Вульф Коновалов. Легендарный подводник

   Будущий контр-адмирал флота, Герой Советского Союза, Вульф Кальманович Коновалов, родился 5 декабря 1911 года в еврейской сельскохозяйственной колонии Надёжная Екатеринославской губернии (сейчас это – село Надёжное, Пролетарского сельсовета, Розовского района Запорожской области.

  Бескрайние, до горизонта, ковыльные степи Екатеринославской губернии,  благоухающие пьянящим ароматом степных трав ранней весной и пожелтевшие, выжженные – поздним летом.

  Климат губернии был неблагоприятным для растительности, вследствие иссушающих ветров и малого количества осадков.
Дожди в апреле и мае решали вопрос об урожае, земледелие нередко страдало от засухи.

  И вот сюда в 1855 году, после тысячекилометровой дороги прибыли евреи-переселенцы из Виленской губернии,  бедной  и перенаселённой литовской земли и образовали свою колонию назвав её Надёжное.

  И вот, на свободной степной земле, без помещиков, застолбив участки, евреи начали с большим желанием и завидным трудолюбием растить хлеб, разводить домашнюю живность, окромя свиней.

  Положение евреев в обществе, было  жёстко определено царскими указами, они не имели право жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством, но и никогда они не были крепостными, и этот факт был закреплён указом сената.

  За короткое царствование Павла I (1796-1801), сенат подтвердил, что евреи, как принадлежащие к мещанскому  или купеческому сословию, не могут считаться крепостными даже в помещичьих местечках и селеньях.

  Начало черты оседлости было положено указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года, когда  Российская империя – получила 800 тысяч евреев, в подданство с Польши, часть которой отошла к России, после её раздела ещё с двумя странами: Германией и Австрией. Черта оседлости – синоним государственного антисемитизма.

  Надо сказать, что евреи появились в России, не так уж и давно, недаром у Александра Солженицына книга называется «Двести лет вместе».

  История такова: В 1795 году произошёл третий раздел Польши, тремя странами – Россией, Германией и Австрией.
Польша прекратила своё самостоятельное существование. К России отошла большая часть  Литвы, Курляндия (так исторически называлась западная часть Латвии) и западная Белоруссия.

  По очень приблизительным подсчётам в Российской империи – к концу восемнадцатого века, после трёх разделов Польши – оказалось восемьсот тысяч евреев, из Польского королевства: около 2% населения Российской империи и примерно треть еврейского населения в мире.

  Ни в одной стране не было такого количества евреев, и теперь уже Россия должна была законодательными и административными мерами организовать их жизнь.

  Вековые гонения, наветы и притеснения со стороны властей и религиозной нетерпимости к иноверцам оставались неизменными.

  В образовавшейся колонии Надёжная проживала и семья Арье-Лейба Коновала. В 1890 фамилия главы трансформировалась в Коновалова Арье-Лейба Калмановича.

  К 1890 году переселенцы стали умелыми земледельцами, и в колонии проживало 379 человек в составе 51семейств. Среди этих семейств выделялась семья вполне успешного земледельца Коновалова. Вся семья трудилась в своём хозяйстве, не зная ни выходных, ни отпуска.

  Кроме Арье-Лейба и его жены с ними жили и работали три женатых сына, у старшего сына – тоже три взрослых сына.

  5 декабря 1911 года у одного из внуков Арье-Лейба, родился мальчик, которого назвали Вульф. Дома его называли Велвл, что   означает на идиш-волк.

  С детства, как все дети колонии, он был приучен помогать взрослым по хозяйству, работа в хозяйстве, борьба с трудностями, которые ежедневно поджидали земледельцев, закалили его физически, а также характер и волю мальчика.

  После установления Советской власти и следом Гражданской войны, жизнь в колонии стала невыносимой: грабежи и погромы, различных банд, начиная с батьки Махно, заставили колонистов уезжать в близлежащие города. Семье Калмана Коновалова тоже пришлось уехать.

  В годы Гражданской войны семья переселилась в Юзовку, которую в 1924 году переименовали в Сталино, ныне это город Донецк.

  Здесь прошли детство и юность Вульфа. После окончания 7 классов, Вульф пошёл работать на завод и стал учиться на рабфаке Сталинского горного института,

  В 1932 году Вульф Калманович закончил 3 курса вечернего рабфака, ныне это Донецкий национальный технический университет.

  Пленённый морской романтикой, Вульф Коновалов по комсомольской путёвке поступает в Ленинградское Высшее Военно-Морское училище имени М.В.Фрунзе, которое закончил в 1936 году.

