дневники... О главном

дневникии..

                Ну вот, исчезла дрожь в руках,
                Теперь - наверх!
                Ну вот, сорвался в пропасть страх
                Навек, навек.
                Для остановки нет причин -
                Иду, скользя...
                И в мире нет таких вершин,
                Что взять нельзя!
               
                В.С.Высоцкий


Пускаясь в очередной поиск вопросов и ответов по пути своего самопознания,
впервые почувствовал вспыхнувшее желание,  в мои-то годы,  в предваритель-
ной, как с любимой женщиной, прелюдии, в кои-то веки, посвященной самым
естественным  образом  объекту вожделения - девственному очарованию овла-
девшей  помыслами  темы своих поисков.  Но,  поскольку  чувственная роман-
тика прелюдии в женских объятиях заканчивается, как правило,  там же,  где и
начиналась, мне необходимо избежать сего физиологического  конфуза  синтак-
сической краткостью ее изложения. И, беря быка за рога, озадачиваю себя воп-
росом: почему устоявшееся,  расхожее мнение о мудрости, свойственной,  при-
сущей  старости,  бытует в узковозрастном,  самом активном  и  самодостаточ-
ном слое общества?  Не находя ответа на поверхности,  перефразирую  вопрос:
почему об этой, предполагаемой мудрости помалкивает более возрастная,  сос-
тоявшаяся часть социума, и тем паче молчит, как рыба в воде,  сама уважаемая
старость? Но и здесь, как у Высоцкого:" А в ответ тишина...".  Редкий старпер,
только без обид, сам такой же, знаю не понаслышке, будет чем-то озадачивать-
ся,  кроме своих возрастных, пенсионерских  проблем, и если в этом и состоит
его мудрость,  тогда другое дело. Не знаю,  высказывался ли кто-то из великих,
например Вольтер, на этот счет, но знаю афоризм вице-Вольтера по имени Бо-
леслав: "Мудрость приходит в старости на смену разуму". Блестящая мысль,но
и она  не раскрывает сути этого загадочного слова - мудрость.  Из глубины ве-
ков, аж из ХVI века дошедшая до наших дней эпиграмма французского писате-
ля Анри Этьена (1531-1598): "Если бы молодость знала,если бы старость могла."
дает  хотя  бы  направление  для  продолжающегося  поиска. Козе  понятно, по
крайней мере моей, что старость, при всех своих возрастных проблемах, имеет,
на мой взгляд,  единственное  неоспоримое преимущество перед всеми осталь-
ными возрастами - это время, не много, но оно есть,время вопросов и ответов,
у каждого по интеллекту свои, и по Попперу(1902-1994) - выдающемуся фило-
софу современности,  абсолютно не важен их результат,  который сиюминутен,
мимолетен, как сама жизнь. Здесь весь смысл заключен в самом процессе, неп-
рерывном,  не заканчивающимся  физиологической  смертью,  процессе позна-
ния,  в котором мудрость является лишь вехой,  ступенью,  и далеко не послед-
ней,  воплощающей  один из диалектических законов развития - переходом  ко-
личества  умных  мыслей и идей в качество концептуальных основ. Насколько
этой мудростью обладает старичье, вроде меня? - вопрос  по  сути дискуссион-
ный. Но непреложный  факт, что каждый из них, в той или иной степени, вов-
лечен в общечеловеческий процесс познания,  придающий их статусу  автори-
тет  мыслителя,  философа,  конечно не мирового  масштаба,  но в своем внут-
реннем мире безусловно.  В заключении своей несколько затянувшейся прелю-
дии,  которая, надеюсь,  повлечет за собой массу оплодотворенных зародышей
идей и мыслей,  не могу удержаться от очень  коротенькой ремарки о физиоло-
гических  конфузах  романтических прелюдий,  в которых  повинны сами  пре-
лестницы, эти дикорастущие цветы моей души, обделенные душевно-заботли-
вым вниманием и в нежном уходе,  но c'est la vie, как говорят французы.  Гово-
рю это не для того, чтобы переложить  ответственность за определенного рода
недоразумения на их хрупкие нежные плечи-крылья, "- Не корысти ради, а ток-
мо волею..." случая призываю воспринимать проблему не изнутри,  замыкаясь
в своих разочарованиях и безапелляционных обвинениях,а взлянуть на нее, на-
конец-то, со стороны, объективно. И я вас уверяю, радость глаз моих, перейдя
от пассивного восприятия к активной позиции вам откроются доселе невидан-
ные, чудеснейшие эротические перспективы."Если бы молодость знала...".Как
сейчас сожалеешь, что не было в молодые года рядом авторитетного наставни-
ка, который, влезая в душу, мог бы убедительно и проникновенно сказать, что
мол не на тех ты девочек, пацан,смотришь, не за теми ходишь... Да что уж тут,
сами знаете! 

