дневники... О справедливости

дневники...


"А люди всё роптали и роптали,
  А люди справедливости хотят:
  "Мы в очереди первыми стояли,
    А те, кто сзади нас, уже едят!"
    ___________      В.С. Высоцкий


Приступая к осмыслению очередной и,конечно,вселенской темы,как по глубине
своих истоков,так и по  своему основополагающему значению,занимаемому как
в жизни социума, так и в сознании каждого из нас, - теме справедливости, хочу
в  который надоедливый раз подчеркнуть свой дилетантизм, ни  на  что, дальше
своего  носа, не претендующий,  и  тем не менее,  а  в этом я уверен, имеющего
неоспоримое  преимущество  перед  остекленевшим  взглядом и императивным
мнением профессионала - носителя объективного знания,лишенного вкуса и за-
паха субъективного восприятия. Да,я не сторонник индуктивного метода позна-
ния, мне ближе дедукция, в которой мартышкин труд заменяется на откровение 
или заблуждение, что тоже, к сожалению, не исключено.  Но ближе к поднятой
теме: и первое, что поражает - как глубоко этот феномен уходит  корнями  в  ис-
торию  человечества,  влияя на цивилизацию с самой ее колыбели.  Справедли-
вость как понятие значительно старше всех мировых  религий,  она лежит в ос-
новании первобытных сообществ, она сама себя, подлинность своей истиннос-
ти, доказывалана протяжении тысячелетий самой историей человечества,и это
впечатляет,  нет  слов.  Второе: еще поразительнее то,  что нет ее письменного
первоисточника.  Конечно,  она  присутствует  в  религиозных   манускриптах,
светских судебниках, сводах, положениях,  но откуда  она  там  появилась?  Из
очевидного,общепринятого и признаваемого понимания ее объективных истин.
И, наконец,третье: ее удивительнейшая особенность в том что Справедливость
- это объективное понятие, поскольку объективно  воспринимается  субъектив-
ным  сознанием,  как таблица умножения,  а это однозначно свидетельствует о
том,  что  Справедливость, как и физиологическая способность человека  овла-
деть речью,  является генетически закрепленной, врожденной, видовой особен-
ностью человека! Именно она, эта видовая особенность объясняет, что человек
не осознает Справедливость, ему это не надо, он ее ощущает,  как собственное
дыхание,  как цвет и запах окружающего  мира,  и,  говоря  физиологическими
терминами,  Справедливость  стала,  и уже очень давно, одним из безусловных
рефлексов человека, его врожденной к ней предрасположенностью. Восприни-
мая  ее  как чувство,  чувство справедливости,  человек на уровне физиологии
безошибочно ощущает ее возможные состояния.

Когда в статьях, рассматривающих понятие справедливости, встречаю ее  опре-
деления, как некие санкции, правила, своды, то не понимаю,  кто  кого опреде-
ляет. Характерный пример индуктивного мышления - от частного к общему,  но
в данном случае общее - Справедливость - либо будет присутствовать в санкци-
ях и проч., и тогда она неощутима, либо нет, отзываясь болью в душах людей.
Санкции являются причиной, а никак не определением. Еще одно определение:
Справедливость - это воздаяние, соразмерное поступку, и опять чушь, наруша-
ющая причинно-следственную связь: сначала деньги, потом стулья.  Как может
справедливое воздаяние быть определением Справедливости, когда оно являет-
ся ее следствием. Подводя промежуточный итог хочу попробовать сформулиро-
вать свое определение справедливости. Справедливость - это врожденная спо-
собность субъективного сознания человека объективно воспринимать  некото-
рые константы видового сознания, утраченного в ходе эволюции,  одной из ко-
торых является чувство справедливости. Обращаю внимание на слово констан-
та: чувство справедливости, как цвет зелени,неба, вкус морской соли, постоян-
но и неизменно. Оно не требует определения, его невозможно осознать, а толь-
ко ощутить! В тоже время чувство справедливости,  имея  негативно - эмоцио-
нальное содержание, возникающее в результате нарушения видовой константы
(попрания)  вызывает  рефлекторную реакцию,  в последующем осознаваемую 
как желание, направленную на устранение негативных ощущений.  Вся эта де-
тализация, на мой  неискушенный взгляд, этот палеогенетический поведенчес-
кий механизм, отлаженный в доисторическую эпоху видового сознания, вкупе
с генетически закрепленной  речевой способностью человека убедительно оп-
ровергает широко распространенное мнение о стохастическом возникновении
нашей цивилизации. Чушь,  полная чушь,  уважаемые господа интеллектуалы.
Мы органично встроены в эволюционный процесс биогенеза,  являемся неотъ-
емлемой его частью,  который,  в свою очередь,  столь же органично  является
фазой, ступенью эволюционного развития материи.

