М. А. Булгаков Мастер и Маргарита

               
  _______________________    "За мной, читатель!"    _____________________


Обращаясь к наиболее известному и,наверное,самому читаемому произведению,
литературному  памятнику  Булгакова, роману "Мастер и Маргарита",  невольно
задаешься вопросом,  успел  ли  писатель, создававший свой  шедевр  почти  до
самой своей  смерти, сказать  в  нем все, что хотел, задумывал или не успел, как
Гоголь  со  своей дорогой в никуда из "Мертвых душ". Давайте  разбираться.  Не
пересказывая прочитанного, отмечу только, что сюжетный  контекст  произведе-
ния, созданный талантом автора, состоит из эволюции доминирующего  сюжета
и вставленных в него сцен другого,коллизия которого развивается в ином време-
ни, ином  художественном жанре и стиле, со своими героями,  массовкой,  фина-
лом и со своим же подтекстом, никак не пересекающимся с доминантой  романа.

Книга читается на одном дыхании,оставляя после себя ощущение взволнованно-
радостного  прикосновения к чуду, с надолго  запоминаемым  впечатлением. Но
сейчас,  в  возрасте  собирания  камней,  когда   хочется   не  только любоваться 
красочностью и отдаваться   волнующим  эмоциям, но и ощутить, распробовать
их  на  вкус, возникает  резонный  вопрос:  что  волновало  автора, что он хотел
донести  до читателя своим  шедевром. Ведь  не  ради  того, чтобы  балаганным
шутом позабавить публику бесовской клоунадой,ведьминым шабашом и прочей
нечистью,  вдруг  материализовавшейся на  улицах и в домах столицы, расшеве-
лить ее ретивое воображение смачно-красочным описанием обнаженной натуры
в театрализованном великолепии бала сатаны, что в конечном итоге  безусловно 
удалось  таланту  писателя. Но ведь все это сценическая декорация, волнующий, 
пленяющий, увлекающий антураж. А что же под этой глянцевой суперобложкой 
романа, я  вас  спрашиваю?  И  был ли ребенок в ванне, из которой некогда вып-
леснула грязную воду некая фрау?

Вся  интрига  романа  в  ритме венского вальса вихрем  проделок прислужников
сатаны  закруживается   вокруг  центральной   фигуры,  Маргариты,  увлекая за
собой   разгоряченное  читательское  внимание.  Это роман  о  ней,  о  женщине,
во   всех    ее    прелестях,   как   божественных  так   и   дьявольских, но  всегда
чарующе   прекрасных.   Это  признание  в  любви, откровение   и  преклонение
автора  перед  притягательностью женской натуры  во  всем блеске  ее   красоты
и   эмоциональной  чувственности.  Апофеозом  романа  является,  конечно, бал 
сатаны - весенний  бал  полнолуния,  в  центре  которого  его  хозяйка, королева 
бала,  обнаженная, изнемогающая Маргарита, главная  героиня,  приковавшая  к
себе  внимание  не только приглашенных  гостей,  но  и  сладострастное вообра-
жение   зачарованного   читателя,   в   своей   обольстительной  сути бесовского
окружения.  Но  все  же, Маргарита-это о чем? О том, что  женщина  может  без
оглядки   отдаться   внезапно   вспыхнувшему  чувству?  О  том, что  она   же, с
пылающей  в  сердце  любовью  к  другому, может из благодарности ложиться в
супружескую  постель  с  нелюбимым мужем?  Или о том, что она готова пойти
во  имя  любви  на  любые испытания и даже смерть?  Или изуродовать  как бог
черепаху  квартиру   критика  Латунского?  Не  хочу  показаться  женоненавист-
ником,  отнюдь,  "и  женской ножки сладок вид", или ханжой.  Я  хочу  понять с
чем  автор  лезет  в  мою  душу.  Со своими  очевидными  проблемами Мастера?
понимаю, со  своим, авторским, сарказмом по отношению  к  окружающему его
миру?одобряю,со своим целомудренным признанием в любви к женщине?браво,
к   ее    влекущей  силе  и   неотразимой  слабости?  брависсимо  автору!  Но за
каким лешим тогда  автор  вплетает в любовную интригу  захватывающего сюр-
реалистического романа сюжет с Иешуа  Га-ноцри и его палачом-прокуратором 
Иудеи Понтием Пилатом, с бьющими по нервам красочностью и трагичностью?
В чем фишка?

