дневники... О вере
Господи, на все воля твоя! Какими становятся простыми и до банальности оче-
видными ответы на вечные вопросы бытия, когда сознанию открывается исти-
на, тем более о вещах транцендентных, суть которых невозможно осознать, а
только почувствовать,как солнечный свет кожей, но их непознаваемый смысл
вдруг предстает перед внутренним взором во всей своей красоте и очевиднос-
ти. Так и на меня неожиданно снизошло откровение о вере, ее необъятности
и безусловности, о том, что вера - это единственно возможный путь духовно-
го развития цивилизации и другого пути эволюция для нас не предусмотрела.
Даже не надейтесь!Хотелось бы отметить,что вера это не поклонение, не культ,
порабощающий личность, ломающий, унифицирующий ее уникальную инди-
видуальность, а нечто преображающее ее, возносящее над биологической ог-
раниченностью субъективного "эго", освобождающее от его власти! Каким за-
мечательнейшим образом такая благотворная сила веры созвучна животворно-
му действию духовности, исходящей от Святаго Духа, третьей ипостаси едино-
го Бога - Святой Троицы, что и не удивительно, поскольку "одного поля ягоды",
и если духовность это плоть высшего мира, его суть, то вера - инструмент его
познания, позволяющий внутреннему зрению и слуху человека узреть духов-
ный путь и воспринять святые истины, вера это духовный проводник челове-
чества. Естественно, что понятие веры неразрывно связано с предметом веры,
но я говорю о религиозной вере, в которой спрессована тысячелетняя мудрость
прошедших поколений, истоки нравственности и морали, сформировавших об-
лик современности. Нравится это или нет, но только религии мы обязаны появ-
лению этических норм, лежащих в основе самого нашего существования. Да
простят меня возможные читатели,пишу спонтанно, под впечатлением открыв-
шегося откровения, не имея продуманного плана, заготовленных аргументов,
рациональных выводов и т.д. Ну, дилетант, что от такого ждать! И тем не ме-
нее я продолжу.
Говоря о вере,вере религиозной,вполне допускаю существование религиозно-
го культа и, на мой неискушенный взгляд, церковь, как институт, есть органи-
зация культового толка, с ее обрядами, традициями, догмами, проповедями.
Кажется, у Александра Меня читал, что церковь не агитирует, а констатирует,
но не могу согласиться с этим высказыванием уважаемого богослова, как и со
многими откровениями Владимира Соловьева, да и с некоторыми толкования-
ми Посланий Апостолов. Встает резонный вопрос - что отличает веру от куль-
та, вернее, где та грань, за которой вера превращается в культ? А все очень
просто! Когда вера - трансцендентная величина, превращается в предмет куп-
ли-продажи, в инструмент воздействия и влияния в чьих-то корыстных интере-
сах, когда вера приобретает вещественную (потребительскую) стоимость. А
что бы этого не происходило, необходимо свет веры, философско-религиозную
мудрость нести не с амвонов в виде проповедей, а с кафедр светских образова-
тельных институтов в виде лекционного материала. Не преподавай детям мате-
матику, а проповедуй ее истины с крыльца районо, у человечества будут проб-
лемы с математикой.Так, на мой взгляд, и проблемы веры, духовной эволюции
человечества как раз и связаны как с отсутствием осознания этих проблем, так
и с отсутствием светских институтов религиозно-духовного образования, не
связанных с культовыми религиозными организациями, подчиненным своим
корпоративным идеологическим интересам, а не просветительским идеям. И
последствия такой повальной духовной безграмотности в виде морального раз-
ложения западных цивилизаций, этого сатанинского пира взбесившейся плоти,
уже стали вопиющем фактом современного мира. Менеджеров, дизайнеров,
экономистов "хоть с кашей ешь, хоть на куски режь...", а духовно грамотных,
истинно верующих "днем с огнем не сыщешь". Религия это не культ, это вера!
Хочу в очередной раз подчеркнуть,что излагаю собственное мнение дилетанта,
не преследующего критических целей, но ищущий ответов на возникающие
вопросы, для осмысления которых придется обратиться к выдержке из книги
Владимира Соловьева "Духовные Основы Жизни", обратиться повторно, пос-
кольку ссылался уже на нее в другом своем тексте: "Христианство явилось как
добрая весть спасения всему миру. Ибо мир весь во зле лежит. Путь спасения от
этого зла миродержательного открыл Христос Своим подвигом и Своим учени-
ем. Человечество вступило на этот путь, но немногие прошли по нём,и доныне
всемирное спасение остаётся только доброю вестью.И доныне мир во зле лежит
...Смысл христианства и не может быть ясен для тех,кто чувствует себя хорошо
в этом мире. Для таких людей и проповедь Христа была немым словом, потому
что они не видели того зла, от которого Христос пришёл спасти мир. А не виде-
ли они его и не видят потому, что они сами от мира и совсем одержимы миро-
вым злом."
