40-й конкурс Бодрого Духа. Дактилический
Отметил острый глаз Андрюшкин:
В десятом есть отсылка к Фету,
В двадцатом был героем Пушкин,
В тридцатом – Лермонтов, а в этом…
Скажу как есть, без выкрутасов:
Является большим поэтом,
Его фамилия Некрасов.
Ещё подмечу я глазасто,
За вклад поэту благодарный:
Он рифмой пользовался часто,
Где третий слог с конца ударный.
Да, дактилических созвучий
В его поэзии немало,
Поэтому и стих певучий…
Неправ Тургенев: ночевала!
--
Вообще, дактилическую рифму применяли до Некрасова и другие классики, например, Лермонтов.
Но закрепил её в русском стихе именно Некрасов.
Также замечу, что дактилические окончания строк – одна из основных отличительных черт простонародной поэзии.
Некрасов сильно расширил лексику русской поэзии, создал новую литературную речь.
До Серебряного века его считали не поэтом и антипоэтом…
Некрасов тяготеет к длинным словам, любит параллельные построения фраз и параллельные рифмы, они же – грамматические (совпадают грамматические формы). Например, «женская – деревенская».
Точная дактилическая рифма, как правило, однородная, с участием одинаковых частей речи.
Гораздо интереснее, когда зарифмованы разные части речи. Такая рифма называется разнородной. Встречается намного реже, зато она и ценнее.
Специально для конкурсного примера отрыл в двухтомнике Некрасова два четверостишия (см. иллюстрацию), где все рифмы дактилические разнородные!
«Приданое – нежданное» = сущ. + прил.,
«нашею – мамашею» = местоим. + сущ.,
«жалобы – достало бы» = сущ. + глаг. и частица,
«дёшево – хорошего» = нареч. + субст. сущ.
Как видите, всё реально. Николай Алексеевич смог, причём – в одном произведении!
Прекрасно понимаю, что для очень многих задача невыполнимая, но всё же спрошу: а вам слабо?
:-)
Пишем классическими метрами, как это мастерски делал Некрасов.
Кстати, Некрасов чаще других поэтов уделял внимание анапесту, амфибрахию и дактилю. До него русская поэзия, в основном, была зажата в ямбы и хореи.
Хотя конкурс я посвятил и Некрасову, не буду слишком стеснять участников. К тому же трёхсложными метрами писали в одном из недавних конкурсов, поэтому ямб и хорей тоже в формате.
Главное, не совмещать в одном тексте разные метры, скажем, в первой строке/строфе хорей, а во второй ямб.
И никаких логаэдов!
Вернусь к рифме. С архаичными окончаниями («нашею – мамашею») в наше время применять нежелательно.
Учитывая, что задача непростая, разрешу конкурсантам использовать и архаическую рифму, но только одну!
Уточню: имеется в виду рифма, куда входят два слова с архаичными окончаниями. Если в рифме только одно слово с устарелым окончанием, так можете рифмовать сколько угодно раз.
Разрешу и одну (не больше!) составную рифму – с участием местоимений и служебных частей речи («жалобы – достало бы»).
Однако если кто-то напишет без архаичной и составной рифм, порадует Бодрого Духа.
Иногда Некрасов делает отход в сторону не совсем классической рифмы, например, «воротом – городом», «гадину – рогатину», «досадуя – статуя». Но обратите внимание: в трёх примерах «т» и «д», которые близки по звуку, во втором случае рифма близка к богатой, т. к. совпал опорный предударный звук «г», а в третьем – рифма разнородная.
Не очень точную рифму в конкурсной работе применять допустимо, но её не должно быть много. И по точности она не должна уступать рифмам Некрасова.
Объясню ещё одну тонкость. Усечённых рифм вроде «маленьким – валенки», которая не является классической, у Некрасова не было, и в ваших стихах быть не должно.
Но есть среди усечённых рифм исключение – йотированная рифма: «маленький – валенки» – подобная рифма является классической и вполне подойдёт.
Резюмирую: все рифмы – дактилические, точные и разнородные! В этом фишка конкурсного задания.
• в дактилической – третий слог от конца ударный,
• в точной – все звуки после ударного совпадают (см., напр., стихотворное вступление к конкурсу),
• в разнородной – рифмуются разные части речи.
Мой пример:
Бодрого духа, читатели, здравствуйте!