  Перспективный офицер получил направление на Черноморский флот. Штурманом подводной лодки Л-51, но командование решило иначе.

  С августа 1936 по июнь 1938 года Вульф Коновалов занимал должность в морской авиации Черноморского флота.

  Несколько раз лейтенант Коновалов подавал рапорты по команде с просьбой перевести его в подводное плавание.

  И добился своего: в июне 1938 года, он возвращается штурманом на подводную лодку «Д-4»-(«Революционер»).

  После переподготовки на высших специальных курсах командного состава, в ноябре 1940 года, старший лейтенант Коновалов становится штурманом, а вскоре –помощником командира подводной лодки «Л-3» («Фрунзевец») Краснознамённого Балтийского флота.

  Это был подводный минный заградитель, предназначенный для постановки мин и оснащённый торпедами для атаки судов противника.

  28 июня 1941 года, в начале войны, во второй половине дня подводная лодка «Л-3» вышла в море в свой первый боевой поход для минирования подступов к порту Мемель.

  На поставленных экипажем лодки минах подорвались и затонули три вражеских транспорта и тральщик.

  Второй боевой поход был осуществлён 15 июля к главной базе фашистского флота на Балтике –Пиллау –с целью минирования фарватера.

  Вскоре было установлено, что немецкие тральщики начали очищать от мин фарватер, чтобы обеспечить выход кораблей.

  Подводники решили выждать, когда тральщики вернутся в базу, - и вновь заминировали фарватер.

  На поставленных минах вскоре подорвались и пошли ко дну два тральщика противника.

  По сведениям из военных источников, за период с июня 1941 по конец 1942 года, подлодка «Л-3» участвовала в четырёх боевых походах, при этом на минных постановках и в результате торпедных атак было потоплено или повреждено 12 судов противника.

  Особенно удачным выдался август 1942 года, когда наша подводная лодка торпедировала танкер водоизмещением 15 000 тонн, миноносец и 4 транспорта, а на поставленных ею минах подорвались ещё два судна и немецкая подводная лодка.

  Весь экипаж был награждён правительственными наградами, а старпом капитан-лейтенант Вульф Коновалов – высшей наградой – орденом Ленина.

  В ноябре 1942 года на поставленных лодкой минах подорвались ещё 5 транспортов противника.

  28 марта 1943 года Вульф Коновалов принимает командование лодкой «Л-3», которая к тому времени стала гвардейской.

  И вот тогда в полной мере проявились выдающиеся командирские способности Вульфа Калмановича Коновалова.

  Каждый боевой поход вошёл в историю подводной войны, как образцовый с точки зрения военного искусства.

  Новаторский подход командира обеспечивал блистательные победы.

  Победу приходилось добиваться. Сталкиваясь с огромными трудностями.

  Вплоть до второй половины 1844 года советский Балтийский флот был практически намертво заперт немцами и финнами в Ленинграде и Кронштадте.

  Выход любого надводного корабля был абсолютно невозможен из-за многоярусных минных полей и простреливался артиллерией противника по морской акватории.

  За это Балтику называли «супом с клёцками». Прорваться в Финский залив удавалось только подводным лодкам, и то с большими потерями.

  За этот период лодкой под командованием Вульфа Коновалова было совершено 3 боевых похода в южную часть Балтийского моря, было потоплено десять судов противника: пять торпедами и пять подорвались на минах.

  В начале февраля 1945 года у Земландского полуострова, «Л-3» действовавшая в сложных условиях малой глубины, торпедировала вражеский корабль, который вёл артиллерийский обстрел наступающих советских войск.

  Во время контратаки на лодку было сброшено 28 глубинных бомб. За этот подвиг весь экипаж лодки 54 человека был награждён медалями «За взятие Кенигсберга».

  Апрель 1945 года. Преодолев противолодочный барьер в Финском заливе, подводная лодка заняла позицию на выходе из Данцигской бухты, неподалеку от маяка на полуострове Хела.

  Опасаясь атаки советских кораблей, противолодочные силы фашистов держали под контролем буквально каждый квадрат морской поверхности и глубины.

  Уже было известно о потоплении 30 января 1945 года, другим знаменитым советским подводником-балтийцем. Близким другом Вульфа Коновалова – Александром Маринеско.

  Вражеского судна «Вильгельм Густав», водоизмещением 25484 тонн, а 10 февраля «Генерал Штойбен» водоизмещением 14660 тонн, на которых, в сумме, находилось 9000 фашистов.

  Немцы удвоили бдительность.

  В ночь с 16 на 17 апреля море сильно штормило. Подводная лодка уже четвёртые сутки находилась в этом районе.

