Тамбов Серебряного Века

100-летию Тамбовского восстания
и веку Серебряному
поэзии русской посвящается

«Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.» © М.Ю. Лермонтов               

ЧАСТЬ 1. 1921 – 2021

* * *
Тамбовское Восстание
Предтеча лебединой Песни
При жизни двух Поэтов
Конец Серебряного Века!

Бенефис Чёрного Пьеро
И Фауст Стравинского:
Революции серая осень,
Сплошные маски на лицах.

Четыре года
Русский спектакль
Из жизней людей
«Кто Кого!»
Для чего?..
Сценарий импровизаций
И нет никаких адаптаций.

Как в сказе
На четырёх страницах:
Три лета прошло,
И ничего не узнать.

* * *
Плач скрипки – души крик!
Так слёзы русской истории пролиты:
Кто воспевал – был растоптан,
Кто против – тот тоже погиб.

Кантата революции,
Зеркальные цифры «12».
…увы – не апостолов встреча,
Ante Lucem
– последняя ночь поэта,
Где улица, фонарь,
Петроградская аптека...

Художник как пёс бродячий:
«Да, пусть у него своя Правда,
И всё же он пишет Стихи!..»
Но нет,
Стране не нужны Поэты???

…ещё 19 дней:

Грант на расстрел Свободы
– спуск курка пистолета,
И в этот раз без осечки,
«Дуэль не на Чёрной речке».
Сады души растерзали
Кронштадтского поэта.
Версий о казни «нету».

* * *
Культ-на-Крови
Под куполом и без просвета!

100 лет мы молчим об этом!
И чтим лишь только победы?
А беды и горе народа?
Как племя без древа, без рода!

Нам всё говорят:
«Да быть так не может...»
…тут слов не находишь даже,
Как выразить мысли спокойней.

Простите за слог на изломе!

* * *
Задвинуть чехословаков,
И всем рассказать:
«Всё для фронта!»
...ещё и под гимн Марсельезы!
Вы что?
Вы на полном серьёзе?
Ну прямо глоток «Свободы!»

* * *
Тамбов на съедение брошен
– корабль Надежды уплыл,
Обтянув парусами степными
Русский Дух, что ещё не уныл!

Ветловый лес да ива Серебристая,
Покой и Воля...
Гля: счастья снова не видать!..
Дорога «Рязань-Уральск»
Связала «Там Бог!» с «Пугачёвым!»

* * *
Надрывное эхо Тамбова!..
И ранней весной
Поднялся Кронштадт
– «революции гордость».

Там будущий маршал
Советской «республики»
На душах сорвался,
На душах Руси!

Первый приказ
«Обстрел хим.оружием!»
Погода спасла
– не вылетел газ...

* * *
Однако ж вернёмся
В район Дикого поля,
Где
Жуков, Котовский
И вновь…
Тухачевский!

Осада Тамбова
В своей же стране!
Расстрельных приказов
«Стратегу» всё мало:

Газом зачистка!

…и здесь всё прошло,
Газ лёг по приказу
0116

Впервые в истории! О, как отличились!
Впервые в истории! Да против своих!

Война на районе:
Всё как в Мировую!
...союзники всё же
– есть брать, где пример!

Жесть бронелетучек, арт.подготовка;
И с воздуха тоже бомбили народ!
...налёт авиаций, крылатых машин.

* * *
Репрессий дебют
И концлагеря:
Отдельно
Для детей,
Для женщин, для мужей!

Террор – диктатуры метод
Юристом был обоснован
И узаконен был им!

* * *
Тамбов! Волчий Вой!
И плач Палача.
Война Гражданская.
Восстание народа.

Там… каждый, кто был на районе,
Никто не сдавался без боя!

А всё за какие идеи???
Как будто не люди
– в природе и звери дружнее.

«Герои» великой продармии:
Расстрел за хлеб с пулемётов!
Взамен продразвёрстки
Введён продналог.

* * *
Весь бред сумасшествий
Признал даже Коба
С принятием НЭПа.

Но нет уж Поэтов,
...и Время ушло!!!

Истерзан фундамент
Свободы, Пиита!
...и Бога Там нет:
Надломлен «Там Бог!»

