дневники... О вере

дневники...


Господи, на все воля твоя! Какими становятся простыми и до банальности оче-
видными ответы на вечные вопросы бытия,  когда сознанию открывается исти-
на,  тем более о вещах транцендентных,  суть которых невозможно осознать, а
только почувствовать,как  солнечный свет кожей, но их непознаваемый смысл
вдруг предстает перед внутренним взором во  всей своей красоте и очевиднос-
ти. Так и на меня неожиданно снизошло  откровение о вере,  ее  необъятности
и безусловности,  о том, что вера - это единственно возможный  путь духовно-
го  развития цивилизации и другого пути  эволюция для нас не предусмотрела.
Даже не надейтесь!Хотелось бы отметить,что вера это не поклонение, не культ,
порабощающий личность, ломающий, унифицирующий  ее  уникальную инди-
видуальность,  а нечто преображающее ее,  возносящее  над  биологической ог-
раниченностью субъективного "эго", освобождающее  от его власти!  Каким за-
мечательнейшим образом такая благотворная сила веры созвучна  животворно-
му действию духовности, исходящей от Святаго Духа, третьей ипостаси едино-
го Бога - Святой Троицы, что и не удивительно, поскольку "одного поля ягоды",
и если духовность это плоть высшего мира, его суть,  то вера - инструмент его
познания,  позволяющий внутреннему зрению и слуху человека  узреть  духов-
ный  путь и воспринять святые истины,  вера это духовный проводник челове-
чества. Естественно, что понятие веры неразрывно связано с предметом веры,
но я говорю о религиозной вере, в которой спрессована тысячелетняя мудрость
прошедших поколений, истоки нравственности и морали, сформировавших об-
лик современности. Нравится это или нет, но только религии мы обязаны появ-
лению этических норм,  лежащих в  основе самого нашего существования.  Да
простят меня возможные читатели,пишу спонтанно, под впечатлением открыв-
шегося откровения, не имея продуманного плана,   заготовленных  аргументов,
рациональных выводов и  т.д.  Ну,  дилетант, что от такого ждать! И тем не ме-
нее я продолжу.

Говоря о вере,вере религиозной,вполне допускаю существование религиозно-
го культа и, на мой неискушенный взгляд, церковь, как институт, есть органи-
зация  культового  толка,  с ее обрядами,  традициями, догмами, проповедями.
Кажется, у Александра Меня читал, что церковь не агитирует, а констатирует,
но не могу согласиться с этим высказыванием уважаемого богослова, как и со
многими откровениями Владимира Соловьева, да и с некоторыми толкования-
ми Посланий Апостолов. Встает резонный вопрос - что отличает веру от куль-
та,  вернее,  где та грань,  за которой  вера превращается в культ?  А все очень
просто! Когда вера - трансцендентная  величина, превращается в предмет куп-
ли-продажи, в инструмент воздействия и влияния в чьих-то корыстных интере-
сах,  когда  вера  приобретает  вещественную (потребительскую) стоимость.  А
что бы этого не происходило, необходимо свет веры, философско-религиозную
мудрость нести не с амвонов в виде проповедей, а с кафедр светских образова-
тельных институтов в виде лекционного материала. Не преподавай детям мате-
матику, а проповедуй ее истины с крыльца районо, у человечества будут проб-
лемы с математикой.Так, на мой взгляд, и проблемы веры, духовной эволюции
человечества как раз и связаны как с отсутствием осознания этих проблем, так
 и  с  отсутствием светских институтов религиозно-духовного образования,  не
связанных с культовыми  религиозными  организациями,  подчиненным  своим
корпоративным  идеологическим  интересам,  а не  просветительским идеям. И
последствия такой повальной духовной безграмотности в виде морального  раз-
ложения западных цивилизаций, этого сатанинского пира взбесившейся плоти,
уже  стали  вопиющем  фактом  современного  мира. Менеджеров, дизайнеров,
экономистов "хоть с кашей ешь,  хоть на куски режь...",  а  духовно  грамотных, 
истинно верующих "днем с огнем не сыщешь".  Религия это не культ, это вера!