Некоторые впечатления   в   небольшой  авторской  ремарке. Гротеск Булгакова
не  только   в  фабуле  произведения,  но   и   в   сопровождающем  ее красочно-
колоритном   фоне   не   всегда,   на    мой    дилетантский   взгляд,   приводит к
желаемому  автором  результату, что  особенно выпукло  и  зримо  проявилось в
"Собачьем  сердце",  где   гротескно - карикатурная  сатира  писателя  заслонила 
собой  необыкновенно захватывающее,сюрреалистическое  содержание произве-
дения. Но особое удивление вызывает метаморфоза,  произошедшая с экранной
версией  "Собачьего сердца",  в  которой  режиссеру,  волею счастливого  прови-
дения,    не    меньше,   удалось   отойти    от    авторского   сарказма  в  сторону
мягких    полутонов    ироничного  интеллектуального   юмора,   отчего  повесть
приобрела многоцветную эмоциональную палитру и эстетическое совершенство
сценических    форм,    став   воистину   шедевром.   Браво  режиссеру!  Чего,  к
сожалению,  не  могу  сказать  об  экранизации  "Мастера и Маргариты". Ничего
не    могу    сказать,  поскольку   великолепная   игра   всего  актерского  состава
не   позволяет   мне  швыряться  в  них  камнями.  Единственное  стопроцентное 
попадание - игра  Безрукова, это просто потрясающе! Спасибо! О  Басилашвили
просто говорить нечего, поскольку о величине и силе его актерского таланта лю-
бые слова будут мелки и неуместны, но это не булгаковский Воланд.

Возвращаясь в русло своего повествования  несколько слов о герое - любовнике,
Мастере, о  котором,  впрочем, и  сам автор пишет  крайне  лаконично, оставляя
все  драматургическое  пространство  романа  главной героине - королеве Марго.
Очевидно, что Мастер, являясь  художественным  воплощением самого  автора в
его  не  простых,  а  подчас  и  драматических,  жизненных  обстоятельствах,  это
болевая точка любовной интриги,превращающая ее в трагедию.Герой,лишенный
всего,  даже  фамилии,  и  помещенный,  как  насекомое в банке,  в  больничную
палату  118,   стоически   принимает  этот   вызов  судьбы,   но   сил   нести этот 
крест  у  него  уже  не осталось. Любовь  к  Маргарите - единственное,  что  хоть
как-то  поддерживает   его  угасающее  существование.  Трагическое  положение
Мастера как в зеркале отразило душевное состояние самого писателя,смертельно 
уставшего бороться за свое место под солнцем  и  мечтающего  обрести  наконец
душевный  покой, что и воплощено автором в финале романа.

Библейская  история  Господа  нашего в его земном  воплощении стара как  мир
и  ее  авторское  изложение  с  красочной  изобразительностью,  эмоциональной
проникновенностью и, конечно, авторским финалом - есть талантливая  иллюст-
рация  христианского  призыва  к  покаянию  и  обретению  царствия  небесного
для вечной жизни. И именно этот призыв,услышанный и исполненный Понтием
Пилатом, сюжетной коллизией вставлен писателем в феерический декор  романа
без  пересечения  сюжетной  драматургии с главными  персонажами и с  трагико-
мической   массовкой.  Но  зачем?  Позволю  себе  обратить   ваше  внимание  на
схожесть таких разных по стилю  и  жанру основного сюжета любовного  романа
и   исторической   трагедии   их   подтекстов,  главной  темой  которых  является
любовь:  земная,  чувственная,  жертвенная  любовь Маргариты,  как  грипп,  ов-
ладевшая  ею,  в  одном и всепобеждающая,  всепрощающая  любовь  Иешуа  Га-
ноцри к "добрым людям" в другом сюжете,во имя которой оба героя  принимают
смерть! Одна - из рук Воланда,другой - из-за малодушия Пилата,умывшего руки.