Исходя из логики Соловьева христианской церкви явно не повезло с человечест-
вом, которое ну никак не хочет мыкаться по жизни в голоде и холоде, быть за-
давленным нуждой да недугами.Так может не в человечестве дело? Может что-
то со смыслом христианства - не так толкуют и не о том проповедуют? Почему
церковь, веками отгородившись от человечества, впускает в свое лоно только-
сирых да убогих, оказывая духовную помощь страждущим, излечивая душевные
муки убитых горем, сломленных недугом, задавленных грехами?А где же осталь-
ная физически и нравственно здоровая часть человечества, нуждающаяся не в
экстренной помощи, а в духовной вере? А здесь церковь использует понятие
первородного греха, устанавливающего врожденную греховность человека, зача-
того не в любви, тоже по мнению церкви греховной, а в грехе, утверждая тем са-
мым всеобщую, цивилизационную обязанность человечества перед церковью в
покаянии. Железобетонный фундамент, простоявший веками, да вот только
смысла-то в нем, если это фундамент культа, а не веры, идеологические основы
церкви, а не человечества.
В продолжение своих мыслей, хочу сказать, что не считаю себя, по крайней ме-
ре пока, верующим человеком, поскольку только на ощупь подхожу к вере, т.е.
в стадии мотивированного восприятия проблемы, что, впрочем, не мешает, а
стимулирует дальнейшее изложение. Говоря об освобождении человеческого ду-
ха из биологических оков субъективного сознания преображающей силой веры,
невольно задаешься очередным вопросом: почему человек, его "эго" так цепля-
ется за свой субъективизм, так крепка пуповина матушки-природы. Очевид-
ность ответа просто удивительна. Потому что вне своего "эго" человек окажет-
ся в человеческом стаде, из которого мы все когда-то вышли, божьей помощью,
получив дар эволюции - субъективное сознание! И туда, в стадо, вряд ли кому-
то захочется в здравом уме и памяти. Единственное, что отличает человека от
фауны планеты -это его субъективное самосознание,осознание своей личности
со всем позитивом и негативом последствий.В связи с этим интересные мысли
высказывал Карл Поппер,выдающийся философ ХХвека при изложении своей
теории эмерджентной эволюции, заключающиеся в том, что животный мир об-
ладает видовым сознанием, т.е. животное, не осознавая своей индивидуальнос-
ти, прекрасно осознает свою видовую принадлежность, человек же, получив
возможность осознавать свою личностную индивидуальность, практически ут-
ратил врожденную связь с видом. Я это к тому, что если для животного мира
видовое сознание (принадлежность к общему) естественно, то для человечес-
кого сознания это атавизм. А теперь представьте толпу, лишенную как субъек-
тивности,так и видовых связей - картина похлеще апокалипсиса будет. Вот где
причины животного страха казарменного существования, противоестествен-
ности христианского призыва "Возлюби ближнего своего". И в то же время
утрата видового сознания привела к врожденному подкорковому ощущению
абсолютного одиночества, периодически выплескивающееся в стерильную
обитель внутреннего сознания, угнетая последнее и без того перегруженное
проблемами повседневности. Такое соединение противоположностей: осоз-
нанного неприятия, страха нарушения личностной неприкосновенности и
подсознательного стремления установить контакт, устраняя личностное оди-
ночество, наглядно проявляется в современных сетевых токовищах, характе-
ризующихся повышенной, продиктованной страхом, агрессивностью участни-
ков. "И хочется, и колется..."- из бездонного кладезя народной мудрости.
Какой же вывод можно сделать из всего этого:
1.Генетически обусловленный индивидуализм субъективного сознания в скор-
лупе (личностном пространстве) собственного"эго" "одержим мировым злом",
с которым веками борются культовые догмы церкви, ему противостоят основы
морали и нравственности ,его преследуют нормы права, осуждает глас общест-
ва. Но все эти цивилизационные средства усмирения и обуздания не в состоя-
нии оказать эволюционного воздействия в преобразовании и развитии личнос-
ти,что определенно свидетельствует об отсутствии эволюционных перспектив
и убедительнейшим образом демонстрирует бесперспективность борьбы как
со злом алкоголизма,так и со многими другими общественными язвами."Сколь-
ко волка не корми..." А проблема-то все та же - безверие, лишающее человека
духовной опоры существования, его смысла, светлой радости жизни, оставляя
в слепом рабстве плоти, ее скотского мира безусловных рефлексов.