* * *
Чёрный Квадрат:
Призрак обезумевшего века
Allegro molto;
Наш Русский Реквием –
Восьмёрка струнного квартета.

Окаменело лето 21-го
Надрывный голос Есенина
– его «монолог Хлопуши».
В поэме как смог
Он написал про Тамбов
– с Надеждой, Любовью, Верою!..

И час вечерний не вернуть
И не поверить снова,
Что ту луну,
Как лампу керасиновую,
Зажжёт фонарщик из города Тамбова!..

* * *
Тамбовское Восстание
Как песня Лебединая
Не только для Поэтов
Конец Серебряного Века.

Так прошлое мы вновь переживаем:
И ночь не шлёт надежды на спасенье!
Ни сна, ни отдыха измученным сердцам
– лишь Время всё расставит по местам.

* * *
NB: ...даже спустя 100 лет, в 2021 году, «империя» вспоминает боевые столкновения на западной границе, Польско-Советскую или Советско-Польскую войну 1919-1921 годов, перекрывая «тактичное» молчание созданного собственными руками чёрного триптиха: чёрный квадрат, чёрный круг, чёрный крест, именуемые чёрной троицей, русским супрематизмом «Тамбовское Восстание».

* * *
ЧАСТЬ 2. ЗАКАТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА – ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОГО ФАУСТА

Начало Октябрьской революции совпало с бенефисом Александра Вертинского, «Русского Пьеро». 

…в это же время рождается «Русский Фауст» Игоря Стравинского, вдохновлённого сказкой на четырёх страницах из сборника Александра Афанасьева: музыкально-сценическое произведение «История солдата» или «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая». К 100-летию шедевра Стравинского один из основателей рок-группы Pink Floyd, Роджер Уотерс, издал собственное переосмысление оперы-балета «Igor Stravinsky’s The Soldier’s Tale», в котором выступил в амплуа рассказчика и полностью озвучил адаптированных, но сформированных на русской народной сказке персонажей «Русского Фауста». «Another Brick in the Wall» – «Русский Фауст», воспетый Pink Floyd!

* * *
Подавление же Тамбовского восстания летом 1921 года выпадает на одну из версий периода заката Серебряного века: уход из жизни Александра Блока «потому что дышать ему уже нечем» и расстрел «Анатолия Гранта» Николая Гумилёва. В этом году Сергей Есенин надрывным голосом читает монолог Хлопуши: «...когда Есенин читал этот монолог, он всегда бледнел, с него капал пот, он доходил до такой степени нервного напряжения, что сам себе ногтями пробивал ладони до крови каждый раз. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши» (из воспоминаний Максима Горького).

...трагедия Поэта – трагедия Народа! Так и многогранная поэтическая драма Есенина «Пугачёв». В 1920–1921 годах душа Поэта на интуитивном уровне не смогла бы не прочувствовать боль Родины и не выразить всю глубину своих переживаний:

«Я хотел бы вернуть и поверить снова,
Что вот эту луну,
Как керасиновую лампу в час вечерний,
Зажигает фонарщик из города Тамбова»
(из 7-й песни трагедии в стихах «Пугачёв».
Сергей Есенин. 1921.)

И это была Его исповедь, исповедь Поэта, «Исповедь» Есенина 1920 года:

«Я нарочно иду нечёсаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потёмках освещать.»

Так же как по итогам подавления народного Восстания Пугачёва, после эпизодов вероломства и конвоирования славного мятежника, карательные войска правительства продолжали в течение целого года усмирять возмущённый народ «на своём поле как подпольщиков…», после уничтожения народного Тамбовского Восстания карательные отряды советской «республики» ещё в течение года «восстанавливали повсеместно советскую власть» в Тамбове...

