дневники... О духовности
Представьте картину: приходите домой, а у порога сидит дрожащий от холода и
голода котенок. Вы, я, да большинство из нас возьмут бедное создание, чтобы
обогреть и накормить котенка.Теперь та же картина,но с полугодовалым щенком-
количество сердобольных,бросивших бедолаге кусочек колбасы или чего-нибудь
съестного, будет гораздо меньше, чем в первом случае. А теперь, вместо братьев
наши меньших, на коврике у двери вы обнаруживаете своего брата во Христе,
оборванного, подвыпившего бомжа, реакция на которого у большинства будет
однозначной-звонок в полицию,если не хуже.И вот как это понимать,объяснить?
И если большинство об этом не заморачивается,то я из другого ...шинства и хочу
разобраться. Понятно,что четвероногой братии нечем обращаться за помощью,
природа не наделила их руками, да и речью тоже,кроме жалобного мяуканья или
горестного завывания. Понятно, что эти, когда - то на заре цивилизации приру-
ченные человеком представители дикой фауны,тысячелетиями служившие ему,
им же упорно селекционировавшиеся, заслужили благодарность человечества в
признании своих заслуг. Безусловно! Но это не объясняет того, что наши души и
сердца открытые состраданию этим, почти декоративным, созданиям,мгновенно
захлопываются при виде страданий ближнего своего, такого же Homo sapiens,
попавшего в сложную ситуацию, или хворого, или бездомного и еще сотни воз-
можных "или"в этом,далеком от совершенства,мире людей.Но,черт меня побери,
почему? Обывательско-плотоядный ответ я знаю, и не хочу его воспроизводить,
поскольку он меня не устраивает, не отрицая при этом его право на существо-
вание.Но вы меня извините,тридцать лет как отмечалось тысячелетие крещения
Руси в православную веру. Чего стоят ее догмы, если они на протяжении веков
остаются прописными. "Возлюби ближнего своего" - главенствующий постулат
христианской церкви человечество слушает, но не в состоянии услышать.
Голый прагматизм - копеечная милость котенку,на грош дороже - щенку, и voila,
душевная потребность удовлетворена, по дешевке, как с проституткой. Совсем
другая ситуация с бомжом, требующая не душевности, а духовной зрелости че-
ловека,его духовных ориентиров и ценностей.А вот с этим большая напряженка.
Цивилизация, рванувшая в последние десятилетия на приступ ранее невидан-
ных вершин в науке, технологии, культуре в своем духовном развитии остается
во временах воскрешения Господа нашего Иисуса Христа, развала Римской им-
перии и темных веков средневековья.Расцвет религиозно-философской мысли в
конце 19-начало 20вв.,пытавшейся преодолеть этот застой, сформировать новое
мировоззрение, позволившее бы проложить новый путь духовного развития, не
отказываясь от старых моральных концепций и духовных ценностей столкну-
лось с жестким противостоянием религиозного догматизма ортодоксов церкви.
Еще в 1884г. Владимир Соловьев, известный религиозный философ конца XIX
века в своем труде "Духовные Основы Жизни" констатировал:" Путь спасения
от этого зла миродержательного открыл Христос Своим подвигом и Своим уче-
нием. Человечество вступило на этот путь, но немногие прошли по нём, и до-
ныне всемирное спасение остаётся только доброю вестью...Смысл христианст-
ва и не может быть ясен для тех, кто чувствует себя хорошо в этом мире. Для
таких людей и проповедь Христа была немым словом, потому что они не виде-
ли того зла, от которого Христос пришёл спасти мир." И это он о значительной
части человечества, которое, по словам Соловьева, две тысячи лет в христи-
анстве особо-то и не нуждалось. Напрашивается неутешительный,но для кого?,
вывод! Не думаю, что для человечества. И по сей день церковь изо всех сил
пытаяся сохранить свою роль духовного поводыря человечества, не замечает
или не понимает, что одно дело возглавлять и направлять бредущее по дороге
стадо и совсем другое - пасти его на давно вытоптанном пастбище.
Духовность - что это, о чем? С чем едят, на что намазывают? Не знаете? Вот и
я,прожив жизнь, с трудом пытаюсь сформулировать в своем сознании постав-
ленные вопросы. Словоблудить легко,а вот осознавая прочувствовать до пече-
нок, другой коленкор. Предлагаю поучаствовать в поисках ответов, кому это
кажется интереснее самодостаточной философии торжествующей плоти.