Хочу в очередной раз подчеркнуть,что излагаю собственное  мнение дилетанта,
не  преследующего   критических целей,  но ищущий ответов на возникающие
вопросы,  для  осмысления  которых  придется обратиться к выдержке из книги 
Владимира Соловьева "Духовные Основы Жизни",  обратиться  повторно,  пос-
кольку ссылался уже  на  нее в другом своем тексте: "Христианство явилось как
добрая весть спасения всему миру. Ибо мир весь во зле лежит. Путь спасения от
этого  зла миродержательного открыл Христос Своим подвигом и Своим учени-
ем. Человечество вступило на этот путь, но немногие прошли по нём,и доныне
всемирное спасение остаётся только доброю вестью.И доныне мир во зле лежит
...Смысл христианства и не может быть ясен для тех,кто чувствует себя хорошо
в этом мире. Для таких людей и проповедь Христа была немым словом, потому
что они не видели того зла, от которого Христос пришёл спасти мир. А не виде-
ли они его и не видят потому,  что они сами от мира и совсем  одержимы  миро-
вым злом."
Исходя из логики Соловьева христианской церкви явно не повезло с человечест-
вом,  которое  ну никак не хочет  мыкаться по жизни в голоде и холоде,  быть за-
давленным нуждой да недугами.Так может не в человечестве дело? Может  что-
то со смыслом христианства - не так толкуют и не о том проповедуют?  Почему
церковь,  веками отгородившись от человечества,  впускает в свое лоно  только-
сирых да убогих, оказывая духовную помощь страждущим, излечивая душевные
муки убитых горем, сломленных недугом, задавленных грехами?А где же осталь-
ная  физически и нравственно здоровая часть человечества,  нуждающаяся не в
экстренной  помощи,  а в духовной вере?  А здесь церковь  использует  понятие 
первородного греха, устанавливающего врожденную греховность человека, зача-
того не в любви, тоже по мнению церкви греховной, а в грехе, утверждая тем са-
мым всеобщую, цивилизационную обязанность человечества перед церковью  в
покаянии.  Железобетонный  фундамент,  простоявший  веками,  да  вот  только
смысла-то в нем, если это фундамент культа, а не веры, идеологические основы
церкви, а не человечества.

В продолжение своих мыслей, хочу сказать, что не считаю себя, по крайней  ме-
ре пока, верующим человеком,  поскольку только на ощупь подхожу к вере,  т.е.
в стадии  мотивированного восприятия проблемы,  что,  впрочем,  не мешает, а
стимулирует дальнейшее изложение. Говоря об освобождении человеческого ду-
ха из биологических оков субъективного сознания преображающей силой  веры,
невольно задаешься очередным вопросом: почему человек,  его "эго" так  цепля-
ется за свой  субъективизм,  так крепка  пуповина  матушки-природы.  Очевид-
ность ответа просто удивительна. Потому что вне своего "эго" человек  окажет-
ся в человеческом стаде, из которого мы все когда-то вышли, божьей  помощью,
получив дар эволюции - субъективное сознание! И туда, в стадо,  вряд ли кому-
то  захочется в здравом уме и памяти. Единственное,  что отличает человека  от
фауны планеты -это его субъективное самосознание,осознание своей  личности
со всем позитивом и негативом последствий.В связи с этим интересные мысли
высказывал Карл Поппер,выдающийся философ ХХвека при изложении  своей
теории эмерджентной эволюции, заключающиеся в том,  что животный мир об-
ладает видовым сознанием, т.е. животное, не осознавая своей индивидуальнос-
ти,  прекрасно осознает свою видовую принадлежность,  человек  же,  получив
возможность осознавать свою личностную индивидуальность,  практически ут-
ратил врожденную связь с видом.  Я это к тому,  что если для животного  мира
видовое сознание (принадлежность к общему) естественно,  то  для  человечес-
кого сознания это атавизм. А теперь представьте толпу, лишенную  как субъек-
тивности,так и видовых связей - картина похлеще апокалипсиса будет. Вот где
причины  животного страха  казарменного  существования,  противоестествен-
ности  христианского  призыва "Возлюби  ближнего своего". И  в то же  время
утрата  видового  сознания привела к врожденному подкорковому  ощущению
абсолютного  одиночества,  периодически  выплескивающееся  в   стерильную
обитель внутреннего сознания,  угнетая  последнее  и без того  перегруженное
проблемами  повседневности. Такое  соединение  противоположностей:  осоз-
нанного  неприятия,  страха  нарушения  личностной  неприкосновенности  и
подсознательного стремления установить контакт,   устраняя личностное  оди-
ночество,  наглядно проявляется в современных сетевых  токовищах,  характе-
ризующихся повышенной, продиктованной страхом, агрессивностью участни-
ков. "И хочется, и колется..."- из бездонного кладезя народной мудрости.