Возвращаясь из высших сфер в русло своего  осмысления  феномена  справед-
ливости как явления,  нельзя не замечать того обстоятельства,  что этот безус-
ловный поведенческий императив,как Константа древнего видового сознания, 
стал естественным стволом, на котором появились условные  (приобретенные)
ветви морали, нравственности, права, со своими плодами устоев,  принципов,
норм. Справедливость, как наднациональное оплодотворяющее начало,  вызва-
ла к жизни мировые  религии, управляла эволюцией общественно-экономичес-
ких формаций и совершенствовала управленческие рычаги институтов власти,
общественных структур самоуправления, судебно-правовых систем, наполняет
содержанием  и смыслом конституции народов мира.  Именно она является не-
рушимыми  скрепами  человечества.  Продолжая отмечать уникальные особен-
ности этого феномена, конечно, необходимо отметить впечатляющее свойство, 
заключающееся в его социально  ориентированном  контексте,  который на бе-
зусловной основе воспринят  человеческим "эго". Парадоксально! Эгоизм,  бе-
зусловно признающий ценности социума. И если не приоритетно,  но призна-
ющий! Безусловно, а эгоистичность субъекта всегда условна, привнесена опы-
том.  Кстати, замечательный факт,  показывающий, что социум - единственно
возможная,генетически закрепленная форма существования вида. Говоря о со-
циальном  характере этого императива, необходимо отметить своеобразие  его
действия на уровне личностных взаимоотношений,  реализующих такое поня-
тие,  как свобода личности,  из  множества определений которой  мне  ближе
тезис М.А.Бакунина: "Свобода одного заканчивается там, где начинается  сво-
бода другого". Но здесь необходимо понимать два момента: личностное  само-
сознание не является безусловным, так же, как и свобода личности, они  фор-
мируются в процессе опытного познавания; второй момент напрямую связан
со структурой видового сознания древних  людей, в котором восприятие сво-
ей индивидуальности (самосознание) либо вообще отсутствовало, либо нахо-
дилось на стадии формирования. Понятия субъекта,  его личной свободы  не-
могли возникнуть и, следовательно, в императиве справедливости они  прос-
то отсутствуют, но, тем не менее, опосредованно, в сферу его ответственнос-
ти входят, и несправедливость в отношении субъекта воспринимается как ее
попрание в отношении всего вида.

Переходя  от  особенностей  Справедливости к ее внутреннему содержанию,
уповаю на сравнительный анализ этого оплодотворяющего начала с его пло-
дами, и первое, что бросается в глаза - повязка на глазах Фемиды(Юстиции),
олицетворяющей Право,  тогда как Справедливость смотрит на жизнь широ-
ко раскрытыми глазами, оперируя фактами,а не наставлениями, заповедями,
составляющими суть других плодов: морали и нравственности, устанавлива-
ющихт императив поведения в виде правил и запретов.  С начала новой эры
религиозное духовенство проповедует идеи Нового Завета, учение Христа о
любви,  всепрощении,  покаянии - духовные ценности,  в общем-то, усвоен-
ные  человечеством в виде этики,  но  приоритет  по-прежнему  на  стороне
Справедливости. Несмотря на явные преимущества морали и нравственнос-
ти  перед основополагающим началом,  поскольку направлены  на  опереже-
ние,  несмотря на логику всепрощения,  предполагающую, что  муки раская-
ния являются воздаянием,  уводя человечество от старозаветного  императи-
ва мести "око за око", несмотря на само понятие покаяния, напрочь  отсутст-
вующее в древневидовом кондуите  Справедливости,  человечество  упорно
держится  за  реликтовое  чувство.  И причина этого становится  очевидной,
если вглядеться в закрытые глаза Фемиды,  олицетворяющие не ее бесприст-
растность, как принято считать, а ее нежелание замечать неравенство перед
законом.  Основанием,  древним  фундаментом  Справедливости служит ра-
венство-многовековая мечта современного человечества,мечта не о равенст-
ве материальных благ, которое в виде ленинско-сталинского воплощения
оказалось утопией, не о социальном равноправии - декларативном лозунге
политического популизма, а о безусловном равенстве всех и каждого перед
законом, являющееся сутью Справедливости, этого реликтового памятника
древних эпох!  Для наших предков это было  настолько  естественно и при-
вычно, что сумело генетически закрепиться у их потомков. Потрясающе! И
ситуация в ближайшие века вряд ли изменится.

Теперь, кажется, я готов сформулировать, нет, не определение, внятное оп-
ределение не удавалось выдающимся умам, куда уж мне, а без конкретики,
так,  как понимаю,  как чувствую этот древний императив,  главный закон 
добиблейской жизни,основанный на абсолютном и безусловном равенстве
всех частей, составляющих  целое,и суть которого в деяниях во благо цело-
го,  где целое и часть суть одного и где любые  исключения есть  попрание
основного закона.  Простенько,  скажете, только нам вот до этой простоты
еще шагать и шагать.

Не  привожу в качестве  доказательной  базы всего вышеизложенного  при-
меры,  из  которых соткана вся история человечества, поскольку не считаю
гипотетического читателя глупее себя.

      _____________________    Вот так как-то!    ____________________


Рецензии