Ооочень педагогичные методы... Ирина

 Сегодня попросили заменить флейтистку. Музыкальная школа в посёлке. Я их концертмейстер, всё по делу... Приходит ребенок.
-Играй этюд,- прошу.
-Через неделю сдавать.
-Наизусть? - в ужасе...
-Сколько тебе лет- спрашиваю. -Двенааадцать....
-На востоке замуж в двенадцать выдают,- говорю. -Знаешь, что надо будет делать?
Тишина в ответ...
-Муж скажет: суп вари, второе, а ты спросишь: наизусть?..
Не пианисты, думаю: две руки плюс нога на педали. Куда уж легче, однострочники...
Приходит следующий ребенок. Девять лет. Второй класс. -Этюд наизусть! - требую. Вижу, и по нотам-то еле-еле...
-Я не могууу запомнить...- говорит.
-Как зовут? - спрашиваю. -Ангелииина...Через полминуты обращаюсь: -Вероника...
-Я Ангелина, поправляет.
-Не могу запомнить, отвечаю. Ещё через минуту:
-Фрося...и т д. Короной,мол, болела, вот результат. Объясняю и улыбаюсь.
-А дорогу до школы-то запомнила, ребёнок?
-Да...
-Где холодильник на кухне, тоже помнишь?
-Да...
-Домой хочешь сегодня? -Да...
-Ну тогда,- говорю,- будем учить до утра, раз не можешь запомнить. Школа отапливается, я не спешу. К утру только выучим, раз не можешь запомнить. Либо быстренько концентрируемся, за урок выучиваем и дома повторяешь. И никакого "до утра", да?
 -Да! - обрадовалась. Попробовали учить: неритмично, криво-косо.  -Поздравляю,- говорю,- все вороны едут в поезде, моя осталась не перроне. Крыльями хлопает, думает, с чего начать... А поезд ушел, подружки уехали. Поезд-то, чух-чух, ритмично идёт. Давай топать!
 Господи, ооо!...Топать не можем ровно.
- Ладно, давай просто по ритму хлопать! Попробовали. Тормозим... Попробовали ноты называть, в текст глядя, - путаемся, выговорить не можем.
-Нет, говорю, не подходит. Есть такая примета: как играешь, такой и муж будет. Кривой, косой, заикастый. (Специально слово коверкаю.)  Хочешь?
- Нет, говорит, только не заикастый.
- Тогда давай просто помаршируем, как на параде. При этом только громко и радостно, хорошо? Это получилось.
-Супер, задание усложняется, говорю: нотки руками хлоп-хлоп, паузы ногами топ-топ! При этом ноты называем чётко и ясно, командным голосом. И положи на стол свою флейту. Начали. С раза двадцать пятого у двух слонов получилось всё.
 Теперь, говорю, ноты хлопаем, паузы топаем и проговариваем: бум-бум... А теперь на флейте...
-Смотри, говорю, вот и урок прошел, правда, и перемена тоже, но мы-то мы всё выучили. За час. И не произноси больше, что не можешь.
- Да, спрашивает? Уже урок прошёл? Так быстро?
 Да, думаю, сонная царевна с едва открывшимися глазами в начале урока и радостный слон в конце..
-Давай, говорю, подруге в Германию пошлём твоё видео. Очень она музыку любит. И детей маленьких. Около леса живёт.Я называю её Яга. Потренируйся на ней, потом не так страшно сдавать будет. Я, говорю, в колледже так детей тренирую: свет им выключаю, кашляю, мальчишек незнакомых зову, прошу их по классу ходить, форточки открывать, дирижировать, толкаться, смешить. А играющий не должен отвлекаться от музыки и образа. Может, и не очень педагогично, но после такого никто потом на сцене не боится. Тебе повезло ещё, говорю: только камера и моя Яга...
 И тут вспомнила свою виолончелистку...Чудесный педагог извиняется: никак не можем паузы выучить, четверть учим. В этом месте две паузы. Играем с ребенком, каждый раз путается. Педагог интеллигентнейший, расстраивается. Поворачиваюсь к ребенку: -Зайка, -говорю,- вот тут сыграла и дальше просто скажи про себя: бум-бум ... И все, продолжай играть. Начали, дошли до места, она вслух: бум-бум и спокойно дальше. Вижу изумленные глаза педагога. Так и играли: Моцарт,бум-бум, Моцарт...
Помню, был у меня мальчик. В шестом классе мне его отдали после другого педагога.
-Димка, ты будешь тут паузу делать? Все время прошу, и так, и сяк . Доходим до места-нет паузы. Всё, говорю, готовься, последнее триста пятьдесят десятое предупреждение.Беру ложку чайную, сейчас не будет паузы, мы её устроим : бемц по макушке. И так не совсем легенько будет,- обещаю. Но, вроде, как с юмором. Ребёнок хороший, поймет, надеюсь... Хватило одного раза, правда, тут же и извинилась. Но никогда больше с этой паузой не было проблем...
И вот сегодня думаю: что такое, большие же дети, нотки по нотам просто назвать не можем, как же мы в шесть лет сами программу разбирали-то? Мелкой моторикой, наверно, с ними никто не занимался, ни концентрации, ни речи, ни координации, ни реакции...
Помню, попросили позаниматься с выпускницей, педагог заболел. Виолончель опять. Даже не сидит , почти лежит...Откинувшись назад, еле пилит, ну как только ещё не падает?! Какие чувства, какая музыкальность? Пень в весенний день...Да нет, какое там, в раскалённый полдень!