Какой же вывод можно сделать из всего этого:

1.Генетически обусловленный индивидуализм субъективного сознания в скор-
лупе (личностном пространстве) собственного"эго"  "одержим  мировым  злом",
с которым веками борются культовые догмы церкви, ему противостоят основы
морали и нравственности ,его преследуют нормы права, осуждает глас общест-
ва. Но все эти цивилизационные средства усмирения и обуздания  не в состоя-
нии оказать эволюционного воздействия в преобразовании и развитии личнос-
ти,что определенно свидетельствует об отсутствии эволюционных перспектив
и  убедительнейшим  образом  демонстрирует бесперспективность борьбы как
со злом алкоголизма,так и со многими другими общественными язвами."Сколь-
ко волка не корми..." А проблема-то все та же - безверие,  лишающее человека
духовной опоры существования, его смысла, светлой радости жизни, оставляя
в слепом рабстве плоти, ее скотского мира безусловных рефлексов.

2. Обитель человеческого духа,  его внутренний мир "чистого разума" в своем
вселенском одиночестве и стерильной (без биологической грязи  субъективиз-
ма) чистоте объективного познания, с еле осознаваемой тоской по  утраченно-
му видовому братству, в постоянном поиске пути и смысла.  Вот кто нуждает-
ся в вере как пути, в духовности как плоти Святаго Духа,  во всеобъемлющей
любви единаго Бога Отца, Вседержителя и Творца,  в Религии  как вере,  все-
единяющей связи с Началом Начал,  открывающей и претворяющей  перспек-
тиву эволюционного развития!

3. Наши  воспитательная и образовательная  системы в общем и целом со сво-
ими задачами худо-бедно справляются.  Проблема в том, что в них  абсолютно
отсутствует религиозное воспитание души,  замененное  на "Крошка сын к от-
цу  пришел...",  и духовное  образование  интеллекта,  преподаваемое  в  виде
кратких  курсов по философии и основ этики.  И эта проблема  прогрессивно
усугубляется тем, что никем из управленческих верхов,  из интеллектуальных,
творческих слоев обществаона даже не осознается. "Покуда гром не грянет...".
Хотя и глупо от них этого ожидать, как ждать от слепого, что покажет дорогу.
Понять-то такую ситуацию можно, смириться нелегко!
               
                Что ж делать?.. Речью неискусной
                Занять ваш ум мне не дано...
                Всё это было бы смешно,
                Когда бы не было так грустно...
                М.Ю.Лермонтов

Послесловие.
Во избежании смысловой запутанности слова "путь",  по аналогии с принци-
пом суперпозиции в квантовой механике, в  результате которого  возникают
запутанные   состояния элементарных частиц, поскольку слово "путь" имеет
двоякий  смысл,  т.е. путь как собственно сам путь,  его полотно и путь  как
определенное направление,  хотелось бы внести  ясность,  расставить  точки
над "и". Говоря о вере как о пути, я имею в виду, что свет веры,  как  Проме-
теев огонь,изгоняя тьму, освещает, указывает путь духовного  преображения
личности, тогда как духовность является полотном этого пути, его  твердью,
основой, его сутью. Мне очевидна важность  этогоуточнения. А вам?

