор точки съемки необычайно важен так как от этого зависит получится ли гимнаст на снимках “лицом” к фотографу или спиной. Из за размеров зала и небольшой продолжительности выступления, поменять точку съемки во время упражнения сложно. По этому рекомендуется занять позицию напротив угла с которого выходят гимнастки.
Помимо четкости фотографий важным требованием к снимкам, является наличие лица гимнастки в кадре. Потребитель фотографии не будет доволен просмотром спин и ног гимнасток.
По этому необходимо фиксировать те моменты когда спортсмен движется в направлении камеры лицом к нам.
Переходные позы в выступлении, как правило их лучше не фотографировать, т.к. гимнастка на них может выглядеть нелепо или даже смешно.
Групповые выступления гимнасток, требуют не только знания движений их выступления, но и фиксации синхронных моментов выступления. Для разнообразия можно фотографировать и отдельных участниц группового выступления. Групповые выступления хотя и состоят из стандартных гимнастических элементов, являются более разнообразными по содержанию чем личные выступления. Для того, что бы успешно зафиксировать все эффектные моменты выступления, необходимо просмотреть его на репетиции заранее (обычно проходят в перерывах соревнования на том же ковре).
Расстоянии от фотографа дол спортсмена на таких соревнованиях велико, по этому для съемки используется теле-обьектив с фокусным расстоянием от 70 мм. Вместе с этим возникает необходимость сохранение неподвижности камеры, так как на больших фокусных расстояниях любое перемещение камеры заметно отражается на снимке.
С этой задачей хорошо справляется монопод, выступающий как опора камеры. Как вариант, в качестве опоры можно использовать стул стоящий перед фотографом, или горизонтальные поручни. При съемке с рук рекомендуется держать локти прижатыми к телу, т.е. фиксировать камеру в трех точках двумя руками и лбом прижатым к видоискателю.  Это позволит значительно сократить количество размытых снимков. Знание спортивной дисциплины, и предварительная подготовка, помогут вам получить эффектные снимки с соревнований, сэкономит время, нервы и кадры при съемке.

2.3 Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов. Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

3. Мужская художественная гимнастика

Несмотря на свой статус непризнанного вида спорта, мужская художественная гимнастика существует сразу в двух вариантах. За звание пионера в развитии этого направления борются Испания и Япония. Но их варианты мужской гимнастики принципиально разнятся.
В испанском варианте никто и ничего не обустраивал специально под мальчиков, тут мальчики подстраиваются под правила, написанные для девочек. Набор предметов тот же – обруч, мяч, булавы, лента, – критерии оценивания те же. С 2005 года на национальных чемпионатах Испании мальчики допускались к участию вместе с девочками. Это было возможным, поскольку не существовало положения, запрещающего проводить подобные соревнования. Согласно регламенту, каждое автономное сообщество имело право представить 10 участников: 8 девочек-гимнасток + 2 открытые категории, в которую попадали мальчики или гимнастки из других стран. То есть, дискриминация происходила и тогда – оба места в открытой категории могли занять иностранные девочки-гимнастки. Когда же в 2009 году Международная федерация гимнастики официально заявила, что художественная гимнастика – женский вид спорта, где не прописаны правила для участия мужчин, испанские гимнасты начали борьбу за равноправие и восстановление справедливости. Результатом стало решение Федерации гимнастики Испании провести первый национальный чемпионат по художественной гимнастике среди мужчин. На международных соревнованиях гимнасты соревнуются в одной категории с девочками. Так, например, на турнире в Париже 2011 года испанский гимнаст Рубен Ориуэла обыграл девочек из Украины, Болгарии, России и т.д.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе. Медали и места распределяются по сумме всех набранных очков. Оценка производится по трем критериям - за сложность, артистичность и технику выполнения. В личном зачете гимнастки выполняют упражнения с 4 снарядами из 5 по своему выбору. В индивидуальных и командных соревнованиях гимнастки выступают по очереди, в групповых - одновременно. Выступления длятся 75-90 минут под музыкальное сопровождение. Упражнения выполняются на гимнастическом ковре площадью 13 кв.м, окруженном дополнительной площадью для страховки. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.
Во время выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе со снарядами должны участвовать обе руки. Снаряды должны постоянно находиться в движении, в противном случае начисляются штрафные очки. Упражнения должны длиться 57-90 секунд. За каждую просроченную (меньше или больше указанного промежутка) секунду начисляется 0,05 штрафных очка.
Каждая гимнастка обязана закончить упражнение так, чтобы касаться снаряда какой-либо частью тела и одновременно с окончанием музыки. Во время выполнения упражнений тренеру запрещается разговаривать со спортсменкой, судьями или музыкантом. На Олимпийских играх упражнения с булавой не входят в программу.



Список литературы

1. Артамонова И.Е. Организация и проведение соревнований по художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. культуры/И. Е. Артамонова. - Малаховка: [б. и.], 2011.-56 с.
2. Бобырева Н.Н. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках [Электронный ресурс]: монография/Н. Н.Бобырева; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Электрон. дан.-Казань: Изд-во Казан. ун-та,2013.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Вера: кн.-альбом/сост.: А. Мулик, М. Понетаева, Е. Бреусов. - Омск: Золотой тираж, 2013.-140 с.: ил.
4. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. д-ра пед. наук/И. А. Винер-Усманова. - СПб., 2013.-47 с.
5. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук/О. П. Власова. - Омск,2011.-23 с.
6. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной


Рецензии