Судьба гения

Говорят, 29-летний Шостакович пострадал за то, что, слушая в 1936 г. его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» (написана в 1930-1932, поставлена в Ленинграде и в Москве в 1934 под названием «Катерина Измайлова»), Сталин увидел на сцене огромную кровать, услышал, как ему показалось, неприличные звуки и глубоко возмутился.

https://youtu.be/8o-tHIVZm30

Полагаю, вождь был прежде всего оскорблен содержанием оперы, в которой усмотрел намек на бытовавшие в ту пору сплетни об убийстве им своей жены Надежды Аллилуевой.

Опера подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.

После статей «Правды» большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии №4 (впервые она была исполнена в 1961). Опера «Катерина Измайлова» была "реабилитирована" на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936.

Сейчас музыку Дмитрия Дмитриевича слушают во всем мире: по количеству исполнений он занимает пятое место, опередив Чайковского и Рахманинова и уступив таким корифеям, как Моцарт, Бетховен, Брамс и Малер.

Aug. 14th, 2007 at 6:00 PM


Рецензии