Чтобы звезда не погасла

 Сказка-быль
Глава I
Опускалась над миром ночь. Всё ярче блестели на небе звёзды.
Аришка сидела на своей кроватке и выглядывала в окно их маленького деревянного домика на Почтовой улице. Там, на западе, каждый вечер зажигалась звезда, самая яркая, самая красивая. И  горела она ярким красным светом.  Ариша каждый вечер ждала, когда вспыхнет эта яркая звезда. От мамы она уже знала, что эта звезда горит не всегда, а только тогда, когда хорошо работают шахтёры и выполняют план по добыче угля.
И Ариша каждый вечер видела эту звезду и радовалась, что шахтёры так хорошо работают. Ей даже страшно было представить, что звезда может не загореться.  И девочка мечтала, чтобы шахтёры работали как следует, и тогда все сучанские дети будут  укладываться  спать вместе со вспыхнувшей звездой.
— Ариша, ты ещё не спишь? – удивилась мама, заглянув за тяжёлую зелёную занавеску.
— Нет, мама, не могу спать. Я думаю…
— Надо постараться заснуть. Завтра проснёшься, а у тебя новая жизнь начинается. Прямо в твой день рождения мы пойдём в школу на разбивку!
—Не хочу спать, хочу в школу. А там учительница будет?
— Будет, конечно. Она тебя уже давно ждёт. Помнишь, она приходила к нам в начале лета и записала тебя в первый класс?
—Да, она добрая такая! Только почему она меня Ирой называла?
— А мы тебя  когда регистрировали в загсе, назвали тебя Ариной, а работница загса сказала, что Ирина  и Арина  – это одно имя. Поэтому мы пишем Ирина, как положено, а вы зовите, как вам нравится.  Думаю, что в школе тебя будут Иришей звать, как в метрике. Ну закрывай глазки, а я пойду переглажу наши наряды, чтобы завтра не суетиться.
— Мамулечка, а ты помнишь, что обещала?
Мама задержалась на пороге и выразительно посмотрела на дочку, свою первую в жизни настоящую радость.
— Ты говорила, мамулечка, что покажешь мне, где зажигают  звезду, которую я каждый вечер жду.
— Даже не знаю, успеем ли. И в школу, и в город за подарками, и гости твои.
— Вот если бы я увидела, как зажигается моя звезда, я была бы самая  счастливая.
Глава II
Утро ворвалось в комнату  вместе с пахучим букетом пёстрых георгинов. Мама  встала пораньше, чтобы срезать в палисаднике самые красивые и яркие цветы для моей первой учительницы.
—С днём рождения, дочка! – мама поцеловала Аришку.  А потом умывались во дворе прямо  под колонкой, завтракали и одевались. Девочка так прыгала от предвкушения  радости, что никак не могла попасть в рукав новой кофточки.
И вот нарядная именинница вместе с мамой закрывают калитку на крючок, проходят  сбоку нового двухэтажного здания  ученического общежития  шахтёрского училища № 17 и спускаются с крутой горки прямо к шустрому ручейку. Через ручей прочный мостик, который упирается в мастерские ЦЭММ.  А потом обходят этот загадочный ЦЭММ, где все ребятишки пьют бесплатную газировку из автомата, а рабочие их не выгоняют, и идут в горку в сторону Литейной улицы. Мама с букетом цветов еле протискивалась по тропинке, которая повела вдоль заборов, и вот наконец большой мост. Вот с него Аришке страшновато смотреть вниз на ручей, но очень хочется, поэтому Аришка крепче ухватилась за мамину руку. Мост вывел на аккуратную улицу между  параллельных  рядов бараков. Из-за каждого забора весело кивали разноцветные георгины, как будто знали, зачем сюда идут детишки со своими родителями. А детей уже повстречали немало. Да не всех можно рассмотреть  из-за больших букетов гладиолусов, георгинов и астр. Но некоторых  Ариша узнала. Здесь дети были с соседних улиц  Анисимовой, Почтовой, Литейной, Заводской.   И вот между двумя домами широкий просвет, куда все проходили.  Мама с Аришей тоже повернули за нарядными ребятишками.