* * *
ЧАСТЬ 3. ВЛИЯНИЕ

1. кинообраз Тамбовского восстания – пятисерийная телеверсия исторического фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Режиссёр с 1987 года трудился над фильмом, сценарий которого был завершён в 2004 после нескольких лет работы в архивах (1994 – 2004). В широкий прокат русская картина вышла в 2011, а сериал из пяти серий был сложен в 2014 году. Так же как великие русские мастера слова А.С. Пушкин и С.А. Есенин для создания своих художественных произведений, научной монографии «История Пугачёва» и драматической поэмы «Пугачёв», несколько лет изучали материалы Восстания Пугачёва и посетили места, где произошли главные события эпохи, ими описанными, режиссёр А.С. Смирнов посетил Тамбовскую губернию, пообщался со старшим поколением и «прочёл со вниманием всё, что было напечатано» о Тамбовском Восстании.

2. «Окаянные дни» первого русского лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, в одной из дневниковых записей которых он отметил: «Народ сам сказал про себя: "из нас, как из древа, – и дубина, и икона", – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв. Если бы я эту "икону", эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал беспрерывно, так люто?» (1918 – 1919)

3. стихотворение «Родина» художника и поэта М.Ю. Лермонтова. В рукописи озаглавлено «Отчизна». 13 марта 1841 года В.Г. Белинский писал: «Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его "Родина" – то, аллах керим, что за вещь – пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских». Известная акварель Лермонтова, названная «Чета белеющих берёз», представляет собой автоиллюстрацию к стихотворению «Родина» (1841)

4. стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (1830)

5. поэма А.А. Блока «Двенадцать» (январь 1918) и пророческая речь Александра Блока «О назначении поэта» на вечере, посвящённом памяти Александра Пушкина. Исповедь Поэта слушали Анна Ахматова и Николай Гумилёв: «Первое дело, которого требует от поэта его служение, – бросить "заботы суетного света" для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину... Дикий, суровый, полный смятенья, потому что вскрытие духовной глубины так же трудно, как акт рождения.» (февраль 1921)

6. стихотворение Черубины де Габриак «Памяти Анатолия Гранта» (1921)

7. стихотворение Н.С. Гумилёва «Сады души» (1907)

8. «Русский Реквием» – Струнный квартет №8 Д.Д. Шостаковича (c-moll,Op.110:2. Allegro molto)

* * *
ЧАСТЬ 4. ПАМЯТЬ

Защита культуры и исторической памяти – стратегический национальный приоритет России; сохранение культурного и исторического наследия народа России – национальный интерес Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).

Однако помним не всё и не всех, и тем более не все исторические события и художественные явления в полной мере переосмыслены!

...только в контексте изложенного материала, для прямо или косвенно указанных деятелей искусства и историко-культурных происшествий, в России нет монументов, а, значит, в определённой степени нет и памяти:

1. «Русскому Пьеро» Александру Вертинскому

2. «Русскому Фаусту», оформленному в виде скульптурной композиции: Игорь Стравинский, Александр Афанасьев и трио солдата, чёрта и скрипки, символизирующей душу человека, стоящие напротив трёх сюжетных линий «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова

3. поэме «Двенадцать» Александра Блока, которую необходимо монументально символизировать как циферблат духа Времени «закат Серебряного века – возрождение Русского Фауста»

4. встрече поэта путешественника-исследователя Николая Гумилёва с Расом Тафари (...сретение, как считают в растафарианстве, с одним из воплощений «Джа» и впоследствии с последним императором Эфиопии, происходившим из династии потомков царя Соломона, состоялось во время второй экспедиции Гумилёва: «Аллилуйя» – «Восхваляйте Джа»)

5. драматическим событиям Тамбова: кроме уже установленного в 2007 году скульптурного памятника «Тамбовскому мужику» на Кронштадтской площади Тамбова, Тамбовскому восстанию требуется посвятить глубоко осмысленный архитектурный ансамбль. И моё предложение по вводной композиции с потенциальным правом на главный монумент – «Есенин зажигает фонарь»
 
Тамбовская губерния, Тамбов или «Там Бог!», в период с восстания Пугачёва до Тамбовского восстания явили миру 2х великих монахов: Серафима Саровского и Силуана Афонского, автора «Нового Добротолюбия»...

* * *
«Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь...» © вечное гасло трагедии народа Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», кинообраза Тамбовского восстания.

Нельзя позволять историю превращать в истерию!

2021, «ПершинГрадъ»


Рецензии