Посадка Ту-124 на Неву

" (также известная как Чудо на Неве) — авиационная авария, произошедшая 21 августа 1963 года. Авиалайнер Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый регулярный рейс SU-366 по маршруту Таллин — Москва, но после неполадки со стойкой шасси и отказа обоих двигателей приводнился на реку Неву в Ленинграде. Никто из находившихся на его борту 52 человек (45 пассажиров и 7 членов экипажа) не погиб и не пострадал..."


***

Рейс SU-366 из аэропорта Юлемисте в 08:55 взял курс на Москву.
Рейс выполнял Ту-124 борт СССР-45021.
на борту 7 членов экипажа и 45 пассажиров.
Работает нормально гетеродин.

Но после взлёта экипаж обнаружил,
что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении.
Посадка в аэропорту Юлемисте была невозможна.
На борту возникло напряжение...


из-за внезапно сгустившегося тумана, авиадиспетчеры приняли решение
не направлять самолёт в Москву, а посадить в ленинградском аэропорту Пулково.
Всё одно - от нас им наше прощение и почтение!
И пульс в мозгу эхом гулким...

Лайнер последовал к аэропорту на малой высоте.
Внизу - Ленинград и топлива нет!!!
Но на этой безымянной высоте
больше никто не умрёт!

В Пулково экстренные службы были приведены в боевую готовность:
к грунтовой полосе, куда самолёт должен был сесть «на брюхо», прибыли пожарная техника и машины скорой помощи...
Принятие решения: - Самоль до последнего тащить!

Рейс 366 начал облетать город на высоте около 500 метров,
вырабатывая авиатопливо для того, чтобы уменьшить вероятность
и силу возможного пожара при посадке.
Малая высота была выбрана во избежание возможной взрывной декомпрессии и для более быстрой выработки авиатоплива

Экипаж в это же время пытался с помощью шеста через пробитое в полу кабины отверстие полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси

В 12:10 на восьмом круге, в 21 километре от аэропорта Пулково,
когда, согласно показаниям топливомера, авиатоплива оставалось около 750 литров двигатель № 1 (левый) остановился.
Командир сказал второму пилоту: - Васька! А зря я вчера не напился!


Экипажу было дано разрешение
на сквозной пролёт к аэропорту Пулково через центр города,
но через короткое время остановился двигатель № 2 (правый), и лайнер начал планировать с высоты 500 метров над жизнью глубинного народа.


Экипаж решил попытаться совершить приводнение на поверхность Невы.
Командир передал управление второму пилоту,
служившему в военно-морской авиации и имевшему опыт приводнения самолёта.
Перед приводнением второй пилот грамотно сориентировал Ту-124 и не допустил его заныривания в воду и удара хвостовой частью об воду...


***

В 12:15 рейс SU-366 пролетел над домом № 6 по Малоохтинскому проспекту, затем в 4 метрах над мостом Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы), ширина реки в этом месте была около 400 метров[4]. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы[12]. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в кабине экипажа[7]. Пассажиры и экипаж эвакуировались из самолёта и позднее были отправлены в Москву.


Рецензии
Я тоже знаю об этом происшествии.
Иногда проезжаю это место, и, когда есть возможность, останавливаюсь, подхожу к Неве, смотрю на мосты и думаю: "Вот тут это и было!".

Михаил Макабров   18.10.2021 20:05     Заявить о нарушении