Тело - Эмоции-разум, ну или Разум...

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Наш социум (воспитание) считает,что поступать нужно так, как говорит наше сознание, но на самом деле тело руководит нами на подсознательном уровне посылая те или иные импульсы; вот отчего   люди столь часто действуют не "Потому что", а "Вопреки" ...и отвечает за это наш "мозг рептилии".

На самом деле мы сильны только тогда, когда все три плана нашей психики сплавлены( соединены).Именно поэтому мы слышим:" Соберись"!

...За эмоции отвечает наш следующий мозг - мозг млекопитающего.Импульс( рептилия)  посылает импульс , мы бессознательно ( или бессовестно) совершаем тот или иной поступок , который получает эмоциональную окраску от нашего млекопитающего- мы счастливы, довольны...спасены  и так далее.

Однако человека, который не способен контролировать свое поведение, называют как минимум импульсивным, в этой связи Импульсивность —это черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля.

Происходит ли это под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний, или действует  возрастная особенность, когда  импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, все это  обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением.

При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учёта интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности.

При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.

Однако постоянно подавлять наши желания (первое впечатление ведь не зря считают самым верным, а уж  оно-то точно   продиктовано нашей древней и самой опытной  частью мозга, доставшейся нам от... рептилии.),- практически вредно, а порой и невыносимо.

Тело, разум,эмоции (дыхание,душа) -это равноценные части нашей психики. Если что-то не работает- мы начинаем разваливаться.

Менталитет же - (от лат. mens  — душа, дух (в более узком смысле — ум) —это  склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности...

Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал.


                ЧИСЛО  ДАНБАРА

Тут бы неплохо вспомнить про Число Данбара — которое указывает на  ограничение  количества постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать.

Стадные приматы отличаются сложным общественным поведением — они активно строят отношения с другими членами стаи, обычно с помощью груминга(уход за состоянием шерсти и так далее) 

Так вот...Данбар заметил зависимость между уровнем развития новой коры больших полушарий головного мозга и размером стаи у приматов.

 На основании данных по 38 родам приматов он вывел математическую зависимость между развитием неокортекса и размером стаи, и, основываясь на оценке развития человеческого мозга, предложил оценку оптимального размера человеческого стада. Для проверки своей теории Данбар обратился к данным антропологии.

Обращаем ваше внимание на показания археологов:

Средние размеры деревень традиционных поселений колеблются в предположенных им пределах. Кроме того, размеры неолитических поселений составляют до 200 человек.
 
Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет.
 
Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов».

Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная.

Иными словами речь идет о ЦЕННОСТЯХ, которые и объединяют "короля" с его подданными, а ценности определяет менталлитет...ближайших 200.)



                Правило одной капли крови


Чтобы усилить эффект осознания слова "ВОПРЕКИ" , предлагаю вам ознакомиться с еще одним понятием , относящимся к категории "Менталитет", оно носит название Менталитет колониальный.

Термин этот  использовался учеными-постколониалистами для обсуждения трансгенерационных эффектов колониализма, присутствующих в бывших колониях после деколонизации.

В психологии колониальный менталитет использовался для объяснения случаев коллективной депрессии, тревоги и других широко распространенных проблем психического здоровья в группах населения, переживших колонизацию.
Здесь доныне  сохраняются и действуют ( особенно в среде людей с расистскими взглядами) такие понятия как:

 "Правило одной капли крови"* и ..."Квартерон"**, как проявления остатков колониального менталитета на бытовом уровне.

 К ним  относятся:

- добровольная сегрегация*** жилья в некоторых городах США, -

-определённый дисбаланс в образовательной сфере,
 
-все ещё сохраняющееся среди людей с расистскими взглядами правило одной капли крови,как мы уже сказали, а также

-существование особого диалекта, распространённого среди афроамериканцев — эбоникс**** (Афроамериканский английский (чёрный английский, блэк-инглиш.особая разновидность английского языка, объединяющая признаки диалекта и социолекта. Является разговорным, а в некоторых случаях — и литературным языком афроамериканцев.Как и произношение, грамматика афроамериканского английского не имеет строгих стандартизирующих правил. Она, как правило, вариативна и допускает импровизацию в зависимости от желания говорящего.В романе Элис Уокер «Цвет пурпурный» особенности Black English представлены на двух уровнях.)


