Ещё немного о Венеции. О Новом и Старом Гетто

       из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
       пер. с итальянского

    29 марта 1516 года Сенат Республики с помощью декрета, не имевшего прецедента
 в истории города, в первый раз дал разрешение всем евреям на постоянное компакт-
 ное проживание в Венеции, одновременно установив нормы сегрегации:в ночное время
 им запрещалось покидать свой квартал.  Районом такого проживания предлагалось
 сделать или остров Джудекку, или остров Мурано, но в конце концов, было принято
 предложение патриция Захарии Дольфина разместить их в Новом Гетто.
    Это место в те времена  называлось "getto" и произносилось венецианцами, как
 "джетто"; здесь до прибытия еврейской диаспоры находились литейные мастерские
 ("getto" - струя расплавленного металла) для создания пушек венецианского флота.
  Но уже в 15 веке литейные были переведены вовнутрь Арсенала и квартал представ-
  лял собой заброшенные мастерские. С возрастом этих мастерских связан курьёзный
  факт происхождения названий Старого и Нового Гетто: первым прибывавшим (которых
  не будем забывать, в других европейских странах преследовали, изгоняли или
  заставляли обращаться в христианство насильно) отвели участки более новых литей-
  ных, и только спустя несколько десятилетий, в 1541 Новое Гетто расширилось и
  включило в себя и часть самых старых мастерских - Старого Гетто. То есть
  район Старого Гетто , на самом деле, моложе района Нового Гетто.
  В 1633 году к ним присоединили ещё и Новейшее Гетто.
    Считается, что именно первые евреи-ашкенази, прибывшие из Северной Европы по
 меняли произношение "джетто" на "гетто",  от непривычки произносить мягкую "g".
 "Гетто" - изобретение венецианцев, которое с 1656 года было скопировано в Риме
 и распространилось во многих странах и стало со временем синонимом отверженнос-
 ти, изоляции, лишений и страданий.
              *    *   *   *   *      

   Несмотря на то, что есть свидетельства о присутствии евреев в Венеции задолго
 до 16 века( о чём свидетельствует еврейское кладбище на Лидо, с захоронениями
 конца 14 века) основание Гетто знаменует историю этой общины в городе.
 В 1516  году в гетто поселились семьсот евреев, прибывших из Германии, Италии
 и Ближнего Востока. Цены на ренту жилья увеличились сразу же на треть.
 Все они были обязаны носить "beretta zala da ebrei"- жёлтый берет, который
 сразу же вызывает воспоминания о печально известной повязке с жёлтой звездой
 Давида во времена нацизма.
   

    Ворота этого "seraglio de giudei" закрывались на закате и открывались на рас-
 свете, за этим следила стража, которая должна была оплачиваться самими же евре-
 ями и которая на лодках каждую ночь следила за исполнением предписания.
 Единственное исключение составляли медики, которым разрешалось в случае вызова
 выходить за границы Гетто.
   Кроме профессии врача, единственной профессией, разрешённой им Светлейшей
 Республикой, было ростовщичество( которым не занимались христиане "по религиоз-
 ным мотивам"). Суммы и проценты кредитов также определялись Республикой.
 Вся эта деятельность осуществлялась у меняльных лавок ( красных, зелёных и
 чёрных по цвету вывесок) или в лавочках, торговавших старьём, - "strazaria",
 которые во множестве открывались в квартале.
   Не имея разрешения строить новые здания, жители еврейского Гетто были вынуж-
 дены пристраивать к уже имеющимся зданиям новые этажи: поэтому здания Гетто -
 самые высокие в Венеции, некоторые достигают восьми этажей.
  Но в то же время Республика  пошла на важную уступку: разрешение строить сина-
 гоги при условии, что они не будут бросаться в глаза.
   Спустя короткое время каждая "нация" в Гетто - выходцы из Германии, Италии,
 Испании, Ближнего Востока, - обзавелась своей собственной синагогой; самые
 старые синагоги находятся в районе Кампо и располагаются на последних этажах
 жилых домов, из символических соображений, - чтобы ничья нога не топтала свя-
 щенную почву.

