дневники... О русской идее

дневники...
               

Умом - Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
                Ф.И.Тютчев


Предваряя  основную тему моего повествования, хочу изложить в качестве пре-
дисловия свое видение, понимание некоторых особенностей русской души, вы-
ражающихся в том, что русский человек, общество во все времена жило идеей:
при царе-батюшке-идеей самодержавия, воплощенной самим государственным
флагом  России,  впервые поднятым на фрегате "Орел", построенном  по указу
Алексея Тишайшего, второго царя из династии Романовых, отца Петра I и поз-
же  называвшегося: "За  веру,  царя  и  отечество";  после   апокалипсиса  1917г.,
разорвавшего  страну на кровоточащие фрагменты,  русский  человек с искале-
ченной душой,а нередко и плотью,  стал жить новой идеей - идеей социализма,
много что ему обещавшей,  олицетворением которой сначала был  сатый  Отец
народов,  а  позже - кучка малообразованных склеротиков  "Политбюро", такая
кремлевская  тусовка,  свято  соблюдающая девственную чистоту господствую-
щей идеологии. И не русского человека в том вина, а его большая беда,что эта
идея социализма в своем стерилизованном виде,не сумевшая воплотить в себе
последнее  гениальное откровение своего творца - В.И. Ленина, наполняющее
идею социализма эволюционной энергией диалектического развития, реализо-
ванное в 1921г. в виде НЭПа,просуществовавшего 10 лет,из которых половина
ушла на бюрократические процедуры и проволочки, оказалась,  и вполне зако-
номерно,утопией, с оглушающим, на весь мир,треском лопнувшей в конце ХХ
века; и сейчас,  на протяжении двадцати лет нового тысячелетия, может  быть,
впервые  за свою многовековую историю у русского человека такой  идеи  нет.
Понятно,что не идея социализма победила в смертельной схватке идею нацио-
нал-социализма.Здесь русский дух сломал хребет духу германскому,  не смотря
на чудовищные людские потери, вопреки  маниакально  кровавым   стараниям
своего  нищего умом и с трудом говорящего по-русски Вождя и Отца  народов.
Не  Сталин  сидел  в  генах  русских  героев,  а   многовековая  судьба   народа.
Сталин-лишь обложка,плакат на стене,символ верховной власти   временщика-
бессмысленной и беспощадной.История народа пишется не временщиками  ли-
бо насилующими его душу,либо любящими,заботливо ее оберегающими.Но это
в лихие времена тяжелых испытаний,народной беды, просыпается мощь  народ-
ного духа. А в мирной, повседневной жизни, чтобы чувствовать локоть  соседа,
дыхание социума, нужна,как его скрепы, идея. А такой идеи ни в Конституции,
списанной с конституций западных  демократий и определяющей  Россию  как
демократическую республику,со своим гарантом и главнокомандующим в лице
Президента, ни в парламентских партиях,занятых внутрипартийным  идеологи-
ческим словоблудием,ни в многочисленных посланиях,обращениях Президента
нет, и, как я понимаю,не предвидится. Но дело в том, что Россия, и это уже на-
било оскомину повторять,  отличается как от Запада с его безыдейным  полити-
ческим фасадом и спекулятивными технологиями, так и от Востока, с его   иде-
ологическими рефлексами и слепым плагиатом.Русскому человеку нужна идея,
нет новых-дайте старую, проверенную временем на крепость,цельность.  А без
нее  русский мир топчется, как мужик с похмела, не знающий,  что  делать:  то
ли утопиться,то ли похмелиться. Оставим,в конце концов,политические элиты,
а  возьмем  немца, у которого на генетическом  уровне  закреплена  идея  собст-
венного  хозяйства,  у  англосакса  идея: мой  дом - моя  крепость,  у  француза-
ну,  тут  естественно Cherchez la femme и  т.д., а  вот русскому не повезло,  вер-
нее сказать, что и здесь проявилось уникальное своеобразие  русской   натуры,
выражающееся  в  исключительной  особенности его идеи - идеи  собственной
исключительности, не превосходства,если бы,  а вот такой,ядрена мать, особен-
ности. И в отличие от остальных национальных идей,замкнутых на самих себя,
самодостаточных, идея русского направлена на постоянный поиск своих новых
особенностей и доказательств уже имеющихся. С точки зрения эволюции вида
такая пластичность внутреннего мира, гибкость самосознания имеет  безуслов-
ное преимущество перед всеми остальными,"что русскому  хорошо,  то  немцу-
смерть",  но с точки зрения его взаимоотношения с государственным,  общест-
венно-экономическим  строем национальная идея, лишенная самодостаточнос-
ти,  явно проигрывает. Поясняю!  Немцу по барабану  идеология   государства,
лишь бы она не вставляла палки в его телегу,здесь национальная  идея  в виде
патриархального уклада  сосуществует с идеологией  государственной  власти,
каждая в своих сферах,  дополняя,  либо  не  мешая друг  другу,  а  у  русского
такой телеги нет, а национальная идея гонит  вперед, к  неизбежному  выбору:
либо  принимать  всей душой  идеологию  режима и  под  звонкую  маршевую
песню занять свое место в строю, либо в толпе каторжан двигаться пешим  хо-
дом по древнему Владимирскому тракту.Самое в этом интересное то, что  рус-
ского  человека с его врожденной соборностью эта ситуация вполне  устраива-
ет. "Либо грудь в крестах,либо голова в кустах"- не в контексте,но абсолютное
попадание по содержанию! Но это только внешняя оболочка, первый уровень,
и если  есть очевидное понимание сути русской идеи, то вот ее смысл  уходит
в глубину моих дальнейших дилетантских поисков!