Глава III
И вот просторный школьный двор. Здесь уже ждали первоклассников. На деревянном крыльце стояли две учительницы. Одну из них, Анастасию Моисеевну,  Ариша узнала. Это та самая учительница, которая приходила к ним записывать Аришу  в школу.  А она тогда хотела спрятаться, потому что не научилась читать, как её подружка Оля, и в школу идти побаивалась. Она же не ходила в детский сад, как Оля, вот и не умела читать. А учительница, узнав об этом, сказала, что это очень хорошо, что девочка не читает. Таких деток в школе учить легче и интереснее. И как он была права. Уже на празднике Букваря Иришке дали грамоту за то, что у неё самая лучшая техника чтения. И подарили закладку и коробку с цветными карандашами. Это были её первые в жизни цветные карандаши. И лежала коробка с карандашами на подоконнике того самого окошка, в которое светила шахтерская звезда.  И засыпая, думала Аришка о том, как хорошо жить на свете, когда горит ярко-красная звезда, и у неё есть цветные карандаши.  А она будет ещё лучше учиться, потом работать на шахте так, чтобы никогда не погасла эта загадочная  звезда.  Но тогда  Ариша ничего этого ещё не знала.
А теперь Аришу ждало ещё одно открытие. На стене школы, на синей табличке, было написано «Начальная школа № 7». Ей сегодня семь лет, и школа номер семь.  Да, день начинается с чудес.
После того, как учительница показала класс, в который нужно было прийти первого сентября и уже с портфелем, дети как-то неохотно покидали школьный двор. Их удивили цифры над школьной доской, а ещё большая матерчатая касса, в кармашках которой были карточки с  буквами. Из этих букв учительница с помощью ребят составила слово  «Школа». И ребятишки почувствовали свою причастность к этому  новому школьному миру.
А Иришку больше всего удивило,  сколько цветов подарили дети своей первой учительнице. Ей так тяжело и неудобно было держать это пёстрое море осенних цветов, что  чей-то  папа  помогал ей держать цветы, а потом занёс их в класс.
Глава IV
Ариша может и осталась погулять в школьном дворе, как другие дети, но они спешили к шахте № 21.
Это совсем недалеко  от школы, но пришлось  вернуться через большой мост,  а потом идти до конца по Литейной улице. Мама вела дочку к террикону, на вершине которого уже различались  белые буквы «Слава труду». Они уже взбирались по протоптанной дорожке наискосок ,  как Ариша обратила внимание, что буквы становятся больше и больше. Это же стало открытием сегодняшнего дня.
И вот усталые, запыхавшиеся,  стоят они над буквами, каждая из которых не меньше двух метров в длину и ширину. Такие загадочные издалека, они оказались просто деревянные, выкрашенные белой известью. Рядом с буквами такой небольшой колодец, в него спускается лестница. Там, оказывается, устройство, которое зажигает любимую шахтёрскую звезду. Немного постояв, отдышавшись, пошли по тропе ещё выше.  Звезда! Вот она эта огромная звезда, которая из окошка видится не такой уж большой. Сейчас она не светилась, и, как показалось Арише, скучала от этого.  «Этого не может быть, - думала  девочка,- в мой день рождения я узнала тайну звезды. И я  её потрогала». И с тех пор девочка ещё больше полюбила  эту рукотворную звезду. И сказала маме, что будет хорошо работать в шахте, чтобы звезда никогда не погасла.
Ариша ждала ответ мамы, но мама молчала.  Тогда дочка забежала чуть вперёд и заглянула в мамины глаза.  Они были очень-очень  грустные.