Попав наконец не в просак, а основную колею тематических изысканий, сразу
же уточняю,  что слово "главном",  о котором и будет идти речь в дальнейшем
является  субстантиватом, т.е. существительным в контексте рассматриваемой
темы,  содержащей ответ на вопрос - о ком? или о чем?  Сделанное уточнение
более чем своевременно,  поскольку позволяет держаться основной колеи,  не
сбиваясь  на второстепенные  проселки.  Ступая на эту дорогу, которая за пле-
чами становится Историей, с нетерпеливым любопытством вглядываясь в пол-
ную  волнующих ожиданий перспективу завтрашнего дня,  в какой-то момент
начинаешь  отчетливо  осознавать себя как единственную надежду  грядущего
на воплощение в Историю,  и не его  одного,  поскольку в затылок  упирается
немигающий взгляд прошлых эпох и тоже с надеждой,  что тысячелетний путь
человечества будет мной продолжен. И не важно в конце концов как, оправды-
вая надежды, я их осуществлю, здесь главным является сам процесс движения
вкупе с вышеупомянутым  процессом познания,  накладывающим на меня  от-
ветственность,  воспринимаемую в виде непреложного долга перед теми,  кто
тянул веками это тернистый путь до меня и перед всеми, кто с надеждой  ожи-
дает его в грядущем. Но, поскольку этот долг равнозначно разделен на два дол-
говых векселя, один из  которых будет погашаться в банке будущих поколений,
и это одна из возможных, крайне интересных тем будущих осмыслений,  то се-
годня мне хочется повнимательней рассмотреть другой вексель,  исполняемый
в  банке  "История".  И  если  смысл первого векселя очевиден,  то вот с сутью
второго еще предстоит разбираться. Бесспорные долги перед  родителям,  учи-
телями,  народом,  страной естественным образом составляют  весомую  часть
моих долговых обязательств, как человека проходящего свой этап эстафеты по-
колений. И как бы мне и не хотелось этим преходящим долгом в виде  эстафет-
ной палочки ограничить свои долговые обязательства,  но не могу,  поскольку
за плечами история не только семьи,  рода,  нации, страны, а и вся история че-
ловечества. А это не хухры-мухры. Это не материальный долг, который можно,
выплатив, закрыть.  Это мои непогашаемые,  безусловные долги перед  лицом
грандиозных  заслуг  прошлого быть достойным великой чести носить  звание -
Человек! что, надо признаться,  ох как не просто,  если,  задумываясь,  осозна-
вать. Но можно и по -другому, не задумываясь, по христианскому  вероучению
считая себя не Человеком, а духовно и телесно повредившимся потомком  Ада-
ма и в своей  духовной  нищете  ждать  милостей  Божьих и без всяких долгов.
Мф.5:3  Блаженны нищие духом,  ибо их есть Царство Небесное.  Здесь выбор
за каждым - кем себя считать?  Я его сделал,  но раскрывать  суть своего  пред-
ставления о Человеке считаю не только излишним,  но и абсолютно невозмож-
ным  по  следующим  основаниям: во-первых,  у каждого они свои;  во-вторых,
представление о Человеке, как и о его доминантных составляющих,  таких как
душа,  совесть,  честь не нуждаются в лексическом или семантическом опреде-
лении,  поскольку не осознаются,  а  физиологически  ощущаются; и  наконец
главное третье обстоятельство заключается в том,что оно (представление)явля-
ется  концептуальной  сутью  субъективного  сознания т.е. основой самосозна-
ния,  его "эго" и естественно  находится в   неприкосновенной  сфере  личного
пространства.

И вот, продолжая свой путь,обремененный похудевшей в долгой дороге покла-
жей с еще невыплаченными долгами,  оставив  далеко  позади  все  подъемы и
спуски, провалы и ущелья с их болью потерь и горечью поражений, взятые ру-
бежи и покоренные вершины с эйфорией удач и пьянящей радостью победы, я
приближаюсь к главному, на мой взгляд, событию своей жизни,к финишу мно-
голетнего марафона, называемого жизнью, без печали и радости,но обретая на
последних  финишных годах не мудрость, а только любовь к ней - философию
старости, позволяющей по новому, мудрее и проще глядеть вперед и,оглядыва-
ясь,всматриваться в убегающую за горизонт проторенную своими хождениями
по  мукам дорогу,  ощущая в душе удовлетворение от заканчивающегося за по-
воротом пути, где ждет покой и молчание вечного абсолюта.

А далее,  изменяя привычному, я не озадачиваюсь вопросом: А что же там? по-
тому, что ответ на него знаю, и очень давно, из запомнившегося на всю жизнь
повторяющегося в раннем детстве необыкновенного сна, наполненного таким
визуально ярким и эмоционально сильным  содержанием,  что все вопросы на
эту тему осыпались, как поблекшая листва поздней осенью.  Доживу-увижу, и
обещаю, век свободы не видать,  все подробно и обстоятельно изложить в сво-
их  дневниковых записях...
       _____________________  С тем и откланиваюсь!


Послесловие.
Вышеизложеный текст завершает опубликованные мной материалы под общим
названием "дневникии..." по следующим  основаниям.  Во-первых, процесс их
создания,ради которого, в общем-то,все и затевалось,подошел к своему оконча-
нию, поскольку основная задача, возложенная на него в виде пробы пера, была
решена, а главная цель - выработать самооценку публикуемых текстов,  не без
трудностей, но, божей помощью, была достигнута. А во- вторых,сама тема,рас-
крываемая  в  последнем тексте,  подсказывает поставить  логическую  точку, 
которая, на мой взгляд, уместнее в данном случае очередного  многоточия, чем, 
с глубоким удовлетворением от выполненной работы и спешу поделиться! .
Своим и со Всеми!

        ____________________ С уваженим, Алек Сашин! __________________


Рецензии