Но таков финал романа! Воланд покидает Москву,шокированную  деяниями его
свиты,вместе с Мастером и вдохновенно любящей его Маргаритой,выкупившей
своего  любимого  у  жизни, чуть не погубившую его,  за вознаграждение от  са-
таны,  тогда как герой другой  трагедии,  пройдя  многовековой  путь раскаяния,   
Прокуратор Иудеи Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье,сопровождаемый
Иешуа Га-ноцри,  уходит к другим вратам.  Почему так!  Вот  насущный осново-
полагающий  вопрос,  на  который  Булгаков прямого ответа  не  дает, предпочи-
тая, в  лучших  традициях отечественной  интеллигенции, отсидеться  в  кустах,
предлагая   читателю,   раздавленному  талантом   автора,  самому  заняться  его
поисками.   Бедный,   бедный    читатель,  ему - то  куда   идти,  за   кем?  Пилат
получает  прощение, Маргарита - гонорар за оказанную услугу - вот  где  собака
зарыта! Путь определяется желаниями,  хочешь прощения или наград?  Булгаков
своим  гениальным  творением  устанавливает  на  распутье  былинный  камень:
налево  пойдешь - получишь  желаемое  из  рук сатаны,  направо - прощение  в
царствии небесном, оставляя право выбора за каждым из нас.

Несмотря  на  все попытки выдающихся умов  человечества, извечные вопросы:
"Кто  мы?",  "Зачем  мы?" -  по  сей  день остаются  без  ответа. Только  религия,
церковь  дали   на  них  однозначные  ответы, которые  не устраивают человека,
увязшего  в  своей  биологической  сути.  И  дело  здесь  не  в  том  -  плохо это
или  хорошо. Любые  цивилизации в других пространствах  и  вселенных разви-
ваются  по одним  и  тем  же  сценариям,  аналогичным  как  законам эволюции
биологического   мира,  так   и   законам  синтеза  неорганической   материи, но
на   своей  ступени,  в  своем,  ими  же  создаваемом,  мире. Только   в  отличие
от предшествующих ступеней развития  материи,  на  нашей, цивилизационной,
существует  не  только  биологический  объект  этого  мира - человек, но  и  его
субъект - сознание "Homo  sapiens ", при  чем в  одном  стакане,  с  интеллектом
знаний, творческим потенциалом,  со своей мыслью, волей,  свободой действий.
И   все   перипетии,   коллизии,   трагедии   нашей   младенческой  цивилизации 
происходят  из - за столкновения интересов , борьбы за  сферы влияния, ресурсы 
между  объектом  и  субъектом, то есть в голове каждого из нас.  На  мой  взгляд,
понятия  добра  и  зла синтезированы интеллектом с целью  создания  нравствен-
ной  этики,  как  ориентира  направления  эволюционного  развития:  вперед, по
течению,  к добру  и свету  или  назад, вспять, во тьму и зло.  И  пока  мы, люди,
в  большей   степени  физиологически  объективны,  чем  духовно  субъективны,
Воланды, Мефистофели, Князи тьмы будет владеть душами читателей  и  умами
писателей.
Рукопись романа осталась не подготовленной  к  изданию, состоявшемуся  через
четверть  века  после  смерти  автора, на что указывают  как  немногочисленные
пробелы в тексте, в  сюжете, так  и  эпилог, написанный явно  к  другой  версии. 
Видимо,  понимая  всю  невозможность  прижизненного издания   произведения,
писатель,  не  повторяя ошибок  своего  героя - Мастера,  не   торопился  расста-
ваться с любимым детищем.  Но это обстоятельство ни  в  коей  мере не умаляет
художественного совершенства произведения и таланта его создателя.

Роман "Мастер и Маргарита", одиннадцатилетний  труд  талантливого  русского
писателя, со столь оригинальной  изобразительностью  и  красочностью  художе-
ственного слова,  по праву может считаться еще одним духовно - нравственным
ориентиром человечества в его постоянных поисках смысла и пути!

  __________________________"За мной, читатель!".________________________


              Посвящение Королеве бала Марго

                *  *  *

                О, боги, дайте мне любовь,
                Не жизни немочь, смерти зов,
                Не милость нищенке-судьбе,
                Увязшей в блуде и грехе,
                А власть над оргией стихий
                В оргазме жертвенной любви.

                О. боги, отворите кровь,
                Куда ворвутся страсти снов,
                Вторгая сладостную боль
                И жгущей чувственности соль,
                Чтоб застонал остов судьбы,
                Теряя душу от любви.

                О, боги, смажьте мне  уста,
                Чтобы задать страстям огня,
                Благоговеньем искусить,               
                Блаженством муки опьянить,
                Цветами слов любовь зажечь,
                Собою жертвуя, увлечь.

                О. боги, укрепите дух,
                Когда войдёт в багровый круг,
                По лезвию кинжальных фраз,
                В безумие молящих глаз,
                Испариной смертельных ран
                Любовь творить, как горний храм.


Рецензии