*Правило одной капли крови (англ. One-drop rule) — принцип социальной и правовой классификации населения, принятый в ряде штатов США в первой половине XX века. Согласно этому принципу человек с хотя бы одним чернокожим предком по отцовской или материнской линии («одна капля чёрной крови») должен был считаться чернокожим сам, независимо от его фактического цвета кожи — иначе говоря, он причислялся к группе, обозначаемой как «негры» (англ. Negro) или «цветные» (англ. colored).

Этот же принцип применялся и в отношении потомков от смешанных браков с индейцами; «правило одной капли крови» описывается как частный случай более общего принципа «происхождения по низшей расе ».

Правило одной капли крови было тесно связано с длинной историей межрасовых отношений на американском Юге, ввозом рабов из чёрной Африки и расовой сегрегацией даже после отмены рабства. Это правило было кодифицировано в законодательстве некоторых штатов в составе законов Джима Кроу, хотя и не было закреплёно на федеральном уровне; в 1960-х годах ряд таких законов, как закон Вирджинии о расовой чистоте 1924 года, был признан судами неконституционными и отменён.

Впервые с явлением крупномасштабных межрассовых половых контактов европейцы столкнулись в ходе колонизации Америки.
 Но если более терпимые католики (португальцы, испанцы и французы) в той или иной степени поощряли метисацию и смешение, то протестанты (британцы, голландцы и немцы) всячески противились этому.
Чтобы уменьшить соблазн, особенно ввиду нехватки белых женщин, дети от контактов с чёрными женщинами (мулаты) объявлялись ими такими же чёрными рабами, не заслуживающими никаких особых прав по сравнению со своими темнокожими африканскими собратьями.
Должно быть идея диагностики импульсивности с помощью   специальных тестов  и опросников принадлежит именно последним ( я имею ввиду протестантов).
В этой связи:

**Квартероном (от лат. quarta — четверть) —   называли человека в колониальной Америке, у которого один предок во втором поколении (дед, бабка) принадлежал к негроидной расе, то есть потомок мулатного и белого родителей.
 В настоящее время подобная терминология, основанная на количестве негритянской доли в крови, во многих регионах ассоциируется с эпохой расизма и считается отражением колониального менталитета
Судите сами каково это управление людьми с помощью колониального менталитета:
Согласно колониальному менталитету, престижность происхождения человека повышалась по мере понижения доли африканской крови:
Белые американцы США старались как можно больше дистанцироваться от людей с какой бы то ни было долей негритянской крови.
Негласный закон одной капли крови причисляет мулатов, квартеронов и квинтеронов к группе афроамериканцев.

Вот квалификация  этих групп по количеству "капель крови":

Негр — 100 % генов негроидной расы.
Мулат — половина генов — «чёрные», то есть 50 % «белой» и 50 % «чёрной» крови.
Квартерон — четверть генов — «чёрные», то есть 75 % «белой» и 25 % «чёрной» крови, то есть один из родителей мулат, а второй белый; среди второго поколения предков (дедов и бабок) один чёрный, а трое других — белые.
Окторон (то же, что квинтерон) — потомок квартерона и белого, то есть 87,5 % «белой» и 12,5 % «чёрной» крови.
Седецимион — потомок окторона и белого, то есть 93,75 % «белой» и 6,25 % «чёрной» крови.
Тригинтадуон — потомок седецимиона и белого, то есть 96,875 % «белой» и 3,125 % «чёрной» крови.

Метис — общее название потомков от межрасовых браков.

...У Александра Дюма-старшего — его бабка — негритянка, а дед — французский аристократ, маркиз Антуан Делиль Дави де ля Пайетри.

