Мир незнания Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

МИР НЕЗНАНИЯ
ЭССЕ

           Некогда наш замечательный русский писатель-философ, Василий Розанов, заметил, что на каждый предмет нужно иметь тысячу точек зрения.
           Это суждение Розанова нередко использовали для демонстрации его безграничной и воинствующей субъективности как мыслителя, а также как своего рода иллюстрацию релятивизма, стихийно господствующего в сознании человека, что бы этот человек о точном знании истины и ясном понимании действительности ни говорил.
             Однако, более всего свидетельствуют  эти проницательные слова Розанова о том, что мы живем в мире о котором мы очень мало знаем на самом деле или почти ничего не знаем до сих пор. Как бы ни кичилась своим глубоким знанием объективной реальности жизни и мира в целом современная наука.
            Более того, мы и о самих себе крайне мало знаем или не знаем почти ничего сколько бы ни хвасталась своей продвинутостью в изучении человека, его психики и его организма наша медицина и физиология.
           Нас окружает в мире океан незнания. И это вовсе не гипербола.
           Конечно мы понимаем что мир не состоит из воды в качестве  его первоосновы   как доказывал, например, первый греческий философ Фалес из Милета. И мы так же не уверяем всех и самих себя подобно другому древнегреческому мудрецу-философу Гераклиту, что первоосновой мира является огонь.
         Но это немногое прибавляет по большому счету к копилке наших знаний и о мире и себе самих.
          Так в ХХ-ом веке был открыт мир квантовых частиц. И в этом мире возможно - невозможное. В нем существует - несуществующее. В нем реально или якобы реально то, чего и в принципе быть не может.
        Причем, на основе открытия квантового мира самые серьезные и уважаемые ученые создали целую науку - квантовую физику, которая для обычного здравомыслящего земного человека просто за гранью понимания и может довести до самого настоящего безумия, если всерьез принимать этот гипотетический квантовый мир.
           Но мало этого - поклонники мистики и иррационального знания-откровения начали усиленного проецировать квантовый мир с его невероятными законами и явлениями на нашу земную материальную реальность в которой действительно живет человек.
            И с помощью такой проекции реалий квантового мира (считается что доказанных наукой его реалий) на нашу повседневную жизнь и действительность можно с успехом утверждать и доказать буквально что угодно.
            Этим пользуются шарлатаны. Но и не только - в итоге открытия квантового мира необычайно размытыми и неустойчивыми оказались все наши традиционные представления о мире и о самих себе. Все стало казаться допустимым и возможным. Категория невозможного, в сущности, просто исчезла как таковая.
             И конечно же  как раз на фоне открытия квантового мира (которого Розанов еще не застал) оказались пророческими розановские слова, что на мир нужно иметь тысячу точек зрения.
             Если, например, квантовая частица может быть в нескольких местах вселенной одновременно, если для нее нет поэтому ни точного местоположения, ни пространства как такового, ни даже времени за которое это несуществующее пространство преодолевается… Тогда возможно все!     Просто все что угодно становится в таком случае вполне допустимым. А наши знания о мире, которые так долго копила наука, оказываются фактически близки к нулю.
            И вывод из этого явственного ощущения, что мы погружаемся в бескрайний океан незнания, состоит на самом деле в том, что и нет необходимости тогда все на свете доказывать и объяснять, если прежние научные объяснения явлений мира оказались ничего не стоящими на фоне новой, непостижимой квантовой реальности мира, которая охватывает всю вселенную и неизмеримо больше по своим масштабам реальности изучаемой традиционной физикой. 
             То что казалось сомнительным вымыслом - уже перестало во множестве случаев таковым казаться.
             На фоне открытия квантового мира и свойственных ему явлений мы уже не должны удивляться тому, что мысль (а так же фантазии и плоды чувства и воображения в их переплетении) могут быть сопричастны материи по своей природе и могут легко обретать материальные «вещественные» формы, которые человек уже действительно видит и осязает рядом с собой.
             Это позволяет принципиально иначе взглянуть на художественное творчество в частности - позволяет утверждать что настоящий писатель-творец ничего не выдумывает и в то же время ничего не «списывает» с уже существующей объективной действительности.
              Он по своей воле творит свою новую реальность, которая непременно так или иначе материализуется и найдет свои «вещественные» формы или в его собственной жизни или в жизни других людей, а может быть и в жизни целых слоев населения его страны или в существовании огромных людских масс на нашей планете вообще.
                Фантастические выводы? На фоне новейших открытий в той же самой квантовой физике - вовсе нет.
                Мысль сопричастна материи и энергии - это давно уже невозможно отрицать. Исключительно «идеальная мысль», вне какой бы то ни было энергии и, тем более, вне материи - выдумка старых философов.
                Идеализм в философии закончился ничем. Но и материализм в философии вывернут наизнанку много десятилетий назад и приобрел во многих случаях  причудливые и мистические формы.
                Когда я читал произведения Гофмана мне всегда казалось что что-то в них при всем их художественном совершенстве «не то» - что мир этих гофмановских произведений затягивает в себя любого кто к нему всерьез духовно прикасается как «черная дыра» в астрофизике. И двигаться в пространство этой «черной дыры» даже чисто мысленно - страшно.
                Гофмана считали при жизни полусумасшедшим. И впоследствии многие относились к посещавшим Гофмана (обычно по ночам) видениям на основе которых создавались его знаменитые произведения как к галлюцинациям, свойственным больному сознанию.   