-Убери, говорю, от меня подальше инструмент.
Обрадовалась, вижу.... -Танцевать будем. Танцевать-то умеешь?
- Не знаю, говорит.
-Сейчас узнаем. Будешь танцевать и по воздуху мне все красивые места с акцентами пальцами показывать. Чтоб было убедительно... пока не убедишь, будет урок. Считай, что не повезло тебе сегодня с учительницей.
 Раскачивались минут пятнадцать, еще пятнадцать уже старались, попами вертели обе, стучали ритм по столу по очереди. Она стучит, я танцую в ритм, потом наоборот.
-Мелодию поешь, а мой ритм стучишь. Потом при этом ещё танцевали. В конце урока я сообразила, что через стенку гипсокартона - кабинет завуча...Правда, она у нас потрясающая. Долго с ней потом смеялись...На следующем уроке педагог спрашивает
-Вы что,много играли?
-Вообще не играли почти, -отвечаю. Развлекались, скорее. Хоть проснулись немного...
 Ещё совсем недавно были другие детки. Чудеснейший мальчик Ванечка, столичная школа. Я ему читала стихотворение в различных вариантах "я вас любил", чтоб показать, как же по-разному можно выразить чувства в музыке. Он был в четвёртом классе. При последнем прочтении бухнулась на колени. Как-то перед конкурсом он мне сказал:
-Вы бы себя со стороны видели!
-Я и так представляю, - улыбаюсь.
 -Мне всё равно. Не в этом суть. Перед концертом в филармонии надо было много заниматься, я придумала завязывать ему глаза шарфом. Нужно было отрабатывать образы гонки машин и их аварии. Было очень прикольно. А когда попросили сыграть на семинаре для педагогов, то я говорю
- Представь: каникулы , они хотят отдохнуть, а их тащат на семинар. Ты должен захотеть им поднять настроение. Так с чувством изобразить аварию, а во второй пьеске так неожиданно сыграть кластеры, чтоб действительно стало страшно.
-Я понял,- говорит,- просто поднять им настроение. И в конце, с чувством рухнув на клавиши, долго не вставал. В зале раздался смех. Ребёнок вышел счастливый. Присутствовавшая в зале композитор потом мне сказала: -Я, прекрасно знающая свои произведения, знающая, что будут кластеры, подскочила и испугалась...так это было неожиданно. Я отвечаю
-Ну кто-то же хотел комнату ужасов...
И опять вспомнила ученицу. Колледж. Подходит педагог по цимбалам: поиграйте нам. У Ксюши с концертмейстером вражда. Почему, спрашиваю. Да вот, девочка неадекватная. В прошлый раз меня не было, та с ней занималась и говорит: бить тебя некому. А ей в ответ: -Да, представляю, вы бы хорошо смотрелись в кожаных трусах с плеткой. И больше концертмейстер не хочет идти на урок. И она не влюбилась в этого ребенка, спрашиваю? Я вам буду играть, говорю. Прихожу на урок. В процессе обращаюсь:зайка, как тебя зовут? Ответ таким колючим тоном:
-А какая разница? -Действительно, говорю, разницы особо и никакой. Я буду называть тебя Феклой. Давай, Фекла с этого места... и начинаю играть, ну ей пришлось вступить: музыка-то идет. Педагог на нас смотрит, улыбается, получилось, что вроде как та признала себя Феклой. После урока заходит в инструменталку сдавать цимбалы с однокурсницами, а я сижу там с подругой, и я с другого конца ей машу и так радостно...мол, как закричу сейчас Фекла при всех, ребенок сжался, а я ей: Ксюшенька, ставь сюда... Дальше мы с Ксюшенькой долго обожали друг друга. Выяснилось, что она рисует, пишет стихи. Сейчас это артистка нашего минского театра, давно уже не цимбалистка. Недавно попросила ее помочь другому нашему ребенку, чудеснейшей девочке при поступлении в институт с басней, стихом и  прозой  она помогла абсолютно бескорыстно.
Мама одной моей ученицы пожаловалась:выучила с ребёнком стих, а она постеснялась его рассказать в школе.
-Знаете, что бы я сделала? Я бы останавливала на улице прохожих, просила бы уделить мне минутку и учила бы ребёнка им декламировать. Я со своими учениками примерно так и делаю. Знаю, что многие смеются, но мне всё равно: дети очень меняются, это главное. Но начала бы всё-таки с домашних и знакомых...
...Может, и у этих сегодняшних  деток всё хорошо сложится?...Ирина.


Рецензии
Я за тебя рада и радуюсь вместе с тобой. Знаешь почему?)

Бабушка Ира   15.10.2021 12:56     Заявить о нарушении
А!!! Я думала, ты расстраиваешься вместе со мной! Сегодня в колледже приходит ребенок, руки болят, голова не соображает вообще. На первом курсе была звезда. Вот такой" локлад из жизни людей", правда, не животных, как ты любишь говорить. Ирина.

Валерий Бокун   15.10.2021 14:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.