P.P.S.
Вполне ожидаемое критическое отношение к моей исповеди в виде: "Собака
лает, а караван идет." со смирением и надеждой  восприму с легкой душой и
без печали в сердце, лишь бы шел! Как и заповедовал Сам Христос!

Заключение.
"Назвался груздем...",  тема не отпускает, как я ужом на сковороде ни извора-
чивался  от нее,  уползая в свою нору,  да где там.  Пишу, уважаемые, не  для
вас,  листайте дальше, а для себя и о своем.  Кому-нибудь надо?  Вот и я того
же мнения,  так что не заморачивайтесь, листайте. А я вынужден продолжить
поиск   своих  ответов на свои же вопросы.  Почему  здесь и сейчас?  Да  все
проще  пареной репы, где его найдешь, слышащего  человека,  со слушающи-
ми-то беда,а уж слышащий вообще реликт, как скелет динозавра,  разве толь-
ко Алиса. А обмозговать, проговаривая осмыслить,  найти себя, свое  мнение,
как  опору, довести его до убеждения, до точки,  позволяющей опрокидывать
миры, нужда гонит! Другой вопрос - зачем публикую? Но ответ так же прост-
потому что без обратной  связи: без  лайков,  комментариев, всей  этой  куку-
шечье-петушачьей ярмарки тщеславия. Короче говоря,идеальное место  пона-
прягать извилины и усовершенствовать речевой аппарат. Но,признаться,  я в
большом  замешательстве  перед грандиозностью задачи.  Где сокровищница
тысячелетней  мудрости в сияющей белизне храмов и позолоте  куполов пра-
вославия,  а где ты,ничтожный червь с убогим,с горошину, интеллектом.  Ку-
да ты лезешь?  Но видим,что-то в человеческой природе заставляет лезть  на
рожон,  овладевая  неприступными  крепостями и вершинами  непознанного.
И  первое, что хотелось бы понять,  почему меня, червя,  никак не вдохновля-
ет   дорога  душевных  мук  покаяния  на  пути  к  вечной  жизни  в  райских
кущах  царствия  небесного.  Может  быть, потому,  что я там уже был и был
изгнан в мир плотских  грехов.  Зачем мне туда возвращаться,  с кровью  сди-
рая с себе  греховную  плоть, чтобы потом жить в вечном страхе вновь  стать
изгоем?  Конечно,  можно  понять человека,  загнанного в угол,  испытываю-
щего  невыносимые  страдания душевных или телесных  мук,  хватающегося
за  любую  соломинку и готового идти куда угодно в надежде избавления. И, 
слава  богу,  такой  путь  есть в лоне  христианской  церкви как  эвакуацион-
ный,  для  нештатных  ситуаций.  А где же  обычный,  повседневный?  Пути
культового  преклонения  в  молитве,  посте и милостыне мне мало,  он  для
души.  А я хочу веры!  для  ума.  Возникает  каверзный  вопрос - а  обладает
ли верой,  открыта ли она самой  церкви  или  потерялась  на  тысячелетнем
пути,  затопталась  толпами  богомольцев,  растворилась   в  толкованиях  и
культовом  служении?   Вопрос,  остающийся  без  ответа.  Вся   библейская
мудрость  обращена к чувствам,  к душе человека, но общеизвестно, что  ре-
лигиозные тексты неоднозначны,  многослойны,  трудны для  прочтения,  а,
тем  более, для понимания,требующие толкования  религиозным  сознанием.
Но где гарантии, что предлагаемое изложение  смысла  верно,  истинно,  не
искажено в угоду чьих-то небезкорыстных интересов, как  история,  своими 
мифами обслуживающая интересы власть  имущих  элит.  Почему  я,  червь,
должен слепо доверять слову  пастыря,  мнению  церкви?  Только  лишь  из
уважения к ее тысячелетней  истории,  многовековым  традициям,  незыбле-
мости  догм,  длинному  перечню  Святых и Великомучеников  или  потому,
что  слово  пастыря  обращено ко всем,  имеющим слух,  в том  числе  и  ко
мне,  червю,  в отличие от остального человечества, глубоко  безразличного
к моим   органам  чувств,  вкупе и по отдельности?  Наверное,  для  слепой
веры,  добровольного  подчинения церковному уставу  ради обуздания  пло-
ти, ее   греховных страстей, вышеперечисленного  вполне  достаточно.  Но
какое все это имеет отношение к вере истинной,  не  обременяющей  душу
ради  усмирения  плоти,  а  освобождающей  человеческий  дух из  цепких
объятий  греховной  жизни,  открывающей  духовный  путь  преображения
освобожденной  личности,  вводящей ее в восхитительный  мир  всеобъем-
лющей  любви Бога - Отца  к своим  творениям,  пропитывая  ею  каждую
частицу  освобожденного  разума  и  наполняя  все  существо  светлой  ра-
достью и возносящим  счастьем?  Причем  это   душевное  состояние  пере-
живал  каждый  человек  в  своей  жизни:  в  раннем  детстве  в   любящих
объятиях  матери  или на крепких  надежных  руках отца,  и позже,  на  ло-
не природы,  в минуту особого  душевного  состояния  слияния,  воссоеди-
нения  со  всем миром.  Человечество с каждым  годом,  днем  наращивает
скорость   своего   цивилизационного  развития,   приближается  к  овладе-
нию   тайн   вечной   жизни,  искусственного  интеллекта,  цифровизации
сознания  и  это,  по-моему,  естественным образом  приводит к тому,  что
некоторые  христианские  идеи  становятся довольно потускневшими,  но,
к счастью,  далеко  не  все. Другие,  наоборот, становятся  ближе и востре-
бованней.  Я  имею в  виду  православную  идею  соборности - духовного
единения,   по  образу  единого  Бога - Отца,   единства   Святой  Троицы,
идею  гениально  простую  по  сути и бесконечно  сложную  в  осознании,
которая даже такого червя, как   я,  приводит  в  состояние  вдохновенной
эйфории.  Не  могу судить   о всем христианском вероучении,  но  правос-
лавная   идея  соборности,  вытекающая из догмата  о  Пресвятой  Троице,
с   безусловной    очевидностью  открывает  эволюционную  перспективу 
развития  человечества.    Мое   очередное крамольное  убеждение  состо-
ит  в  том,   что  сам  мыслительный  орган  человека  воплощает    своей
структурой  основопологающий   догмат  христианского  вероучени - три-
единство   подсознания,   личностного (субъективного) сознания  и  "чис-
того"  разума,  единство их ипостасей  в  глубине речевого  центра (сплав
души, ума  и  творчества),  этого начала начал  мыслящего  человека,  жи-
вотворящий источник цивилизации. "В начале было Слово"- не  об  этом
ли говорит Иоанн в своем Евангелии?