   Несмотря на все ограничения и сегрегацию,
 община Гетто была деятельной и живой, богатой на культурные начинания, способ-
 ной открыться внешнему миру( эту открытость многие венецианцы были способны
 оценить и использовать).
   Таким примером может служить издание в 1524 году  первого печатного
 Талмуда, в целом же были созданы условия, когда на первый план смогли выйти
 значительные в культурном плане личности:  над всеми возвышается фигура
 Леона да Модена, образованнейшего учёного, автора книги "История еврейских ри-
 туалов"( опубликованная в 1638 году в Венеции, а годом ранее в Париже), которая
 представляет собой первую попытку объяснить еврейскую религию неевреям, жест
 открытости и приближения к миру "gentile", беспрецедентный на тот момент и
 сразу же имевший большой успех.
 "Во время написания книги, - объясняет во вступлении к основному тексту книги
 сам раввин, - я позабыл, что я еврей, представив себя простым  и нейтральным
 описателем, так как я ставил своей задачей рассказать, а не убеждать."
   Леон да Модена настолько хорошо сжился с венецианским обществом того времени,
 что приобщился и ко всем его порокам, пристрастившись к азартным играм( в тот
 же год публикации книги Леона  в Венеции было открыто "Il Ridotto" первое пуб-
 личное казино в истории)- страсть, которая привела его к разорению; не брезго-
 вал он также и визитами к куртизанкам в компании со своими венецианскими дру-
 зьями.
   Он умер в нищете, его могилу можно навестить на еврейском кладбище на острове
 Лидо, на могильном камне выбита эпитафия,(согласно традиции её продиктовал сам
 раввин): "Слово мёртвого/четыре аршина земли в этой ограде/ находятся в его веч-
 ном владении."

   Рядом с могилой Леона да Модена покоятся останки поэтессы Сары Копио Суллам,
 большого друга раввина, одной из самых образованных ( и привлекательных) жен-
 щин своей эпохи, то есть середины 17 века, времени, наивысшего культурного рас-
 цвета Гетто Венеции. Сара Суллам была создательницей  и душой литературного
 салона, который пользовался огромным успехом в городе.
   Знаток теологии, философии, языков, астрологии, религиозных текстов, она
 также прославилась сочинением стихов( к сожалению, не сохранившихся до нашего
 времени). Её образ появляется в романе "Сад Финци-Контини" Джорджо Бассани,
 хоть и под другим именем.
   На её могиле выбита стемма её семьи - лестница и печать поэтессы - либо
 муравей, либо скорпион, если предположить игру слов в её имени:(s)Co(r)pio.


    Самое старое захоронение на кладбище Лидо датируется 1389 годом(5150 годом
 по еврейскому календарю); начиная с 1386 года Венецианская Республика разре-
 шила еврейской общине использовать заброшенные участки земли вокруг бенедектин-
 ского монастыря Святого Николая. Этому предшествовали долгие споры с братией
 монастыря по поводу собственности земли.
   Кладбище росло, захоронения там производились вплоть до 1774 года. Начиная
 с этого года больше там никого не хоронили.
   Что же касается самого Гетто и его еврейской общины, то только с падением
 Республики и вторжением Наполеона все дискриминационные запреты и ограничения
 были сняты: солдаты Наполеона снесли ворота Гетто ( один из самых красноре-
 чивых их жестов) и провозгласили жителей Гетто равными в правах со всеми.
   Одновременно нельзя не вспомнить о погромах и разграблении Венеции теми же
 французами в то же самое время.
   Шёл 1797 год, с этого момента в истории венецианских евреев началась новая
 глава.

    

   


Рецензии
Как ни странно, об итальянских гетто я знал ещё в юном возрасте, прочитав повесть Александра Волкова "Скитания" о Джордано Бруно. Уже недавно обратил внимание, что в более позднем издании книги ближе к 1980-ым годам исчез рассказ о нелёгкой жизни еврейских общин в средневековой Европе! Такое было время...

Аркадий Кузнецов 3   18.12.2021 01:45     Заявить о нарушении
Добрый день, дорогой Аркадий! Спасибо огромное за Ваши замечательные отклики!
... Да уж... Хладнокровного и критического взгляда на все "плюсы" и "минусы"
европейской истории всегда не хватало...
С благодарностью и теплом.

София Ладзарус   18.12.2021 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.