Паровозик на Мужвай

     Давно это было. В 30 км от Ижевска, по направлению Нылгинского тракта, с громким рокотом летел вертолёт. Он кружил над лесом, над сменяющимися полями, и с земли казалось, что сидящие в нём люди кого-то искали. Так и было, только искали они не кого-то. Они рассматривали  с высоты местность, пытаясь найти неповторимое, красивое, оригинальное, удобное место для будущего садового массива.
     С тех пор прошло более 40 лет. Пассажирами того самого вертолёта, среди которых были люди из руководящего состава Ижевского машиностроительного завода, и было выбрано неповторимое место будущего легендарного садового массива, назвали который «Мужвай». Название было дано в честь протекающей неподалёку речушки Мужвайки. Протекает эта речка в Завьяловском районе Удмуртской Республики. Её длина составляет 29 км. Около реки расположена деревня Можвай, неподалёку от которой вскоре началась подготовка местности к будущей дачной территории. Площадь массива была большая, участков планировалось множество. Они нарезались небольшие, в основном по 3 сотки. Купила участок там и наша семья.
Строительство домов и облагораживание почвы не заставило себя ждать. С раннего утра и до позднего вечера стучали топоры, повизгивали пилы, было шумно и весело. Домики вырастали, на участках появлялись плодовые деревья. Дома строились одноэтажные и двухэтажные, окна украшались наличниками, раскрашенными в разные цвета.  Воздух был очень чистый и свежий. С краю от массива подготовили достаточно большую площадь, на которой должен в будущем был появиться местный пруд. Планов и надежд у всех на отдых и будущий урожай было много.
    Вот только добираться до Мужвая было не просто. Дорога отсутствовала. Её строительство, конечно началось, но до того момента, когда по ней смог бы проехать первый транспорт, было ещё далеко. Массив располагался от тракта почти в шести километрах. Добраться от города до поворота с тракта, ведущего на массив, было возможно на рейсовых автобусах. А дальше – только пешком. Но, так как дороги ещё не было, идти приходилось по лесной тропинке, справа от которой, метрах в пяти, прокладывалась будущая дорога. Прокладывали её удивительно. Рабочие складывали в  ряды длинные круглые брёвна, рядышком, плотно друг к другу. Такая дорога существует до сих пор, на протяжении всех километров от тракта до массива. Сверху брёвна засыпались щебнем, землёй, потом укатывались. В будущем планировали сверху положить асфальт, но его нет на дороге и сегодня.
    Первый поход до массива я помню очень хорошо. За спиной – детский рюкзак, впереди и сзади – идущие туристы, так все себя называли. Сначала дорога вела прямо, затем – под горку, а вот потом шагали долго в гору и вот тут она начинала казаться очень длинной и сложной.  На деревьях щебетали птицы, прыгали белки – всё это скрашивало долгий путь. Бывало, что к дороге выходили лоси, мы видели их не один раз. Но всегда, замерев на секунду, лоси разворачивались и исчезали в чаще леса.
    Домик наш построил мой дед.  Бревенчатый, большой, красивый. На участке со временем появились кусты крыжовника, красной, чёрной и белой смородины, облепихи. Весной благоухали яблони, вишни. Клубника на грядках в те годы вырастала просто огромная, красная, сочная и ароматная.
    Летом мы часто ходили в лес, на малиновые делянки. Малины в июле поспевало очень много.  Собирали лесные орехи, грибы, травы. Подружились со многими соседями. Все любили заглядывать  друг к другу в гости, угощали, помогали, советовали, поддерживали.
    А добираться в огород и обратно было по-прежнему сложно. Урожай носили на себе: в вёдрах, корзинах, рюкзаках. Когда дорога была готова, движение рейсового автобуса прямо до массива не осуществлялось, «туристы» всё так же ходили пешком. Кто-то начал приобретать машины, мотоциклы.
    Но был ещё один путь на Мужвай, который навсегда останется  в моей памяти. Длинная бревенчатая дорога расположилась с восточной стороны массива, а с западной был лес. Массив окружал деревянный забор. И вот от этого забора, метрах в ста с западной стороны, пролегала узкоколейная железная дорога - «узкоколейка», как её тогда называли. По ней ходили так называемые раньше паровозики -«Кукушки».
  Это была первая узкоколейная ветка, сданная в эксплуатацию в 1910г. (Ижевск – Мужвай). Тогда она использовалась для подвоза леса на заводские склады деревообрабатывающего завода, так как Ижевскому заводу требовались дерево и уголь.
   Дорога была проложена от завода в городе до деревни Можвай, её протяженность составляла 18,4 км. Дорога имела ширину вдвое меньшую, чем обычные – 750 мм (стандартной ширина колеи считалась - 1524 мм). Узкоколейный путь и построить было легче, и эксплуатировать проще: рельсы, локомотивы и вагоны имели меньшие габариты и вес. Проложить узкоколейную железную дорогу (УЖД) в экстренном случае возможно без отсыпки грунтового балласта, прямо по шпалам на грунте.
   В 1914 году Мужвайская железнодорожная ветка была удлинена на 31 км и была переименована в Постольскую железную дорогу. Из года в год потребность в древесине увеличивалась. Для её перевозки в больших объёмах, в республике началось строительство других веток железной дороги. У каждого пути были свои паровозы,  вагоны, разъезды, депо, стрелочные переводы и прочее хозяйство.
После 1960 года Постольская узкоколейная железная дорога утратила связь с Ижевскими заводами, её владельцем стал леспромхоз. Стало существовать регулярное пассажирское сообщение. Появились специальные пассажирские вагончики с окнами, скамейками, печками. Вот в таком маленьком узеньком поезде и довелось ездить Мужвайским дачникам.
   О том, что можно добираться по узкоколейной дороге на паровозике до города, сначала знали не все. Но слухи передавались от соседа к соседу, дошли и до нас. Моё первое путешествие состоялось ранним утром в июле. Паровозик начинал посадку пассажиров на станции Постол, а затем  в деревне Можвай, в семь утра. Деревня находится примерно в часе ходьбы от дачного массива. С бабушкой и дедом мы встали в пять часов утра. Солнце уже улыбалось. На траве была сверкающая утренняя роса.  Нам предстояло позавтракать, собрать клубнику, а потом успеть на паровозик. Ягод было много: одна больше и спелей другой. Управившись, мы собрались и пешком отправились в путь. Прошагав от домика до забора, который окружал массив, а потом и до узкоколейки, стало казаться, что ягоды в вёдрах становятся всё тяжелее. Но предстояло идти ещё до деревни. Шли прямо по шпалам, так как дорожки рядом не было. Впереди нас уже шли люди, и сзади были слышны голоса. Я перепрыгивала через шпалу, и дорога от этого мне казалось, летит быстрее и интереснее. Когда показалась деревня, время приближалось к семи часам утра. Вот и паровозик: маленький, зелёного цвета, с несколькими крошечными узкими вагончиками. А народу ожидало его уже так много, что было не понятно, как все поместятся. Когда разрешили посадку, люди полезли, толкаясь, кто куда, даже в окна. Кто-то старался успеть занять место на скамеечках, кто-то просто поместиться в вагоне. Но всем мест не хватило, и некоторые мужчины умудрились залезть на крыши и ехали там. В вагончиках были небольшие печки-буржуйки, которыми отапливались вагоны. Так мы и доехали до Лесозавода в городе. Это была незабываемая поездка. До сих пор перед глазами стоят люди, которые пытались в вагоны попасть в окна. Но, когда ехали, все были весёлые, кто-то шутил, а кто-то даже пел.