                Гофман конечно реально видел тот мир который он воссоздавал в своем художественном творчестве. Но почему мы считаем что он при этом видел одни свои галлюцинации? Что якобы все только грезилось и мерещилось психически больному Гофману из того, что он изображал?
                Где действительная грань между реальностью и фантасмагорией? Где разграничение между тем что кажется и тем что якобы существует на самом деле?
                Конечно, если писатель описывает кошку. Которой у него нет на самом деле то можно сказать что эту кошку он выдумал.  Но когда у него вдруг вскоре появляется в квартире реальная кошка, которая запрыгнула в открытую дверь его квартиры сама и которую он не покупал и не брал на содержание у друзей - то выдумал этот писатель свою кошку или не выдумал?
                По крайней мере если писатель эту самую описанную им кошку первоначально и просто выдумал - то потом она материализовалась. Причем, помимо его собственной воли.
                В художественной литературе и ее истории нечто подобное случается постоянно.
                И мы утверждаем - художественная литература не является миром «чистого вымысла» и в то же время не является областью художественного  копирования объективной действительности.
                То что настоящий писатель создает - он создает реально, не в одном лишь своем воображении, а в плоскости материально жизни.
                Хуже всего тут однако с историческим прошлым - все в историческом прошлом уже свершилось. И нового в области прошлого не создать по определению. Потому исторические романы обычно долго не живут - в них нет творящего первоначала, из которого произрастает новая удивительная жизнь.
                А как же Вальтер Скотт? А как же «Война и мир» Льва Толстого?
                Но знаете - Вальтер Скотт был романтическим художником. Он рассказывал красивые истории о благородстве и большой любви. Какое тут может быть соприкосновение с реальностью по определению? - Никакого.
                А Лев Толстой в образах князя Андрея и Пьера например, впоследствии в образах Вронского и Анны Карениной создал не исторические образы, а обобщающие образы благородных русских людей.
                Были ли такие военные из высшего дворянства с Отечественную войну 1812-го года как князь Андрей или их не было? Именно таких героев и именно таких людей как князь Андрей наверняка было много, но его-то самого и не было…
                Однако  какая разница! Князь Андрей - обобщающий образ благородного и духовно светлого русского человека. В князе Андрее Лев Толстой увидел русского человека в целом - мужчину на войне - таким каким он был веками, в лучших представителях боярства и дворянства.
                Когда писатели просто с утра ходят в одиночестве по комнате, а потом, садясь пишущую машинку (как было раньше) или за настольный компьютер (как вот теперь) сочиняют что-то - это не значит что они погружаются в несуществующий на самом деле мир своих фантазий, тщетных фантазий и пустых фантазий.
                Вовсе нет! Так называемые фантазии больших и подлинных писателей всегда проявляются в реальности, всегда реализуются.
                Вспомним Достоевского и его роман «Бесы» хотя бы.
                Разве все что описал Достоевкий не проявилось впоследствии в так называемой русской революционной действительности?    
                Ведь Достоевский увидел главное в этой будущей действительности Революции - убийство.
                Главным стало - убить. Того убить, этого убить… Но главное - убить и убивать. И находить в этом свое счастье.
                Как будто Достоевский предвидел наслаждения главы Петрочека Урицкого и  убийцы царской семьи Юровского…
                Конкретно ничего Достоевский конечно не предвидел. Но он ясно чувствовал, что в мире в целом и в России особенно - витает это зло, зло уничтожения людей и установления дикого царства насилия.
                Настоящий писатель может быть и создает своих героев «из воздуха». Может быть. Эти герои вдруг являются в его воображении,  хотя раньше он их не встречал в реальной жизни.
                Хотя раньше этих героев  как будто вовсе не было.
                А  после того как большой писатель написал свое большое творение - эти герои, которых он видел в своем воображении во сне и наяву, материализовались неожиданно… И теперь они - граждане, которые писателя окружают и порой мучают, хотя он сам же их когда-то и породил.
                Совершенно очевидно, что имея дело с мыслью, с сознанием человека, с своеволием и непредсказуемыми метаморфозами его чувств, писатель, большой писатель, а не графоман и клоун, является воистину демиургом.
                Широкие дороги открыты такому писателю-творцу в мире. И весь мир ему в известном смысле послушен. Не буквально конечно. Но в глубинных своих процессах и в сочетании мысли и чувства мир начинает слушать в потоке своих событий и писателя-творца и поэта-творца.
               Это не сказка. Независимые от человека события вдруг выстраиваются в фантастически благоприятный ряд… И удача вдруг становится нормой жизни.
                Почему? Потому что мы так или иначе материализуем все что мы чувствуем и все то чего очень хотим. Это факт с которым я в своей жизни сталкивался множество раз.
                Материализовывалось то плохое и то хорошее, что я якобы разумно предвидел. Это глупости!
                Я сам привлекал к себе и добро и  зло сочетанием своих чувств и настроений.
             Поэтому для себя самого никогда не надо признавать  реальность зла, не надо его вообще видеть. И надо стараться избегать негодяев и подлецов. 
                Только без них твоя жизнь, какая бы она ни была до ранее, станет светлой, счастливой и бесконечно долгой волшебной жизнью среди звезд.
                Поверьте мне - это именно так. Я знал долгие годы тьмы и несчастья. И знаю светлые годы счастья.
                И поэтому не ошибаюсь.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.



      
         
 

 
             


Рецензии