Однажды он ответил пытавшемуся задеть его этим недоброжелателю:
"Мой отец был мулатом, мой дед негром, а прадед — обезьяной. Видите, господин, моя семья начинается там, где ваша заканчивается"

(На самом же деле у Дюма никогда не было деда-негра, негритянкой была его бабка по отцу, рабыня и любовница его деда, маркиза де ла Пайетри.)


                ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Если в США, как до, так и после войны за независимость, белые американцы всегда составляли свыше 80 % населения, то ситуация в Латинской Америке была совершенно иной.

До начала XX века белые латиноамериканцы европейского происхождения составляли не более четверти населения любой латиноамериканской страны.
 Кроме того, большая их часть смешалась с чёрным и индейским населением, образовав многочисленные смешанные и переходные расы. Чёрное и коренное индейское население освоило испанский или португальский язык, смешавшись как с белыми колонистами, так и между собой.
 
Процесс интенсивной метисации позволил Бразилии, Мексике и другим латиноамериканским странам избежать сегрегации и поляризации общества по расовому признаку, как в США, где цветное население продолжало оставаться угнетённым меньшинством. Более того, многие чёрные и цветные рабы в Латинской Америке получали вольные грамоты от своих хозяев, часто вступая с ними и в интимные отношения.
Но эти процессы не смогли до конца вытеснить так называемую расовую иерархию в сознании большинства бразильцев. Белый цвет и европеоидные черты по-прежнему ассоциируются с высоким социальным статусом, а негроидные и индейские признаки — с бедностью и низким социальным статусом.


 
                Кватронка


     ( стихотворение Генри Лонгфелло)
   (русский перевод Михаила Михайлова).



Повесив праздно паруса,
Корабль в заливе ждал,
Чтоб месяц вышел в небеса
И вздулся темный вал.
5 Причалив к берегу в челне,
Рабочий люд следил,
Как аллигатор полз на дне
Улечься в мягкий ил.
А воздух вкруг благоухал
10 От трав и от цветов,
Как будто рай порой дышал
На этот мир грехов.
Плантатор в шалаше своем
Задумчиво курил.
15 Купец, прибывший с кораблем,
Окончить торг спешил.
Он молвил: «Не гостить привел
Я свой корабль в залив.
Я жду, чтоб месяц лишь взошел,
20 Да начался прилив».
В лице с предчувствием немым,
Робка и хороша,
Кватронка-девушка пред ним
Стояла чуть дыша.
25 Большие искрились глаза;
По груди молодой
Спускалась черная коса
До юбочки цветной.
Улыбки свет в лице у нее
30 Мерцал так свят и тих,
Как свет лампад в углу церквей
На лике у святых.
Плантатор думал: «Стар мой дом,
И проку нет в земле!»
35 Взглянул на девушку — потом
На деньги на столе.
В душе смущенной верх брала
То жадность, то любовь:
Он знал, чья страсть ей жизнь дала
40 И чья текла в ней кровь.
Но глубь души была черна:
Он не осилил зла —
И деньги взял. Тут вся она
Застыла, замерла.
45 И жертву новую свою
Купец повел с собой,
Чтоб быть ему в чужом краю
Наложницей, рабой...


                Эмоционально-чувственные процессы


Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).
Эмоции - субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма.
Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы - чувства...
Именно они, чувства,характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию.

Чувства в психологии - это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном.

Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:
· нравственные;
· интеллектуальные;
· эстетические.

1. В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

Сильным регулятором нравственного поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочное отношение индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.


2. В поведении человека большое значение имеют интеллектуальные чувства. Под ними понимают эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в разнообразных эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и т.п.

Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у одних замыслы надежно воплощаются в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

Все это не только логически осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных ситуаций возникают многообразные человеческие эмоции: положительные и отрицательные, глубокие и поверхностные.


3. Современное производство требует учитывать и эстетические чувства людей. В психических процессах возникают и проявляются отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Эмоционально-чувственные процессы оказывают огромное влияние на человека как личность и на его социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна".


                Волевые процессы


Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.
Воля - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
 
Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.
Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет.

Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.
Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.
Оно включает в себя три основных момента:

· выбор цели;

· составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

· выполнение самого действия.

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие. Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю.

Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

· одни ждут указаний, что и как делать;

· другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Автономность волевой активности называют самостоятельностью.
Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями.

Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм.

 Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения.

 И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.


Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность - это важное качество волевого человека.

Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения.

Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца.
Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство.

 В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание.

Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время.

Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.


Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения).

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием.

Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:


· начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

· чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);

· трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

· принятое решение должно быть исполнено до конца;

· отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;

· соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;

· систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;

· успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;

· для воспитания воли важно самовнушение.


                Психические состояния

                Классификация психических состояний.


Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.


При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

· Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

· Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

· Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.
Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

            
                Учебные психические состояния:
возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

                Спортивные психические состояния:

собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.

При этом все психические состояния делятся на:

· оптимальные

· стрессовые

· депрессивные

· внушенные


Оптимальные психические состояния - это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности.

Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний.

 Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности. На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны.


 Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре


Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности.

Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.


Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности.

Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности.

Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе.

Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.


Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором.

Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению).


Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Таким образом, психика как отражение объективной действительности отличается от всех других форм отражения тем, что она возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние.

Это выражается в том, что человек на основе личного опыта учитывает различные обстоятельства, планирует и проектирует свои отношения с окружающей средой.


Следующее, чем характеризуется психика, в отличие от всех других форм отражения, заключается в том, что она неотделима от человека и оказывает влияние на всю его жизнедеятельность. Ведь человеку далеко не безразлично, что и как отражать.

Отражая ту или иную часть действительности, человек испытывает на себе ее воздействие, так или иначе к ней относится и в зависимости от силы и содержания этого воздействия в организме происходят различные физиологические изменения. Человек может покраснеть или побледнеть, дышать свободно или с трудом и даже в необычно короткое время поседеть...


Психика, в отличие от всех других форм отражения, характеризуется еще и тем, что она является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности.

Психика человека - это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира.
Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует. Он может отражать и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Более того, человек отражает и то, что будет, что наступит.

Благодаря этому он ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними планирует свои действия на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текущего времени.


Психика во всех ее формах как отражение человеком объективной действительности по своей сущности - социальное явление, и, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное познание. Правда, у человека есть немало моментов познавательной деятельности, которые им не всегда и не при всех условиях полностью осознаются.

Это, например, смутные желания, имеющиеся, но не используемые в данный момент навыки и т. п. Однако решающим в жизнедеятельности человека все же  является сознание...наряду с импульсивностью)

Так, скорее всего, и появилась на свет  Рашида Джонс, например:

 Рашида Джонс  —  американская актриса, режиссёр, сценарист и продюсер.
Её отец известный афроамериканский музыкант Куинси Джонс с Тикарскими, английскими и валлийскими корнями, а мать — еврейка-ашкенази (потомок еврейских иммигрантов из России и Латвии).

(Должно быть рептилия в теле еврейки-ашкенази, среди которых встречаются очень тяжелые наследственные заболевания, знала что нужно делать,чтобы спастись от тяжелой  наследственности,хотя ментальные  уровни  накладывают на такие браки табу.)


                А теперь о мозге:


В традиционной концепции считается, что кора головного мозга играет наиболее важную роль в «более высоких» функциях мозга, таких как познание и поведенческая регуляция, в то время как подкорковые структуры считаются играющими подчиненные роли или вообще не задействованными в этих функциях

. Она разделяет головной мозг человека на три части:

-древний глубинный «рептилий мозг»,
 
-средний (промежуточный) — «лимбическая система» и

-высший, отвечающий за сознание «неокортекс».

Новая кора (синонимы: неокортекс, изокортекс; лат. neocortex) — это  новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга, имеет толщину 2—4 миллиметра и отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление, речь у людей.

Английский антрополог Робин Данбар обнаружил, что размер неокортекса линейно коррелирует с количеством поддерживаемых постоянных социальных связей
(Число Данбара- ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать.Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт конкретного индивида, связь с которым необходимо поддерживать, его характера, а также социального положения, что требует наличия определённых мыслительных способностей и затраты значительных интеллектуальных ресурсов. По разным оценкам, число Данбара в человеческих сообществах лежит в диапазоне от 15 до 230, чаще всего условно принимается равным 25.

