КрымДок IV 23 октября

23.09.21

«Железная ирония», 2021, Россия, реж. О. Лаптева, 13 мин,
О другой ипостаси художника-иллюстратора Андрея Бисти. О Бисти – скульпторе. Собирает он отслужившую утварь и делает из неё скульптуры. В груде металла, только взглянув - видит художественный образ и воплощает его, как бы высвобождая из плена.

Р/S  Было у крымских художников здание на улице Серова, в котором проходили их выставки. Все могли посмотреть картины бесплатно. Могли купить понравившуюся работу. Были у художников мастерские на улице Ладынина. Пытались директора оформить здания по российским законам, да только документы всё время возвращались. Когда-то это здание на Серова было главпочтамтом, пришедшим в негодность. Почтамт переселили в новое, а это отдали художникам, которые своими руками восстанавливали здание, клали мрамор, красили стены… Теперь здание отняли, и посмотрите, как скоро его удастся оформить другим – «нужным людям». И документы их примут, и разрешение на эксплуатацию подпишут, и всё у них будет по закону! Только по какому? По человеческому ли?

«Илья Репин в Самарской Луке», 2020, Россия, реж. В. Гармашова, 54 мин.
О путешествии наших передвижников по Волге в 1870 году. О жизни в селе Ширяево, где художники попытались нарисовать деревенских девочек, заплатив им по пятачку, чтобы сидели смирно. Но тут же прибежали бабы, отняли у детей деньги, бросили в пыль и ругались. Ругались так, как нигде!
Дать себя нарисовать – грех! Это всё равно, что продаться дьяволу.
Потом собралось всё село и попыталось изгнать художников. Предоставленное разрешение – силы не возымело, т.к. никто в селе не мог читать. К исходу дня, доставленный писарь прочёл листок, а кто-то увидел печать. И только тогда, когда прозвучало «Императорский» - толпа стихла и, понурив головы, разошлась.
А Репин искал живописные образы для своих «Бурлаков на Волге».
Ведь не из своей прихоти старался художник, а именно великий князь Владимир Александрович заказал ему эту картину. И вот долгожданная встреча. Нашёл! Канин! То, что нужно, но нет у бурлака времени на позирование, разве что на обратном пути, во время обеда…
Не тратили люди время, ибо, тяжело поработав сезон, можно было заработать на дом, жениться, обзавестись хозяйством. Крайний левый – Воронков. Его потомок даёт интервью. Очень похож на своего предка.
А в Самаре есть памятник картине. Идут бурлаки, тянут лямку. И самое главное, что обижались власти на художника, что опорочил их тем, что увековечил не новшества, а рабский труд, когда почти все корабли уже были на машинной тяге. А бурлачество было просто отживающим атавизмом.
Неравнодушные жители решили создать в своём селе музей. Мать и дочь Португальские нашли избу, которую снимали художники, оборудовали комнату старыми предметами утвари. А в 2000 году музей посетил В.В.Путин. Приятно, когда есть в сёлах энтузиасты, когда есть кому рассказать об истории своего села.


«Тонино Гуэрра: Навстречу солнцу», 2020, Россия/Италия, реж. Д. Золотов, 26 мин.
О сценаристе, писавшем сценарии к фильмам Феллини. Из картинок создан мультфильм. Немного смешной, немного грустный.

«Крым: Terra Incognita», 2021, Россия, реж. С. Дебижев, 20 мин,
Об итальянце, обосновавшемся в Крыму. Ландшафты и природа которого - напоминает итальянскую. Здесь он нашёл свою любимую. Здесь появились сын и дочь, причём оба родились 7 октября, как и Путин… У него у гостиницы «Ялта» ларёк с мороженым ручного изготовления.
В 8 веке генуэзцы обосновались в Крыму, сменив венецианцев. В 14 веке построили Чембалу – Балаклаву; Воспору – Керчь; Солдайю – Судак; Каффу - Феодосию.  Но, впоследствии были изгнаны турками.
Князь Владимир принял в Крыму для Руси христианскую веру. А в Ливадийском дворце на конференции задумана и создана ООН.
Приятно, что об истории Крыма рассказывает человек, который полюбил его, как родину.

«Крымчане», 2020, Россия, реж. Т. Кравченко, 44 мин,
Попала на конец фильма, где Эльмира Налбантова рассказывает о крымско-татарском ансамбле «Хайтарма». Рассказывает, как создаются новые танцы. Когда из глубины веков узнают о предметах, с которыми танцевали крымские татары. Так был создан танец с ложками и танец на деревянных ботинках-скамеечках.  О том, что крымчане гордятся ансамблем. Ансамбль – действительно хороший. Девушки – красивые. Все – молодцы! Удачи.

«Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Петр Ионович Губонин», 2021, реж. Э. Баклашова, 90 мин,
Четверть всех российских железных дорог было построено этим когда-то крепостным мужиком. Завещал ему родственник каменоломни. А удивительный талант предпринимателя позволил заслужить ему признание императора и всех, кто знал о нём, кому он дал работу, кров, образование.