 — Знаешь, доченька, не будешь ты работать в шахте. В тот  день, когда ты родилась, а это было в день шахтёра, 29 августа 1959 года,  я узнала, что вышел закон Совета министров СССР о том, что женщины под землёй работать не будут. И мама Надежда, пока шли они от шахты в сторону города, рассказала дочке, что до её рождения  работала под землёй отсыпщицей. И труд этот очень тяжёлый. Крепкие мужчины-стахановцы рубили отбойными молотками уголь , причём в очень трудных условиях, иногда просто на коленях, вырабатывали по две-три нормы, а она, молоденькая девчонка, подборной лопатой кидала от них уголь в  вагонетки, которые по узкоколейке увозили лошади, а потом эти вагонетки по вертикальному стволу шахты поднимались  наверх.  И мама показала дочке колесо шахты БИС 2/5, которое крутилось, наматывая на себя металлический трос, поднимая тяжёлую двухтонную вагонетку  с углём или выработанной породой.
В  этот день, пока Надежда с дочкой спускались с террикона,  потом  шли по широкой улице  Щорса,  свернули на Ленинскую, прошли озеро Порода,  новенький кинотеатр  «Радуга»  и уже подходили к  Детскому миру,   девочка узнала много нового о трудной работе шахтёров.  Узнала о том, кто такие стахановцы, о том, что все лошадки,  перевозившие уголь под землёй,  были слепыми,  и о том, что её мама начала работать в шахте с 16 лет и доработала до 27 лет, пока не родилась  Аришка.  И девочке казалось, что мама знает про работу шахтеров все-всё-всё. И она была так тронута рассказами мамы, что ещё больше захотела называться шахтёром. Хотя она и так почти шахтёр. Она ведь родилась в шахтёрском городе Сучане, в семье шахтёра, в День шахтёра. Ведь с её рождением маму поздравляли все знакомые шахтёры под окнами роддома. Она родилась в десять тридцать, а уже в двенадцать часов со сцены в парке, где выступали артисты, ведущая праздника объявила, что сегодня  в шахтёрской семье пополнение,  и что все поздравляют Надежду с рождением дочери. Мама рассказывала  Арише, что толпа работников десятой шахты  двинулась в сторону роддома.  Она стояла у окна, а все шумно поздравляли её, тут же пели частушки и плясали под гармонь.  И  тогда она была очень счастливой. Пожалуй, это и было последним  счастьем  в её жизни.
Глава V
Какое-то время мама и уже семилетняя дочка шли молча. Каждый думал о своём. И тут  Арише показалось, что мама беззвучно плачет. Действительно, её глаза были влажными.
—Мамочка, тебе хочется поплакать?
— Доченька, если и хочется, то от счастья, что ты у меня есть. И ты уже ученица. И вот что я тебе скажу. Не хочу я,  Ариша, чтобы ты жила, как я. Это очень тяжело. Мне  35 лет, а я уже так выработалась, ноги, руки, спина – всё болит. Я же спать не могу, все кости крутит. Я   в шахте, в воде по колено, в резиновых сапогах,  11 лет отработала.
 Тебе надо учиться. Будешь хорошо учиться, будет у тебя чистая, красивая работа.
— Как у моей учительницы, которая чуть не утонула в цветах,- под впечатлением от увиденного спросила Ариша.
— Лучше утопать в цветах, Аришка, чем в шахтной жиже.
А потом они вошли в универмаг  «Детский мир», который сразил девочку своим великолепием. Как  много света, какие витрины. И какие счастливые здесь дети. Иришка радовалась блестящим коричневым сандаликам с металлической застёжкой, белым и голубым гольфам, капроновым белым лентам для её косичек. А главное, она даже не рассчитывала на такие подарки, зная, как трудно достаются маме деньги.  Это такой шарик на палочке, величиной с большое яблоко. Половина шарика была из розовой пластмассы, а половина – прозрачная. А внутри был яркий петушок, который клевал и клевал зёрнышки. Надо было просто потрясти шарик. А ещё мама купила  балалайку. Тоже розовая, крутишь ручку – звучит музыка.