И их продолжение начну с поиска смысла типичных национальных идей боль-
шинства  народов мира, где отражено все разнообразие вековых  патриархаль-
ных укладов и традиций в  их  национальном   колорите,  унифицированный
смысл  которых скрыт в мелодичном слове аутентификация: аутентификация
как самого себя (самоаутентификация), так и аутентификация сидящего  нап-
ротив субъекта.Из чего следует очевидный вывод: смысл национальной идеи
в установлении внутриродовых,  племенных связей и распознавание  чужака,
идентификация себя в социуме.  Разобравшись с народами мира,  перехожу к
основной теме и застываю перед неожиданным вопросом если русская собор-
ность  является  неотъемлемой частью русской  души,  то почему бы  ей и не
стать русской идеей? Красивая, но беспочвенная мысль,  и ответ простой: со-
борность  предполагает видовое единение,   а не родовое единство.  Почувст-
вуйте, как говорится, разницу! Русской душе все народы - братья навек!  Это
национальная особенность,  а не идея.  А нужна аутентификация рода. Но! И
вот  здесь начинаю медленно понимать,  что видовое  единение  не отрицает
родового единства, а  наоборот, что самобытность русского человека, доходя-
щая до исключительности- это ни о чем,  пока не наполнено конкретным  со-
держанием и, наконец, что это содержание столь разнообразно,  что не позво-
ляет что-то из него выделить, как приоритетное, основное,  способное вопло-
тить собой русскую идею. Все это наталкивает на мысль, что у русского,  т.е.
у меня,  да! да!  все не как у людей: у его национальной  идеи не только  суть
нетипична,  так еще и смысл не нащупывается, потому что не очевиден.  Ну,
дела!  Но,  кажется, появился, забрезжил свет в конце тоннеля-глубже  копай,
глубже!  И вот из глубины веков появляется термин "великоросс",  напомина-
ющий,что матушку-Россию испокон веков населяли многочисленные народы
и малые народности.О какой родовой аутентификации здесь может идти речь?
У каждого своя.  А русская идея - что-то среднее между ними, как температу-
ра по больнице? Попав впросак,понимаю, что здесь, на Руси,  понятие  наци-
ональности не имеет этнических корней, слово-то есть, но если с этническим
содержанием, то это о частном, а не о целом, так же,  как понятие русский  с
тождественным ему российским.Нет российского языка,как и русского флага.
Русский флот под российским флагом.  Запутался в  этой  русско-российской
каше.Умом-то понимаю, но как из нее найти логический выход? А он в смыс-
ловых акцентах,в контексте."Лыко да мочало -начинай сначала". Господи, как
все это по-нашему, по-русски, без немецкой основательности,английского со-
вершенства,  французского изящества,  а  "как бог на душу положит" взяли и
полетели в космос,  который год американцев  на закорках  туда таскаем.  Ну,
страна, ну, народ!  Совсем выбился из колеи своих поисков русской идеи.

Искать ее, свою колею, можно длинным, кружным путем,  который сам по се-
бе  интересен и может стать темой  отдельных откровений с самим собой,  но
сейчас, "взявшись за гуж" и обнаружив на пути семантический клубок из рус-
ско-российское сути, ничего не остается, как его распутывать, в чем поможет
понимание, что семантика слова, не знаю как вообще, но конкретно здесь, за-
висит  от контекста, в котором оно применяется, т.е. контекст  определяет  се-
мантику.  А по-русски говоря, не влезая в еще большие дебри традиционного,
общепринятого,  исторически  обусловленного,  официального,  письменного,
устного, разговорно-бытового и т.д., черт ногу сломает ,стилей и языков,  рус-
ская  идея  своей  идиомой  означает концепцию самосознания  великороссов-
исторически объединенной  группы этносов, населявших европейскую  часть
России. Ну, ты смотри, вывезла старая кляча! Концепция, лишенная  этничес-
кой составляющей,ее нетипичный, кто бы в этом сомневался, характер прояв-
ляется в ее основном недостатке - невозможности самореализоваться,  уже ра-
нее упоминавшемся и являющемся безусловным,  поскольку  определяется не
сутью концепции (идеи), а ее наднациональной природой.