В 1858 году он выкупил семью из крепостничества. Он строил железные дороги, выигрывая патент на их строительство. Московско-Курская, Орловско-Витебская, Оренбургская, Уральская, Лозово-Севастопольская, Борисо-Глебская.
Скупал леса, по предполагаемому пути, вырубал просеку, из древесины изготавливал шпалы высшего качества, для насыпи использовал камни свого карьера, выпускал свои рельсы, получал премии за экономию миллионов рублей и на эти премии строил инфраструктуру, вокзалы, кафе, гостиницы.

На пути в Севастополь пришлось прорубать 6 туннелей. Умный Губонин ставил русских и татар на разные концы туннеля, обещая особо отметить победителей. Соцсоревнование именно он придумал. И после ввода дороги в эксплуатацию Крым ожил, расцвёл.

Губонин спас промышленный Урал от кризиса. Промышленники не успевали за короткое лето отправлять грузы и произведённые товары. По Чусовой сплав шёл только месяц… На эту дорогу пришлось вложить Петру Ионовичу 5 миллионов своих рублей. Оказалось, что весь путь – сплошные мосты и туннели. За такое самоотверженное служение России даровал царь Губонину дворянский титул и начертал на его гербе девиз «Не себе, а родине»

Построил Петр Ионович Брянский машиностроительный завод, дав работу тысячам голодающих. Некрасов писал:
«А ныне у Губонина дают ржаного хлебушка,
Жую, не нажуюсь».
Пять тысяч рабочих нашли работу у Губонина.

С 1873 по 1888 года на продукции губонинских заводов стоял герб России, как подтверждение высшего качества. Его рельсы можно было свернуть в дугу без единой трещины. На заводе была столовая, библиотека, футбольная команда, больница.
На его заводах выпускались дизели для кораблей. Он владел компанией по транспортировке нефтепродуктов. На его комбинате работал Д.И.Менделеев. Он занимался очисткой нефти. Она разлагалась на фракции.

В 1878 году выставка в Москве. В железнодорожном павильоне продавали живую рыбу, доставленную по губонинской железной дороге в цистернах. Кстати в качестве рекламы по всей Москве продавали женские платки со схемой выставки. Сняла, развернула, нашла нужный павильон на карте и иди, наслаждайся достижениями.

П.И. основал в Москве комиссаровское училище. По фамилии человека, который отвёл руку стрелявшего в царя.
Часто просили люди стать его крёстным своим народившимся малышам и, как истинный христианин оберегал Губонин девочек, обеспечивая наследством, а мальчикам давал профессию. Оплачивал обучение.

27 лет был старостой собора Параскевы Пятницы. Сделал там отопление. Когда увидел красивейшее паникадило, купил его, перевёз, снял крышу собора, чтобы установить это паникадило. Принимал участие в украшении и ремонте Исаакиевского собора, собора Христа спасителя, Петро-Павловского собора.
Дал деньги на восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

И ещё одно прикосновение к Крыму. Решил Губонин сделать Гурзуф курортом популярнее Ялты. Построил в нём 7 гостиниц, аптеку, водопровод, почту, телеграф, заложил широкие улицы, убрал берега реки в гранитное ложе. Пригласил архитектора Теребенева и возвышаются до сих пор над морем резные терема – санатории и дома отдыха.

Не нравилось ему, что едут русские отдыхать за границу, вывозят туда деньги. И было в его номерах то, чего не было нигде. Было электричество, канализация, водопровод и ванны с морской водой. Окружали гостиницы парки с фонтанами и скульптурами, росли в парках экзотические растения, заказанные в ботаническом саду. А увидев в Вене фонтан «Ночь» заказал П.И. себе такой же, но только освещался он ночью четырьмя прожекторами. А парк был – для всех и пускали туда не за деньги, как сейчас…

Построил храм в Гурзуфе из мрамора с подсветкой. Да только в советское время мешали колокола отдыхать и лечиться новоявленным хозяевам жизни… И даже то, что крест светился, и лоции храма были нанесены на морские карты – не спасло храм. Разобрали.

Архитектор Краснов построил мечеть на деньги Губонина. Добро нужно делать – всем поровну.
Умер Губонин во сне. Завещал похоронить его в Гурзуфе. Венков было столько, что они не вместились в церковь Параскевы Пятницы. Везли его долго, на каждой станции люди хотели проститься, служили литургии. Последние километры были выстелены ветками и дубовый гроб несли на руках. В Гурзуфе отслужил ему литургию сам Иоанн Кронштадтский.

И если измерить талант и всё сотворённое Петром Ионовичем – кажется, что поцеловал его сам Господь Бог в макушку.


Рецензии
Власти бывают двух типов - как Губонин, которые развивают страну и как наши, которые выискивают где и что плохо лежит. Кинофестиваль, как в воду глядел! Просто про нас...

Татьяна Белова   14.10.2021 15:17     Заявить о нарушении