Махну рукой, отсюда уходя Памяти Марины Шапиро

Махну рукой, отсюда уходя  Памяти Марины Шапиро

http://stihi.ru/avtor/kuraga


Когда уходят замечательные поэты, меняются не только их портреты, как отмечала А.А.Ахматова, но  совсем по-другому воспринимаются их стихотворения, знакомые, любимые, родные, они становятся другими.
Я сразу вспомнила стихотворение «Дыши», которое Марина поставила на последней странице  удивительного сборника «Насквозь».
Там каждое стихотворение – шедевр,  текст, расположенный  в особом пространстве, где все живет и дышит, и шрифт подобран так, что легко читать на  вечере поэзии. Но  посмотрите на это стихотворение сегодня - до мурашек, по-другому и не скажешь, а в свете последних событий – особенно – это завещание всем нам, оставшимся на этом свете

Д Ы Ш И
Марина Шапиро
Прозрачное плетение дождя
Протянуто меж облаком и домом.
Махну рукой, отсюда уходя,
Стихами пережИтыми ведома.

Неосторожно что-то написать,
Прочувствовать и перевоплотиться
В тяжёлую предгрозовую прядь,
Бросающую тень на ваши лица.

Смотрите вверх, не опускайте глаз.
Я к вам сорвусь и молнией, и громом,
Стиха дождём — дыши в последний раз,
Теперь мы окончательно знакомы.
http://stihi.ru/2008/08/01/443

К великому  сожалению сегодня нам остается только вспоминать Марину, не имея возможности больше пообщаться с ней, обсудить самое  важное, послушать стихотворения.  Хорошо, что остались записи, это очень важно для всех нас.
А ведь как замечательно все начиналось в 2012 году, когда в эфире появились «Вечерние стихи». И рядом с Игорем Царевым была  Марина Шапиро.
Это потом я узнала о том, что  не случайна была их встреча на  передаче, они и в жизни были знакомы, а как иначе «Шапировские вечера» в Доме архитекторов под своей крышей собирали лучших из лучших и руководила всем этим процессом  именно Марина. Люди, атмосфера, Слово, современная поэзия в лучших ее проявлениях – там было все, что  редко можно встретить в  дорогой нашей столице.
Даже объявления о вечерах особенные, теплые и светлые, влекущие туда всех, кто к поэзии не равнодушен

Я сразу поняла, что   все это действо больше похоже на литературный салон золотого века, там  тоже была примерно такая обстановка, такие люди, такие поэты…Уникальность и самобытность их нам еще предстоит только оценить. И все, кто туда заглянул, кто читал свои стихи, слушал собратьев по перу,  не дадут мне соврать.  Марина  ставила свое имя в названии как знак качества того, что будет происходить там.

Но лично я  впервые увидела Марину на экране монитора в  передаче «Вечерние стихи», где она была сначала одним из трех авторов, а потом стала экспертом.
Что удивило, поразило, врезалось в память с первого взгляда – удивительная энергетика и человека и  стихотворений, которые она читала. Даже на слух они не были похожи ни на какие другие. Четкое построение текста, работа над словом такая, какая и филологам не снилась, а она архитектор, что сразу чувствуется, стремление донести до каждого  свой текст, невероятная широта души и  желание помочь другим, распахнуть мир творчества, и хранить то, что  успели создать поэты.  В этом смысле Марина, конечно, была Хранителем, каких очень мало в мире.
Сразу вспоминается пример с Ф.И.Тютчевым, который разбрасывал, забывал свои стихи среди каких-то документов, и не придавал значения  написанному.  Так вот с Мариной – противоположный случай, она  хранила не только свои тексты – прекрасные и восхитительные, но и  чужие, если, они конечно стоили того. Об этом свидетельствует все, что она делала  в литературном пространстве.

Став экспертом в передаче,  она очень бережно относилась ко всем  поэтам, стараясь  оградить, защитить от ярости   критиков. Просто подбодрить добрым словом, высказать свое  мнение по поводу, подсказать, очень деликатно, только в личной переписке, подбирая те самые слова, которые не покажутся обидными.
Конечно, это многолетний опыт работы с поэтами, но это и личные человеческие качества, которые нельзя приобрести, они либо есть, либо их нет у человека.
Полюбили мы Марину сразу,  еще пока находясь по другую сторону экрана,  и провели в ее компании столько восхитительных вечеров. И она нас всех знала, не боялась выходить в чат, где были свои тролли, часто не терпимые и агрессивные. Она  отстаивала свое мнение, никого и ничего не боялась, потому что понимала как это важно для  тех поэтов, которые сами не могли  за себя постоять, с поэтами такое  случается часто, а с большими поэтами особенно – они беззащитны перед всеми нападками,  завистью, злостью.

