Ещё немного о Венеции. О Новом и Старом Гетто
пер. с итальянского
29 марта 1516 года Сенат Республики с помощью декрета, не имевшего прецедента
в истории города, в первый раз дал разрешение всем евреям на постоянное компакт-
ное проживание в Венеции, одновременно установив нормы сегрегации:в ночное время
им запрещалось покидать свой квартал. Районом такого проживания предлагалось
сделать или остров Джудекку, или остров Мурано, но в конце концов, было принято
предложение патриция Захарии Дольфина разместить их в Новом Гетто.
Это место в те времена называлось "getto" и произносилось венецианцами, как
"джетто"; здесь до прибытия еврейской диаспоры находились литейные мастерские
("getto" - струя расплавленного металла) для создания пушек венецианского флота.
Но уже в 15 веке литейные были переведены вовнутрь Арсенала и квартал представ-
лял собой заброшенные мастерские. С возрастом этих мастерских связан курьёзный
факт происхождения названий Старого и Нового Гетто: первым прибывавшим (которых
не будем забывать, в других европейских странах преследовали, изгоняли или
заставляли обращаться в христианство насильно) отвели участки более новых литей-
ных, и только спустя несколько десятилетий, в 1541 Новое Гетто расширилось и
включило в себя и часть самых старых мастерских - Старого Гетто. То есть
район Старого Гетто , на самом деле, моложе района Нового Гетто.
В 1633 году к ним присоединили ещё и Новейшее Гетто.
Считается, что именно первые евреи-ашкенази, прибывшие из Северной Европы по
меняли произношение "джетто" на "гетто", от непривычки произносить мягкую "g".
"Гетто" - изобретение венецианцев, которое с 1656 года было скопировано в Риме
и распространилось во многих странах и стало со временем синонимом отверженнос-
ти, изоляции, лишений и страданий.
* * * * *
Несмотря на то, что есть свидетельства о присутствии евреев в Венеции задолго
до 16 века( о чём свидетельствует еврейское кладбище на Лидо, с захоронениями
конца 14 века) основание Гетто знаменует историю этой общины в городе.
В 1516 году в гетто поселились семьсот евреев, прибывших из Германии, Италии
и Ближнего Востока. Цены на ренту жилья увеличились сразу же на треть.
Все они были обязаны носить "beretta zala da ebrei"- жёлтый берет, который
сразу же вызывает воспоминания о печально известной повязке с жёлтой звездой
Давида во времена нацизма.
Ворота этого "seraglio de giudei" закрывались на закате и открывались на рас-
свете, за этим следила стража, которая должна была оплачиваться самими же евре-
ями и которая на лодках каждую ночь следила за исполнением предписания.
Единственное исключение составляли медики, которым разрешалось в случае вызова
выходить за границы Гетто.
Кроме профессии врача, единственной профессией, разрешённой им Светлейшей
Республикой, было ростовщичество( которым не занимались христиане "по религиоз-
ным мотивам"). Суммы и проценты кредитов также определялись Республикой.
Вся эта деятельность осуществлялась у меняльных лавок ( красных, зелёных и
чёрных по цвету вывесок) или в лавочках, торговавших старьём, - "strazaria",
которые во множестве открывались в квартале.
Не имея разрешения строить новые здания, жители еврейского Гетто были вынуж-
дены пристраивать к уже имеющимся зданиям новые этажи: поэтому здания Гетто -
самые высокие в Венеции, некоторые достигают восьми этажей.
Но в то же время Республика пошла на важную уступку: разрешение строить сина-
гоги при условии, что они не будут бросаться в глаза.
Спустя короткое время каждая "нация" в Гетто - выходцы из Германии, Италии,
Испании, Ближнего Востока, - обзавелась своей собственной синагогой; самые
старые синагоги находятся в районе Кампо и располагаются на последних этажах
жилых домов, из символических соображений, - чтобы ничья нога не топтала свя-
щенную почву.
Несмотря на все ограничения и сегрегацию,
община Гетто была деятельной и живой, богатой на культурные начинания, способ-
ной открыться внешнему миру( эту открытость многие венецианцы были способны
оценить и использовать).
Таким примером может служить издание в 1524 году первого печатного
Талмуда, в целом же были созданы условия, когда на первый план смогли выйти
значительные в культурном плане личности: над всеми возвышается фигура
Леона да Модена, образованнейшего учёного, автора книги "История еврейских ри-
туалов"( опубликованная в 1638 году в Венеции, а годом ранее в Париже), которая
представляет собой первую попытку объяснить еврейскую религию неевреям, жест
открытости и приближения к миру "gentile", беспрецедентный на тот момент и
сразу же имевший большой успех.
"Во время написания книги, - объясняет во вступлении к основному тексту книги
сам раввин, - я позабыл, что я еврей, представив себя простым и нейтральным
описателем, так как я ставил своей задачей рассказать, а не убеждать."
Леон да Модена настолько хорошо сжился с венецианским обществом того времени,
что приобщился и ко всем его порокам, пристрастившись к азартным играм( в тот
же год публикации книги Леона в Венеции было открыто "Il Ridotto" первое пуб-
личное казино в истории)- страсть, которая привела его к разорению; не брезго-
вал он также и визитами к куртизанкам в компании со своими венецианскими дру-
зьями.
Он умер в нищете, его могилу можно навестить на еврейском кладбище на острове
Лидо, на могильном камне выбита эпитафия,(согласно традиции её продиктовал сам
раввин): "Слово мёртвого/четыре аршина земли в этой ограде/ находятся в его веч-
ном владении."
Рядом с могилой Леона да Модена покоятся останки поэтессы Сары Копио Суллам,
большого друга раввина, одной из самых образованных ( и привлекательных) жен-
щин своей эпохи, то есть середины 17 века, времени, наивысшего культурного рас-
цвета Гетто Венеции. Сара Суллам была создательницей и душой литературного
салона, который пользовался огромным успехом в городе.
Знаток теологии, философии, языков, астрологии, религиозных текстов, она
также прославилась сочинением стихов( к сожалению, не сохранившихся до нашего
времени). Её образ появляется в романе "Сад Финци-Контини" Джорджо Бассани,
хоть и под другим именем.
На её могиле выбита стемма её семьи - лестница и печать поэтессы - либо
муравей, либо скорпион, если предположить игру слов в её имени:(s)Co(r)pio.
Самое старое захоронение на кладбище Лидо датируется 1389 годом(5150 годом
по еврейскому календарю); начиная с 1386 года Венецианская Республика разре-
шила еврейской общине использовать заброшенные участки земли вокруг бенедектин-
ского монастыря Святого Николая. Этому предшествовали долгие споры с братией
монастыря по поводу собственности земли.
Кладбище росло, захоронения там производились вплоть до 1774 года. Начиная
с этого года больше там никого не хоронили.
Что же касается самого Гетто и его еврейской общины, то только с падением
Республики и вторжением Наполеона все дискриминационные запреты и ограничения
были сняты: солдаты Наполеона снесли ворота Гетто ( один из самых красноре-
чивых их жестов) и провозгласили жителей Гетто равными в правах со всеми.
Одновременно нельзя не вспомнить о погромах и разграблении Венеции теми же
французами в то же самое время.
Шёл 1797 год, с этого момента в истории венецианских евреев началась новая
глава.
Свидетельство о публикации №121101605066
Аркадий Кузнецов 3 18.12.2021 01:45 Заявить о нарушении
... Да уж... Хладнокровного и критического взгляда на все "плюсы" и "минусы"
европейской истории всегда не хватало...
С благодарностью и теплом.
София Ладзарус 18.12.2021 15:30 Заявить о нарушении