Церковь  веками ограничивала свое влияние паствой, узким кругом  при-
хожан,  по  словам  Соловьева людьми"не от мира сего",  обремененными
тяготами мирской жизни.  Не пора ли это влияние расширять,  осознавая,
наконец,  свои  цивилизационные истоки, открывая свои  духовные  сок-
ровищницы тем,"кто чувствует себя хорошо в этом мире", увидев  в  них
не "заблудших овец",  а божий промысел, воспроизводящий  образ  и  по-
добие Творца, неся миру Его всеобъемлющую любовь  и  свет  истинной 
веры, став человечеству духовным проводником,  а  не его авторитарным
поводырем!  И, наконец, о главном, о вере!  Я искренне  убежден  в  том,
что  к  вере  невозможно прийти в толпе "слепых",  ведомой  поводырем,
знающим  к  ней дорогу.  Это его иллюзия  или  корыстный  умысел,  по-
скольку  к  вере нет проторенного пути. Она открывается или нет в сугу-
бо  интимном  процессе ее поиска, где у каждого ищущего своя и только
своя дорога  без  попутчиков и сопровождения.Это тернистый  путь оди-
нокого  духа,  у  которого  есть  только  начало,  а  конец скрыт  тайнами
"высшего" мира, но начало здесь, под ногами у любого и каждого.
               
_____________________ Дерзайте! И бог вам в помощь!


Рецензии