Работа кипела не шуточная в студии и за ее пределами в те дни, если бы не апрель 2013 года, когда внезапно ушел И.В.Царев, то это был бы другой мир и другая жизнь для всех нас.

В том апреле жизнь разделилась на до и после, и снова всю энергию Марина направила на что, чтобы сохранить память, помочь Ирине Борисовне и всем нам это пережить. И не просто пережить, но попытаться сохранить память,  устроить конкурсы, вечера- уж здесь она была незаменима  совершенно.
Как забыть ноябрь 2014 года, когда подводились итоги первого конкурса им. И.Царева « Пятая стихия». Он  подарил нам личную встречу с Мариной в уютной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова, где собрались все  «царевцы», конечно же, была и Марина – близкий и родной человек, вот тогда она и подарила мне книгу «Насквозь».
Уже в поезде  по дороге домой я погружалась в ее стихотворения, чтобы продлить очарование от встречи. Оформленные в книгу, они звучали иначе, они были другими. Очень хорошо помню те впечатления.
И конечно, этой встречи никогда не забыть, то тепло, те слова, те улыбки, планы на будущее – ведь все было только в самом начале, работа, которая еще только  предстояла  семь лет назад…

И хотя повод для встречи оказался не самым веселым, но такие люди, как  Марина  Шапиро и Игорь Царев, они не дают нам грустить, они заполняют этот мир работой, творчеством, поэзией, и точно печаль становится светла.

Сегодня убеждаюсь в том, что  когда человек уходит, изменяются его стихотворения. Последнее, опубликованное на странице  Марины, почитайте внимательно
Пока не решаюсь...

Марина Шапиро
До дальнего края мира
от ближнего, если он есть,
теснится моя квартира,
и нет ничего окрест.

Мне было бы одиноко,
но изредка, видит Бог,
извилистая дорога
призывно лизнёт порог.

Однако не успеваю
ни выйти, ни упорхнуть
наружу, на воздух — знаю —
дорОгой указан путь.

Стоит чемодан у двери,
и ключ теребит рука,
но страшно себе поверить
пока ещё...
           Жду' пока.

Ведь это что-то удивительное по своей мощи, перекликающееся со знаменитыми  Лермнотовскими   строчками  «Выхожу  один я на дорогу».
Но хочу подчеркнуть, что  Марину вряд ли можно отнести к какой-то поэтической школе и системе.  Она сама по себе, она ни на кого не похожа и ни  с кем несравнима, таким был О.Мандельштам, который тоже, кстати, не чужд был именно архитектурного построения своих стихотворений, и много внимания уделял городам и зданиям и эпохам.

Архитектор по образованию  и  стилю жизни Марина Шапиро строила свои тексты более тонко, глубоко, страстно и неповторимо, и даже  читая свои стихотворения, она старалась выделить отдельные слова, смыслы, обратить внимание, показать эти особенности порядка слов и смыслов, что отличает настоящего поэта от всех остальных творцов..

Ловлю себя на том, что продолжаю беседовать с ней, вспоминаю, прислушиваюсь, оглядываясь, «смотрю вверх, не опуская глаз» - и  понимаю, что она не ушла, знаменитое Булгаковское  «Я ухожу, но я вернусь» очень органично и для нее тоже, она живет во всех тех поэтах, кто был на ее вечерах и чувствовал себя там невероятно комфортно, просто по другому  в салоне Марины быть и не могло, там где живет и дышит поэзия по-другому и не бывает… И в наших душах остается тот  свет, та радость, тот восторг, который подарила нам  Марина.

Она была очень счастливым человеком, потому что занималась любимым делом и столько успела сделать  ДЛЯ  ДРУГИХ, и частичка света есть в каждом, кто оказался, пусть и на миг, с нею рядом…

Пока  мы живы, мы помним и любим нашу Марину -  поэта и Хранителя поэзии.


Рецензии