Барак

Глава 12
  При ФЗУ была школа, им вместе со специальными предметами, давали школьное образование, можно было получит аттестат и идти учиться дальше. Девочки пошли в восьмой класс. Много они не пропустили. Однажды к ним подошла комсорг училища и спросила, почему они не стали на учёт, как комсомольцы. Лида ответила, что в детском доме не было комсомольской организации. А в школе, они не успели к осеннему приёму, так-как были на хлопке. Им предложили готовится к приёму в комсомол.  Они прошли, комсомольская организация ФЗУ, приняла их без вопросов. Они очень боялись комиссии в райкоме, но хорошо ответили на все вопросы. Появились две новые комсомолки, Лидия Ковальчук и Надежда Петрова. У Надежды- Брони, стали отрастать волосы. Она наконец сняла косынку и стала сверкать своей шевелюрой. Девочки в школе учились на отлично. Свободного времени почти- что не было. Жили на полном государственном обеспечении, и получали стипендию. В декабре 1944 года, с фронтов, приходили сводки о наступлениях и освобожденных городах. Настроение было приподнятое. Новы 1945 год, встречали с энтузиазмом, все надеялись на победу в этом году. Лида и Надя- Броня, как лучшие ученицы, получили пригласительные на встречу нового года в клубе завода. Девчонки обзавидовались.  Собирали на вечер, всей комнатой. Был прекрасный концерт, потом танцы. Вдруг Лида слышала знакомый голос:                - Лида?.                Около неё стоял Игорь.                – Я тебя всюду искал, думал, что тебя увезли в другой детский дом.                -Игорь,я не могу рассказать тебе всё. Может случиться беда.                К Лиде подошла Надежда- Броня.                - Быстро одевайся, мы уходим. Лида оглянулась на Игоря, и ничего не сказав, пошла за Надей- Броней. Броня увела её за дом культуры, в глубину парка, усадила на скамейку. Села рядом.                – Броня, что происходит?- Прошептала Лида.                - Сейчас увидишь.                Из   кустов  вынырнули Игорь и Казик.                - Девочки мы тут. Не бойтесь, никого нет, рассказывайте.                Девочки, захлёбываясь слезами, перебивая друг друга, рассказали им всё.                -Так девчонки, придёте в общежитие и расскажете подругам, что познакомились с двумя хорошими ребятами.                - А вы хорошие? -Сквозь слёзы спросила Лида.                - Да, мы очень хорошие. Мы несколько месяцев искали вас. Когда по городу пронёсся слух, что детдом вывозят, а директора арестовали. Мы проследили за машинами, которые вывозили детей. А вас тем не было. Зато мы видели Тимку, зарёванного. Мы угостили конвоиров сигаретами и расспросили, куда они везут, это вражье племя. Они нам сказали, что в город Богучар, это Воронежская область. Мы думаем, что его можно будет там найти, но пока, думать об этом рано. Значит так, мы с вами продолжаем встречаться, не появляться в местах, где можно встретить знакомых.                - А если встретим?                - Мы надеемся, что найдём такие места. Давайте мы вас проводим. Уже поздно, наступил 45 год.                Они дошли до общежития, распрощались и договорились, встретиться в выходной, на окраине города. Девочки полночи не спали. Лида думала о Тимке и родителях. Броня тоже тяжело вздыхала.                Тимка, в новогоднюю ночь не спал. Он сидел в карцере и плакать больше не мог, слёз не было. Он вспоминал, как попрощался с Лидой, как его, и других детей, полуголодных, привезли в какое-то странное здание, со сводчатыми потолками, маленькими окошками. Потом им сказали, что это бывший монастырь, там жили плохие люди, которые верили в Бога, которого нет. А теперь, здесь живут плохие дети. Его обрили наголо, повесили на грудь табличку с номером и сфотографировали. Потом, смазали пальцы, чем- то чёрным и велели приложить к бумаге. Кормили очень плохо. В здании была вечная сырость и холодно. А перед новым годом, он забрал лишнюю горбушку со стола, положил в карман и потихоньку съел. А воспитателю, захотелось сделать обыск и он в кармане нашёл крошки. Вот его и посадили в карцер, давали только воду. Он за несколько дней, так проголодался, что когда за ним пришли, он лежал без сознания. Его положили в изолятор, температура была 39 градусов, сказали, что воспаление лёгких. Он бредил и звал Лиду. Его чем- то кололи. Приходила нянечка, приносила горячую кашу или суп. Сажала его в кровати, привязывала руки и впихивала в рот, ложку за ложкой. Он не успевал глотать. Горячее выливалось и обжигало. В изоляторе, он пролежал неделю. Когда его выписали, Тимка был похож на приведение. С трудом вставал, с трудом жил. Была полная апатия, ему даже есть не хотелось. Но старшие ребята, его заставляли, они понимали в жизни немного больше чем Тимка. Все надеялись, что война вот- вот кончиться и за ними приедут родители. Это было единственное, что поддерживало детей в жизни. Мечты. Иногда , куда- то увозили подростков старше пятнадцати лет*, но остальные дети надеялись, что их нашли родители и за ними тоже скоро приедут Они только не знали, что эти мечты, затянуться ещё на много лет.
                **Если дети, старше 15 лет, вдруг демонстрировали антисоветские настроения, они передавались в лагеря для исправления. Как водится, в СССР крайне любили перекладывать ответственность, потому вполне могли привлечь по статье и воспитателя, который вовремя не донес на воспитанника. Подростки, которые попали в лагерную систему, а значит и в ГУЛАГ, были объединены в определенную группу заключенных. Причем, перед тем как попасть к месту заключения, дети этапировались точно также как и взрослые. Отличие было только в том, что детей везли отдельно от взрослых (зачем, если потом помещали в одни камеры) и при попытке к бегству по отношению к ним нельзя было применять оружие. Условия содержания несовершеннолетних в ГУЛАГе были такими же как и для всех. Нередко детей помещали в камеры вместе со всеми остальными пленниками. В таких условиях дети окончательно теряли веру и надежду на лучшее. Немудрено, что именно «малолетки» были самой жестокой категорией, которая так и не смогла вернуться к обычной жизни и состояться в ней. Большинство из них, не знавшие ничего кроме унижений и тюрьмы, становились криминальными элементами, чем лишь подтверждали теорию о детях «врагов народа».


Рецензии