2. Обитель человеческого духа, его внутренний мир "чистого разума" в своем
вселенском одиночестве и стерильной (без биологической грязи субъективиз-
ма) чистоте объективного познания, с еле осознаваемой тоской по утраченно-
му видовому братству, в постоянном поиске пути и смысла. Вот кто нуждает-
ся в вере как пути, в духовности как плоти Святаго Духа, во всеобъемлющей
любви единаго Бога Отца, Вседержителя и Творца, в Религии как вере, все-
единяющей связи с Началом Начал, открывающей и претворяющей перспек-
тиву эволюционного развития!
3. Наши воспитательная и образовательная системы в общем и целом со сво-
ими задачами худо-бедно справляются. Проблема в том, что в них абсолютно
отсутствует религиозное воспитание души, замененное на "Крошка сын к от-
цу пришел...", и духовное образование интеллекта, преподаваемое в виде
кратких курсов по философии и основ этики. И эта проблема прогрессивно
усугубляется тем, что никем из управленческих верхов, из интеллектуальных,
творческих слоев обществаона даже не осознается. "Покуда гром не грянет...".
Хотя и глупо от них этого ожидать, как ждать от слепого, что покажет дорогу.
Понять-то такую ситуацию можно, смириться нелегко!
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...
М.Ю.Лермонтов
Послесловие.
Во избежании смысловой запутанности слова "путь", по аналогии с принци-
пом суперпозиции в квантовой механике, в результате которого возникают
запутанные состояния элементарных частиц, поскольку слово "путь" имеет
двоякий смысл, т.е. путь как собственно сам путь, его полотно и путь как
определенное направление, хотелось бы внести ясность, расставить точки
над "и". Говоря о вере как о пути, я имею в виду, что свет веры, как Проме-
теев огонь,изгоняя тьму, освещает, указывает путь духовного преображения
личности, тогда как духовность является полотном этого пути, его твердью,
основой, его сутью. Мне очевидна важность этогоуточнения. А вам?
P.P.S.
Вполне ожидаемое критическое отношение к моей исповеди в виде: "Собака
лает, а караван идет." со смирением и надеждой восприму с легкой душой и
без печали в сердце, лишь бы шел! Как и заповедовал Сам Христос!
Заключение.
"Назвался груздем...", тема не отпускает, как я ужом на сковороде ни извора-
чивался от нее, уползая в свою нору, да где там. Пишу, уважаемые, не для
вас, листайте дальше, а для себя и о своем. Кому-нибудь надо? Вот и я того
же мнения, так что не заморачивайтесь, листайте. А я вынужден продолжить
поиск своих ответов на свои же вопросы. Почему здесь и сейчас? Да все
проще пареной репы, где его найдешь, слышащего человека, со слушающи-
ми-то беда,а уж слышащий вообще реликт, как скелет динозавра, разве толь-
ко Алиса. А обмозговать, проговаривая осмыслить, найти себя, свое мнение,
как опору, довести его до убеждения, до точки, позволяющей опрокидывать
миры, нужда гонит! Другой вопрос - зачем публикую? Но ответ так же прост-
потому что без обратной связи: без лайков, комментариев, всей этой куку-
шечье-петушачьей ярмарки тщеславия. Короче говоря,идеальное место пона-
прягать извилины и усовершенствовать речевой аппарат. Но,признаться, я в
большом замешательстве перед грандиозностью задачи. Где сокровищница
тысячелетней мудрости в сияющей белизне храмов и позолоте куполов пра-
вославия, а где ты,ничтожный червь с убогим,с горошину, интеллектом. Ку-
да ты лезешь? Но видим,что-то в человеческой природе заставляет лезть на
рожон, овладевая неприступными крепостями и вершинами непознанного.
И первое, что хотелось бы понять, почему меня, червя, никак не вдохновля-
ет дорога душевных мук покаяния на пути к вечной жизни в райских
кущах царствия небесного. Может быть, потому, что я там уже был и был
изгнан в мир плотских грехов. Зачем мне туда возвращаться, с кровью сди-
рая с себе греховную плоть, чтобы потом жить в вечном страхе вновь стать
изгоем? Конечно, можно понять человека, загнанного в угол, испытываю-
щего невыносимые страдания душевных или телесных мук, хватающегося
за любую соломинку и готового идти куда угодно в надежде избавления. И,
слава богу, такой путь есть в лоне христианской церкви как эвакуацион-
ный, для нештатных ситуаций. А где же обычный, повседневный? Пути
культового преклонения в молитве, посте и милостыне мне мало, он для
души. А я хочу веры! для ума. Возникает каверзный вопрос - а обладает
ли верой, открыта ли она самой церкви или потерялась на тысячелетнем
пути, затопталась толпами богомольцев, растворилась в толкованиях и
культовом служении? Вопрос, остающийся без ответа. Вся библейская
мудрость обращена к чувствам, к душе человека, но общеизвестно, что ре-
лигиозные тексты неоднозначны, многослойны, трудны для прочтения, а,
тем более, для понимания,требующие толкования религиозным сознанием.