Духовность-это по моему в первую очередь отражение человеческой душой све-
та исходящего от Святаго Духа,третьей ипостаси единого Бога-Святой Троицы и
которая по мнению Николая Бердяева:"совсем не противополагается душе и телу,
она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и
преображающая сила". Умом понимаю но,выросший в условиях атеистических
установок марксистско-ленинской этики, воинствующего материализма страны
Советов, не ощущаю. Да и не удивительно. Совсем недавно на вечный философ-
ский вопрос что первично: материальное или идеальное? для себя нашел единст-
венно возможный ответ - идеальное априори первично. Чуть позже окрестился,
уверовав в Божью благодать, но к истиной вере еще только подхожу. Но дело в
другом. В том, что мир идеального реально существующая субстанция, как и
материальный, вторичный созданный из идеального. "В начале было Слово"-
первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет). И по аналогии с матери-
альным миром, данный нам в наших ощущениях, мир Создателя проявляется в
нас и ощущается в виде духовности. Впрочем, не навязывая своего мировоз-
зрения, продолжаю поиски причин такого многовекового отказа человечества,
не отдельных его представителей, великим трудом, подвигами постигавших
духовный (идеальный) мир и достигших истинной святости, а заблудшей в
грехе паствы двигаться в направлении духовного развития по пути спасения,
указанного Христом своим подвигом, постигая ценности и святость духовного
мира.Могу предположить,что причина кроется в отсутствии мотивации.Судите
сами. По церковным канонам духовный рост возможен только на пути мучени-
чества, отказа от плотской природы человека, ее потребностей в постоянном
удовлетворении, ее соблазнов и наслаждений. Не ограничений и конроля, а
полного отказа. Хороша мотивация! Более того, на этом пути потребуются
человеконенавистнические практики самоистязания голодом, холодом, отшель-
ничеством, молчанием, веригами, странничеством и т.д. Улыбается вам такой
путь страданий и лишений? Вот и человечеству наверное тоже, если оно,
упершись, веками по нему не двигалось. А есть ли другие пути, не предлагае-
мые церковью, монополизировавшей доступ к Создателю? Вот вопрос!
Не берусь судить о целом пласте духовной культуры цивилизации:философско-
религиозной и религиозно-философской школах и течениях,но думаю, что воп-
росам духовности, ее ценностям, развитии, роста отведено достойное, но мне
не известное место. Ф.М.Достоевский,на мой взгляд,пытался предложить свой
путь духовного становления через естественную потребность души в сострада-
нии ближнему своему. А еще, как мне кажется, в человеческой душе есть отго-
лоски чувств, лишенных плотской окраски: теплота человеческого общения,
созерцательное восхищение красотой и гармонией окружающего нас мира, за-
ботливая привязанность к братьям нашим меньшим, истинная дружба,бережное
отношение к которым,мне хочется надеяться, поспособствует свету духовности,
пробившись сквозь тучи невежественного материализма, овладеть душой и те-
лом для их освобождения и преображения.А пока с болью приходиться конста-
тировать тот факт, что человечество с огромным багажом научных достижений,
культурного наследия,творческого потенциала эволюционирует дальше лишь с
маленьким саквояжем своих духовных запросов,а жаль.Духовных поисков тома
и библиотеки, да вот находок не видно. Ну что поделать, будем искать!
Послесловие.
Со временем эпилог вышеизложенного материала стал казаться слишком песси-
мистичным, что в конце концов и заставило вернуться к вопросу духовности в
надежде найти более оптимистичные ответы.Порывшись в энциклопедических
словарях, дабы вкусить мудрость их терминов и определений, пришел таки к
более-менее удобоваримому определению духовности, которое здесь и сейчас
где-то и как-то меня устраивает, чем и спешу поделиться, своим и со всеми!
Духовность - это совокупность состояния, способности, смысла и цели, это
путь! Не понятно? Естественно, поскольку духовность, как и сам Дух - ее ис-
точник по сути своей трансцендентны и недоступны опытному пониманию.
Невозможно дать объективное определение, кроме как субъективного воспри-
ятия, ощущения, предположения,из множества которых мне близко и понятно
следующее: духовность это мотивированное стремление субъективного "Я" в
своем внутреннем мире сознания выйти за рамки своей субъективности, вы-
лезти из биологического кокона своей индивидуальности. Духовность - это
путь эволюции субъективного сознания в сознание Вселенной, Вселенской
соборности!
P. P. S.
Для особо тупых и бестолковых, к которым, впрочем, отношу в первую очередь
самого себя, поэтому без обид, хочу ассоциативно объяснить чем послесловие
на мой взгляд оптимистичней.К примеру вы собираетесь в выходные на пикник,
но вместо обещанной синоптиками хорошей погоды небесные хляби разверз-
лись громом и молниями, проливными дождями. Естественно, вы расстроены
сорвавшимся отдыхом на лоне природы, но сколь бы не были печальны, а под-
час и трагичны, жизненные обстоятельства они всегда мимолетны. Да сейчас не
лучшее время для отдыха на природе, как и для духовных поисков, духовного
самопознания, но это обстоятельство не отменяет процессы ее становления и
эволюции.
Лк.11:9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите,
и отворят вам,
11:10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Свидетельство о публикации №121101206008