дневники... О духовности

дневники...



Представьте картину: приходите домой, а у порога сидит дрожащий от холода  и
голода котенок.  Вы,  я, да большинство из нас возьмут бедное  создание,  чтобы
обогреть и накормить котенка.Теперь та же картина,но с полугодовалым щенком-
количество сердобольных,бросивших бедолаге кусочек колбасы или чего-нибудь
съестного, будет гораздо меньше, чем в первом случае. А теперь, вместо братьев
наши  меньших,  на  коврике у двери  вы обнаруживаете своего  брата во Христе,
оборванного,  подвыпившего бомжа,  реакция на которого у  большинства  будет
однозначной-звонок в полицию,если не хуже.И вот как это понимать,объяснить?
И если большинство об этом не заморачивается,то я из другого ...шинства и хочу
разобраться.  Понятно,что четвероногой братии нечем обращаться за  помощью,
природа не наделила их руками, да и речью тоже,кроме жалобного мяуканья или
горестного завывания.  Понятно, что эти,  когда - то на заре цивилизации  приру-
ченные человеком представители дикой фауны,тысячелетиями  служившие  ему,
им же упорно селекционировавшиеся, заслужили благодарность человечества  в
признании своих заслуг. Безусловно! Но это не объясняет того, что наши души и
сердца открытые состраданию этим, почти декоративным, созданиям,мгновенно
захлопываются  при  виде страданий ближнего своего,  такого  же  Homo sapiens,
попавшего в сложную ситуацию, или хворого, или бездомного и еще  сотни  воз-
можных "или"в этом,далеком от совершенства,мире людей.Но,черт меня побери,
почему?  Обывательско-плотоядный ответ я знаю, и не хочу его  воспроизводить,
поскольку он меня не устраивает,  не отрицая при этом  его  право  на  существо-
вание.Но вы меня извините,тридцать лет как отмечалось тысячелетие крещения
Руси в православную  веру. Чего стоят ее догмы, если они на протяжении  веков
остаются прописными. "Возлюби ближнего своего" - главенствующий постулат
христианской церкви человечество слушает, но не в состоянии услышать.

Голый прагматизм - копеечная милость котенку,на грош дороже - щенку, и voila,
душевная  потребность удовлетворена, по дешевке, как с проституткой. Совсем
другая  ситуация с бомжом, требующая не душевности, а духовной зрелости че-
ловека,его духовных ориентиров и ценностей.А вот с этим большая напряженка.
Цивилизация, рванувшая  в  последние десятилетия  на  приступ ранее невидан-
ных вершин в науке, технологии, культуре в своем духовном развитии остается
во временах воскрешения Господа нашего Иисуса Христа, развала Римской им-
перии и темных веков средневековья.Расцвет религиозно-философской мысли в
конце 19-начало 20вв.,пытавшейся преодолеть этот застой, сформировать новое
мировоззрение, позволившее бы проложить новый путь духовного развития, не
отказываясь от старых моральных  концепций и духовных  ценностей  столкну-
лось с жестким противостоянием религиозного догматизма ортодоксов  церкви.
Еще в 1884г. Владимир Соловьев, известный религиозный философ конца  XIX
века в своем труде "Духовные Основы Жизни" констатировал:" Путь  спасения
от этого зла миродержательного открыл Христос Своим подвигом и Своим уче-
нием. Человечество вступило на этот путь, но немногие  прошли по нём,  и  до-
ныне всемирное спасение остаётся только доброю вестью...Смысл христианст-
ва и не может быть ясен для тех,  кто чувствует себя хорошо в этом мире.  Для
таких людей и проповедь Христа была немым словом, потому что они не виде-
ли того зла, от которого Христос пришёл спасти мир." И это он о значительной
части человечества, которое,  по словам Соловьева,  две тысячи лет  в  христи-
анстве особо-то и не нуждалось. Напрашивается неутешительный,но для кого?,
вывод! Не думаю, что для человечества.  И по сей день церковь  изо  всех  сил
пытаяся сохранить свою роль духовного поводыря человечества,  не  замечает
или не понимает, что одно дело возглавлять и направлять  бредущее по дороге
стадо и совсем другое - пасти его на давно вытоптанном пастбище.

Духовность - что это, о чем? С чем едят, на что намазывают? Не знаете? Вот и
я,прожив жизнь, с трудом пытаюсь сформулировать в своем сознании  постав-
ленные вопросы. Словоблудить легко,а вот осознавая прочувствовать  до пече-
нок,  другой коленкор.  Предлагаю поучаствовать в поисках ответов, кому  это
кажется интереснее самодостаточной философии торжествующей плоти.