Вот он - грааль истины, родимый источник русскости, объясняющий всю зага-
дочность  и  неповторимость  России,  уникальность ее народа,  исключитель-
ность ее истории.Как все становится ладно подогнано и взаимосвязано,"любо-
дорого смотреть", и вера своя, православная, и крестимся-то по своему,справа,
и Мавзолей, и Кремль с Царь-пушкой да Царь-колоколом,мать моя родная, без
конца и края,  Диснейленд отдыхает!
Определившись  с  истоками всего,ь в том числе и русской идеи  исключитель-
ности,уникальной самобытности русского человека, продолжая поиск решения
проблем, не до конца раскрытых и понятых, одна из которых напрямую связана
с русской идеей в связи ее несамодостаточностью и,  как следствие, несамореа-
лизуемостью, а вторая - это проблема родовой т.е. российской аутентификации,
прихожу к удивительному  выводу,  что их решения сходятся в одной точке,  но
есть варианты, зависящие от интеллекта,воспитания, социальной среды и проч.,
т.е.  от субъективного восприятия человека, опыта его познания.  Но поскольку
это все-таки частности, я буду держаться столбовой дороги социума. Если идео-
логия власти для большинства народов особого значения не представляет, пока
не берет за горло,  народ занят своей национальной идеей,  то в России идеоло-
гия власти жизненно необходима социуму, она входит в его ментальность,через
нее осуществляется аутентификация рода и утверждается русская  идея.

Остается  только поражаться прозорливости гения Ленина,  сумевшего сто лет
назад  на  этой жизненной необходимости русского  народа  удержать  власть в
России,где гегемон революции в лице пролетариата сыграл роль запевалы,кап-
суля  револьверной  гильзы  и  не более, а чуть позже вступила в свои права и
русская идея: ну как же, строим невиданное государство, райские сады. Хитер
был Ильич, ой, хитер.  Это наглядный пример правоты  историков-профессио-
налов в том, что история никогда не носит случайный характер,  и если социа-
лизму суждено было реализоваться,  то это могло произойти  только в России,
более  того,  Россия  была обречена на него в силу сложившихся исторически
обусловленных обстоятельств,в которых ни поражение в русско-японской вой-
не, ни затянувшаяся Первая мировая уже не играли ключевых ролей, а спуско-
вым крючком,точкой отсчета конца империи стало 14 декабря 1825 года, когда
золотая  молодежь общества, высшего света, не чета сегодняшней тусовочной
швали,  а что ж вы хотели, какие отцы: "Вор на воре, вором погоняет.",  такие
и детки, вывела свои полки на заснеженную Сенатскую площадь, пытаясь  из-
менить историю своей Отчизны, чтобы она, Россия, гоголевской птицей трой-
кой с коренной идеей  государственной власти,  со своими пристяжными: рус-
ской идеей и русской соборностью - "разметнулась на полсвета...необгонимая
тройка... Дымом дымится под тобою дорога... и,  косясь,  постораниваются  и
дают ей дорогу другие народы  и государства...". Такой она мне видится, и та-
кой она мне нравится. Только, ба! А где она, коренная-то, где пасется, почему
не впрягли! Ехать-то едет абы как, но куда? Вот вопрос!

________________    Ау! Москва? Ау!! Кремль? Ау!!! Путин?

И,  на десерт, думским говорунам и президентской свите не могу не заявить о
своей  позиции  в  решении проблемы регулярного осквернения могил наших
героев на земле иностранных государств.  Наши деды воевали и клали там го-
ловы не за шляхту, мадьяр или чехов,  а за Родину, свой народ и достойны  на-
родной памяти не меньше, чем павшие герои под Ржевом, Прохоровкой, Крас-
ным Бором,где лежит мой сорокалетний дед Архипов Михаил Анисимович, и
поэтому кончайте  брызгать  слюнями  негодования  и возмущения с думских
трибун и кремлевских апартаментов,  прикрывая свое бессилие и малодушие
необходимостью сохранения исторической правды, народ ее помнит, а создай-
те  государственную  структуру  по  реализации государственной программы
возвращения останков народных героев на родную землю. И лично Президен-
ту - чего, Отец родной,  для этого не хватает: ума - набери толковых  советни-
ков, политической воли - проведи референдум, денег - скажи, на святое дело
русский  человек  последнее  отдаст,  здесь   одним обнародованием  архивов
проблему не решишь, понимаешь ли? А нет, так обернись, спроси у отцов-ос-
нователей - люди толковые, плохого не посоветуют.  А так, надуваясь гневом
"как мышь на крупу",рассылать ноты протестов - не к лицу великой державе.
Где оскверняют, оттуда и начинать, ия уверен, что деды не возражали бы!

         ____________________    Тогда кто против?   ___________________


Рецензии