Когда вышли из сказочного магазина, слышна была весёлая музыка. На площади город отмечал День шахтёра.  И ноги невольно понесли туда Надежду с дочкой.
– Немного, доча, посмотрим на веселье и пойдём домой.  Нам ещё друзей  угощать. Это твой день. И сегодня, и всегда в твой день рождения будет в городе праздник.
Они шли в направлении музыки.  А Аришка то трясла петушка, чтобы он вдоволь наклевался зерна, то крутила балалайку. Проходящие люди уже оглядывались на шумную девочку, и мама предложила положить игрушки в вязаную сумку-сетку, прямо на сандалики.
А на площади пел народный хор, люди танцевали. И всем было весело. «Шахтёры умеют  работать, умеют и отдыхать», - часто говорила мама.
— Мама, а в твой день рождения тоже эти тёти поют?
— Нет, болтушка, мой день рождения 12 декабря, в День Конституции СССР. К этому дню шахтёры должны выполнить годовой план. И всем не до веселья. Чтобы лучше жить, надо много работать.
В парке прошли мимо скульптур писателей, одно имя она сразу запомнила  - Горький.  Наверное, эти писатели хорошо работают, если им в парке такие скульптуры сделали. «Может, писателем стать?» - подумалось Арише.  Она всегда хотела кем-то стать. Увидит поющий хор – хочет петь. Увидит картины художников – хочет быть художником. Уже сегодня она и в шахте хотела работать, и учителем  стать хотела.
В конце концов мама с дочкой так устали, что заторопились домой. Там же друзья будут ждать. По пути купили сладостей. Потом подошли к пирожковой, где прямо из тележки купили двадцать горячих пирожков с повидлом за один рубль. Пока подходили к дому, из всех соседских бараков выбегали ребята. Улица Почтовая вся была застроена чёрными бараками до самого подъёма на Каменку. И все собирались у калитки. Пока мыли в колонке руки, плескались, мама уже стол на веранде накрыла.
Дети наелись досыта, надарили много безделушек, которым так радовалась первоклассница Ариша. Но никогда у неё в доме не было новых книг. А тут сразу две. Одна называлась «Кит и кот», а другая – «Кто  под елочкой сидит». Это был такой хороший день.
Глава VI
Отправляясь в кровать,  Ариша  все подаренные сокровища положила на подоконник рядом с коробкой карандашей. И, конечно же, посмотрела в окно, в ту сторону, где должна светиться звезда. Всё в порядке. Звезда ещё ярче горела  бордовым бархатным  светом. А вокруг неё весь августовский небосвод был густо усеян голубыми звёздочками, которые не могли соперничать с ярко-красной звездой, творением рук человеческих.  Но все вместе они составляли единый целый мир, который всё больше и больше любила маленькая девочка  Арина.  Теперь он знала, для чего шахтёрам надо много работать, а ей - учиться. Для того, чтобы никогда не погасла на терриконе её любимая звезда.
«Спи,  Ариночка, спи, моя девочка, и пусть тебе снятся счастливые сны о том, как ты вырастешь и станешь учительницей, и в свой день рождения будешь тонуть в  море  осенних цветов и писать  стихи о своём любимом городе Сучане», - мечтала Надежда, укрывая дочку лёгкой простынёй.
Тогда она ещё не знала, что её мольбы и надежды исполнятся, но  ей не суждено будет это увидеть.
А случилось всё так, как и мечталось ей 29 августа далёкого 1966 года.


Рецензии
Замечательный трогательный рассказ, наполненный светлыми воспоминаниями, образами, ностальгией по детству...

Всего Вам самого доброго!
С уважением, Наташа

Наталья Крылова 63   20.10.2021 12:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.