Духовность-это по моему в первую очередь отражение человеческой душой  све-
та исходящего от Святаго Духа,третьей ипостаси единого Бога-Святой Троицы и
которая по мнению Николая Бердяева:"совсем не противополагается душе и телу,
она овладевает ими и преображает их.  Дух есть прежде всего освобождающая и
преображающая сила". Умом понимаю но,выросший в  условиях  атеистических
установок марксистско-ленинской этики, воинствующего  материализма  страны
Советов, не ощущаю. Да и не удивительно. Совсем недавно на вечный  философ-
ский вопрос что первично: материальное или идеальное? для себя нашел единст-
венно возможный ответ - идеальное априори первично.  Чуть позже  окрестился,
уверовав в Божью благодать, но к истиной вере еще только подхожу.  Но  дело  в
другом. В том, что мир идеального  реально  существующая  субстанция,  как  и
материальный,  вторичный созданный из  идеального.  "В  начале  было  Слово"-
первая  строка Евангелия от Иоанна (Новый  Завет).  И  по  аналогии  с  матери-
альным миром, данный нам в наших ощущениях,  мир Создателя проявляется в
нас и ощущается в виде  духовности.  Впрочем,  не  навязывая  своего  мировоз-
зрения, продолжаю поиски причин такого  многовекового  отказа  человечества,
не  отдельных  его  представителей, великим  трудом,  подвигами  постигавших
духовный (идеальный) мир  и  достигших  истинной  святости,  а  заблудшей  в
грехе паствы двигаться в направлении  духовного  развития  по  пути  спасения,
указанного Христом своим подвигом, постигая ценности и святость  духовного
мира.Могу предположить,что причина кроется в отсутствии мотивации.Судите
сами. По церковным канонам духовный рост возможен только на пути  мучени-
чества, отказа от плотской природы человека, ее  потребностей  в  постоянном
удовлетворении, ее соблазнов и  наслаждений. Не  ограничений  и  конроля,  а
полного отказа. Хороша мотивация!  Более  того,  на  этом  пути  потребуются 
человеконенавистнические практики самоистязания голодом, холодом, отшель-
ничеством, молчанием, веригами, странничеством и т.д.  Улыбается вам  такой
путь  страданий  и лишений?  Вот  и  человечеству  наверное  тоже,  если  оно,
упершись, веками по нему не двигалось. А есть ли другие пути, не  предлагае-
мые церковью, монополизировавшей доступ к Создателю? Вот вопрос!

Не берусь судить о целом пласте духовной культуры цивилизации:философско-
религиозной и религиозно-философской школах и течениях,но думаю, что воп-
росам духовности, ее ценностям, развитии, роста отведено достойное, но  мне
не известное место. Ф.М.Достоевский,на мой взгляд,пытался предложить свой
путь духовного становления через естественную потребность души в сострада-
нии ближнему своему. А еще, как мне кажется, в человеческой душе  есть отго-
лоски  чувств,  лишенных плотской  окраски:  теплота  человеческого общения,
созерцательное восхищение красотой и гармонией окружающего нас  мира, за-
ботливая привязанность к братьям нашим меньшим, истинная дружба,бережное
отношение к которым,мне хочется надеяться, поспособствует свету духовности,
пробившись сквозь тучи невежественного материализма, овладеть душой  и  те-
лом для их освобождения и преображения.А пока с болью приходиться  конста-
тировать тот факт, что человечество с огромным багажом научных достижений,
культурного наследия,творческого потенциала эволюционирует дальше лишь с
маленьким саквояжем своих духовных запросов,а жаль.Духовных поисков тома
и библиотеки, да вот находок не видно. Ну что поделать, будем искать!               

Послесловие.
Со временем эпилог вышеизложенного материала стал казаться слишком песси-
мистичным, что в конце концов и заставило вернуться к вопросу духовности  в
надежде найти более оптимистичные ответы.Порывшись в энциклопедических
словарях,  дабы вкусить мудрость их терминов и определений,  пришел таки  к
более-менее  удобоваримому  определению духовности, которое здесь и сейчас
где-то  и  как-то меня  устраивает,  чем и спешу поделиться,  своим и со всеми!
Духовность - это  совокупность  состояния,  способности,  смысла и цели,  это
путь!  Не понятно?  Естественно,  поскольку духовность, как и сам Дух - ее ис-
точник  по  сути  своей  трансцендентны и недоступны опытному пониманию.
Невозможно дать объективное определение, кроме как субъективного  воспри-
ятия, ощущения, предположения,из множества которых мне  близко и понятно
следующее: духовность это мотивированное стремление  субъективного "Я"  в
своем  внутреннем мире сознания выйти за рамки своей  субъективности,  вы-
лезти  из  биологического  кокона своей  индивидуальности.  Духовность - это
путь  эволюции  субъективного сознания в сознание  Вселенной,  Вселенской
соборности!

P. P. S.
Для особо тупых и бестолковых, к которым, впрочем, отношу в первую очередь
самого себя,  поэтому без обид,  хочу ассоциативно объяснить чем послесловие
на мой взгляд оптимистичней.К примеру вы собираетесь в выходные на пикник,
но вместо обещанной синоптиками  хорошей  погоды  небесные  хляби  разверз-
лись громом и молниями, проливными дождями.  Естественно,  вы  расстроены
сорвавшимся отдыхом на лоне природы,  но сколь бы не были печальны,  а  под-
час и трагичны, жизненные обстоятельства они всегда мимолетны. Да сейчас не
лучшее  время для отдыха на природе,  как и для духовных  поисков,  духовного
самопознания,  но  это  обстоятельство не отменяет  процессы ее становления и
эволюции.

Лк.11:9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите,
                и отворят вам,
   11:10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.


Рецензии