Названо в честь английского антрополога Робина Да;нбара, который и предложил это число.).



Традиционная концепция строения головного мозга- это старая иерархическая модель мозга предполагающая однонаправленный поток информации из нижней, «рептильной» части мозга к высшей, «приматной».
 
В этой концепции поставленные выше по иерархии отделы мозга зависят от «нижних» частей мозга.

В неврологии концепция трёхслойного (триединого) мозга, наиболее древняя относительно примитивная часть которого именуется «рептилий мозг», признана устаревшей и ненаучной.

Концепция эта  появилось в середине XX века, когда срезы мозга изучали под микроскопом. Современные инструментальные исследования показали, что нет никаких трех слоев мозга, нейроны в каждой области мозга одинаковые у человека, одинаковые у всех млекопитающих, а по неполным данным, одинаковые и у всех позвоночных(Барретт Л. Ф. Идеи-зомби). (Барретт, Л. Ф. Функциональные зоны, «рептилий мозг» и дуализм тела и психики)

Исключённая из научного оборота, ставшая научным мифом, эта концепция остаётся популярной в «народной» психологии (англ. folk psychology), и популярность она  приобрела благодаря американскому популяризатору науки Карлу Сагану и его книге «Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого мозга» (1977)

Одна из причин популярности идеи о «триедином мозге» — эта концепция даёт простое объяснение «плохим» поступкам и позволяет людям переложить ответственность за такие свои действия на «рептилий мозг», доставшийся нам от «древнего зверя»)

Идея о «рептильем мозге» позволяет «поднять» статус человека над другими животными и повысить самооценку у придерживающегося её человека: если «рациональный неокортекс» управляет звериным «рептильим мозгом», значит, этот мозг — самый высокоорганизованный, и его носитель лучше, чем любое животноеБарретт, Л. Ф. Функциональные зоны, «рептилий мозг» и дуализм тела и психики)

В гипотезе Маклина рептильный мозг отвечает за базовые функции жизнедеятельности организма: дыхание, кровообращение, мышечные реакции, сон.

В нём заложены поведенческие стереотипы, связанные с инстинктом выживания и стремлением к продолжению рода. Этот мозг инстинктов, призванный обеспечивать выживание нашего тела, активизируется в экстренных ситуациях, так как несёт ответственность за сохранение жизни человека.

Рептильный мозг полезен для немедленных реакций, в его ведении находятся функции, отражаемые глаголами бежать, сражаться, замереть.
Именно поэтому в экстренных ситуациях сначала происходит реакция, действие, а потом уже осмысление...

На сегодня  , как утверждает ВикипедиЯ: "Гипотеза рептильного мозга и вся концепция триединого мозга наукой о мозге признаны несостоятельными"(Барретт Л. Ф. Идеи-зомби : ( 3 июля 2020) = Lisa Feldman Barrett. Zombie Ideas. APS / Лиза Фельдман Барретт, доктор наук, проф. психологии Северо-Восточного университета в Бостоне)

Ну и...как всегда  - Информация к размышлению:


Вы должны знать, что  "Объём мозжечка составляет лишь 10 % объема мозга, но он содержит более половины всех нейронов ЦНС.(Кора мозжечка, 2005, с. 21.)


Центральная нервная система (ЦНС) — основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из нейронов, их отростков и вспомогательной глии; у беспозвоночных представлена системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных (включая человека) — спинным и головным мозгом.

Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных рефлексов. У человека и других высших животных низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем высокоразвитого организма, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой.

Можно было бы поговорить об интеллекте животных...Но об этом в следующий раз.)
До новых встреч. С теплом. Аркадиа-Верра.


Список литературы


1. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.
2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохорова. 2004.
3. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.
4. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008.
5. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
6. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
Тематические порталы:
http://www.psychologos.ru/ - Энциклопедия практической психологии
http://www.psychology.su/ - Журнал «Психология»
http://www.psychology.ru/ - Психология на русском языке. Библиотека


Рецензии