В конкурсе Духа давайте участвуйте…
Рифма дактилическая, точная и разнородная.
Для плохо знающих русский язык объясню. В первом рифмующемся слове первое «в» не произносится. Рифмуются междометие и глагол.
Рифмы, которые привожу в качестве примеров, задействовать в конкурсной работе запрещено.
Старайтесь не повторять чужие авторские находки, а искать свои!
--
Итак, стартовал конкурс Бодрого Духа «Дактилическая рифма – точная и разнородная»!
Задание, прочие условия:
1. Написать стихотворение, где все рифмы дактилические.
Качество рифмы: разнородная, точная.
Возможна и близкая к точной (см. примеры выше):
а) когда рифмуются звонкие и глухие согласные, б) йотированная рифма.
Дополнительные требования к рифме:
• без повторов,
• без имён собственных,
• не примеры из конкурса,
• не тройная, не четверная…
2. Рифмовка: желательно парная, перекрёстная или кольцевая.
Ориентируемся на стиль Некрасова и не забываем об основном задании.
Если кто-то захочет, скажем, «треугольную» – пожалуйста! Главное, чтобы с дактилической рифмой и в выбранном вами размере она воспринималась гармонично.
3. Метр и размер:
• хорей, ямб – от трёх до пяти стоп,
• дактиль, амфибрахий, анапест – от двух до четырёх стоп.
4. Объём: 8–12 строк.
После долгих раздумий решил допустить объём 16 строк. Но с условием, что текст обязательно должен быть сюжетным, как стихи Некрасова.
Если кто-то напишет ещё длиннее, опус подвергнется обрезанию! «Щёлкают ножницы!» – как сказал бы Некрасов.
«Лучше меньше, да лучше» (Ленин).
5. Тема и жанр: на усмотрение автора.
Содержание серьёзное, лирика или ослабленный сюжет, можете попробовать написать в стиле Некрасова.
6. Конкурс анонимный. Запрещается публиковать стихотворения раньше подведения итогов и явно «засвечивать» своё участие.
7. Конкурсную работу, соответствующую условиям, нужно отправить на эл. адрес: andrejmedvedev@lenta.ru
В теле письма, а не в виде файла.
8. В заявке следует дать:
• название (не длинное!)
• конкурсный текст (без эпиграфов и сносок)
• ссылку на авторскую страницу
• в теме письма указать: «Дактилический»
Просьба к авторам: не спешите выслать ведущему самый первый, только что сочинённый вариант, берите пример с Некрасова, который переписывал любой свой текст по двадцать раз. До отправки как минимум внимательно прочитайте задание ещё раз, проверьте свою работу, все ли требования соблюдены, и исправьте недочёты.
9. До голосования автор принятого стихотворения имеет право вносить изменения, улучшая текст. Правка не должна нарушать формальные требования и прочие условия.
10. Приём ведётся, как в предыдущем конкурсе, пятьдесят дней. Либо до принятия 10 работ.
Второй этап – в первых числах декабря. Итоги 10 декабря, в день рождения Некрасова.
От автора – одно произведение. Никаких внеконкурсных!
11. Голосование с комментированием, для каждого участника – обязательно.
Рецензии конкурсантов будут размещены одновременно с технических страниц. Чтобы участники во время написания отзывов не подсматривали в чужие рецензии. И чтобы не могли изменить, а также удалить свою рецензию и комментарии других участников, в т. ч. замечания ведущего.
12. К участию не допускаются стихи не соответствующие условиям конкурса, откровенно слабые, с элементами плагиата, явная абракадабра. Также – шуточного, политического, чернушного, оскорбительного, пошлого, провокационного содержания.
13. Ведущий вправе отказать в участии пользователям, которые занимаются плагиатом, пропускают голосования, отказываются участвовать в рецензировании и обсуждении, удаляют рецензии и комментарии, нарушают правила сетевого этикета и т. д.
14. Ведущий может участвовать на общих основаниях, однако призы и места не присуждаются.
15. Изъявляя желание поучаствовать, автор автоматически соглашается с тем, что его сочинение (в случае принятия) будет размещено на втором этапе конкурса вместе с другими работами.
© Андрей Медведев (автор стихотворного вступления, обучающей заметки, задания, условий конкурса и ведущий)
--
Принято: ШЕСТЬ работ
Свидетельство о публикации №121101400004