По узеньким рельсам пыхтел паровоз,
Он дачников с полными вёдрами вёз.
А в вёдрах: огурчики и помидоры,
Клубники, малины красные горы,
И, главное, ехать нравилось всем,
Казалось не тесно, не душно совсем,
Счастье дарила всем простота,
Даже стоять приходилось когда.
Поезд колечки из дыма пускал,
А Мужвай возвращения ждал.

   Такие вот удивительные были времена. Мы ездили ещё не раз на таком паровозике. Потом у нас появилась машина.
   О поездках на «Кукушках» рассказывали много разных случаев. Про людей, которые ездили на крыше, как крокодил Гена в мультфильме, пели и играли на гармошке. О том, что как-то раз вагончики сошли с рельс и опрокинулись. Чего только не случалось. Но эти маленькие узенькие вагончики навсегда сохранились в моей памяти: запах дров, дымок, печки-буржуйки, вёдра с ягодами, песни и улыбки…
    Регулярное движение по узкоколейной железной дороге прекратилось примерно, как описывают разные источники, в 1997 году. Мы были на этой линии в 2002 году, она была почти вся разобрана, а её длинный узкий тянущийся след, зарастал летом травой, но был ещё различим. Теперь уже, конечно, его хранит только память тех, кто с ним встречался по-настоящему. После оказались разобраны и все остальные ветки узкоколейных железных дорог в республике.
    Узкоколейная железная дорога нашего маршрута сегодня осталась только в истории и в воспоминаниях.  Она принесла много пользы при  перевозке леса, и для перевозки нас, туристов, с дачного массива «Мужвай». На территории массива с каждым годом наблюдается всё больше заброшенных домов, всё реже слышен стук топора или звон пилы. Совсем не так весело и шумно, как раньше. Туда не ходят паровозики, и до сих пор не ведёт асфальтированная дорога, но там по-прежнему поют птицы, там волшебный чистый неповторимый воздух, величественный лес со своими тайнами. А главное, в этом удивительном месте живёт история этого массива, как настоящего легендарного городка. Эту историю никогда не смоют дожди, не унесут ветра. А мы будем заглядывать, на летний огонёк звёзд, освещающий Мужвай, и будем помнить.


/Из литературного сборника ЛИТО "Прикосновение" Ижевск 2020г./


Рецензии