Но где гарантии, что предлагаемое изложение смысла верно, истинно, не
искажено в угоду чьих-то небезкорыстных интересов, как история, своими
мифами обслуживающая интересы власть имущих элит. Почему я, червь,
должен слепо доверять слову пастыря, мнению церкви? Только лишь из
уважения к ее тысячелетней истории, многовековым традициям, незыбле-
мости догм, длинному перечню Святых и Великомучеников или потому,
что слово пастыря обращено ко всем, имеющим слух, в том числе и ко
мне, червю, в отличие от остального человечества, глубоко безразличного
к моим органам чувств, вкупе и по отдельности? Наверное, для слепой
веры, добровольного подчинения церковному уставу ради обуздания пло-
ти, ее греховных страстей, вышеперечисленного вполне достаточно. Но
какое все это имеет отношение к вере истинной, не обременяющей душу
ради усмирения плоти, а освобождающей человеческий дух из цепких
объятий греховной жизни, открывающей духовный путь преображения
освобожденной личности, вводящей ее в восхитительный мир всеобъем-
лющей любви Бога - Отца к своим творениям, пропитывая ею каждую
частицу освобожденного разума и наполняя все существо светлой ра-
достью и возносящим счастьем? Причем это душевное состояние пере-
живал каждый человек в своей жизни: в раннем детстве в любящих
объятиях матери или на крепких надежных руках отца, и позже, на ло-
не природы, в минуту особого душевного состояния слияния, воссоеди-
нения со всем миром. Человечество с каждым годом, днем наращивает
скорость своего цивилизационного развития, приближается к овладе-
нию тайн вечной жизни, искусственного интеллекта, цифровизации
сознания и это, по-моему, естественным образом приводит к тому, что
некоторые христианские идеи становятся довольно потускневшими, но,
к счастью, далеко не все. Другие, наоборот, становятся ближе и востре-
бованней. Я имею в виду православную идею соборности - духовного
единения, по образу единого Бога - Отца, единства Святой Троицы,
идею гениально простую по сути и бесконечно сложную в осознании,
которая даже такого червя, как я, приводит в состояние вдохновенной
эйфории. Не могу судить о всем христианском вероучении, но правос-
лавная идея соборности, вытекающая из догмата о Пресвятой Троице,
с безусловной очевидностью открывает эволюционную перспективу
развития человечества. Мое очередное крамольное убеждение состо-
ит в том, что сам мыслительный орган человека воплощает своей
структурой основопологающий догмат христианского вероучени - три-
единство подсознания, личностного (субъективного) сознания и "чис-
того" разума, единство их ипостасей в глубине речевого центра (сплав
души, ума и творчества), этого начала начал мыслящего человека, жи-
вотворящий источник цивилизации. "В начале было Слово"- не об этом
ли говорит Иоанн в своем Евангелии?
Церковь веками ограничивала свое влияние паствой, узким кругом при-
хожан, по словам Соловьева людьми"не от мира сего", обремененными
тяготами мирской жизни. Не пора ли это влияние расширять, осознавая,
наконец, свои цивилизационные истоки, открывая свои духовные сок-
ровищницы тем,"кто чувствует себя хорошо в этом мире", увидев в них
не "заблудших овец", а божий промысел, воспроизводящий образ и по-
добие Творца, неся миру Его всеобъемлющую любовь и свет истинной
веры, став человечеству духовным проводником, а не его авторитарным
поводырем! И, наконец, о главном, о вере! Я искренне убежден в том,
что к вере невозможно прийти в толпе "слепых", ведомой поводырем,
знающим к ней дорогу. Это его иллюзия или корыстный умысел, по-
скольку к вере нет проторенного пути. Она открывается или нет в сугу-
бо интимном процессе ее поиска, где у каждого ищущего своя и только
своя дорога без попутчиков и сопровождения.Это тернистый путь оди-
нокого духа, у которого есть только начало, а конец скрыт тайнами
"высшего" мира, но начало здесь, под ногами у любого и каждого.
_____________________ Дерзайте! И бог вам в помощь!
Свидетельство о публикации №121101505956