  Командир Вульф Коновалов не покидал свой пост у перископа. Акустики замерли в ожидании: не раздастся ли в наушниках шум винтов приближающегося корабля противника.

  Ближе к полуночи ими был обнаружен караван: большое судно в сопровождении двух эсминцев. Как оказалось впоследствии, это был военный транспорт «Гойя», водоизмещением более 5000 тонн.

  Транспорт спешно уходил на запад, на его борту находилось более  7200 человек – солдаты танковой дивизии вермахта, раненые военнослужащие, чиновники Рейха и все те, кто не желал появления советских частей на территории Германии, власовцы и полицейские удиравшие из Восточной Пруссии, под ударами Советской Армии.

  Вульф Коновалов отдал приказ подготовиться к атаке.

  Положение осложнялось тем, что для сближения с целью, подводной лодке, нужно было  развить максимальную скорость, а это возможно только в надводном положении, когда могли развить полную мощность её дизельные двигатели.
 
  И командир пошёл на этот огромный риск.

  Командование фашистской эскадры и подумать не могло, что найдётся смельчак, способный практически, в открытую, пройти с ней параллельным курсом.

  Расстояние между лодкой и транспортом постепенно сокращалось. Дистанция залпа составляла около полутора километров.

  Громадный силуэт фашистского транспорта – под прицелом!

  Все замерли в напряжённом ожидании. Проходят томительные минуты… Ещё один маневр, чтобы поразить цель наверняка…
Всё! Атакуем! На часах – 23:52.

Следуют команды командира: «Носовые торпедные аппараты…говсь!» - а затем: «Пли!»

Раздалось два мощных взрыва.

  Получив в борт две торпеды, «Гойя» разломился пополам на две части и через 7 минут после атаки, громадный вражеский транспорт затонул.

  Так наш, капитан III ранга Вульф Калманович Коновалов отправил на дно целую дивизию противника!

  По официальному свидетельству военных историков, гибель «Гойи» стала самой крупной катастрофой в истории мореплавания (как среди военных, так и среди гражданских судов), а командир советской подлодки – своеобразным «мировым рекордсменом» среди подводников.

  Для сравнения: на знаменитом «Титанике» людей погибло в пять раз меньше – 1517 человек.
 Кораблям сопровождения транспорта «Гойя» удалось спасти только 183 человека.

  Гибель «Гойи» - стала жестокой платой, которую немецкий народ заплатил за свою поддержку Гитлера и всего нацистского режима.

  После этой атаки командир дал команду на срочное погружение и уже в подводном положении, путём сложных маневров, сумел оторваться от преследования противника, которое длилось два с половиной часа.

  Возвращаясь на базу, Вульф Коновалов «по пути» потопил ещё один транспорт противника.

  Это был удачный во всех отношениях поход!

  Пять членов экипажа гвардейского минного заградителя «Л-3» приняли участие, 24 июня 1945 года, в параде Победы!

  Указом Президиума Верховного Совета советского Союза, от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, гвардии капитануIII ранга Владимиру Константиновичу Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

  Менять произвольно, без согласия человека, его родные имя и отчество, в приказах по награждению, – было неписанным правилом для вышестоящих чиновников из строевого отдела в штабах, но в личном деле командир он так и оставался - Вульфом Калмановичем Коноваловым.

  «Л-3» - заняло первое место среди советских подводных лодок по количеству потопляемых вражеских судов: 25 военных кораблей и транспортов (четыре судна были повреждены). Такого результата не имел ни один другой подводный корабль советского флота.
 
  После войны Вульф Коновалов продолжал службу на «Л-3», затем командовал подлодкой «Н-23».

  В 1950 году окончил Военно-Морскую академию, служил начальником кафедры 2-го Балтийского военно-морского училища, потом – был начальником штаба, а с ноября 1955 года – командиром дивизиона подводных лодок Балтийского флота.

  А в марте 1958 года новобранец из его дивизиона расстрелял из автомата своих шестерых товарищей-подводников и попытался сбежать на иностранное судно.

  Вульфа Коновалова отстранили от командования – и на пять долгих лет, 1958-1963, он оставался в стороне от серьёзных флотских дел.

  Только в 1963 году ему предлагают штабную должность на Севере.

  Неожиданно для себя, он оказывается рядом с сыновьями Марком и Евгением, которых они вырастили с любимой супругой Лидией, и которые также избрали нелёгкую профессию офицеров-подводников, и  стали командирами океанских подводных лодок-ракетоносцев.

  Став за службу капитанами первого ранга, оба уже давно в отставке.  Офицером-подводником стал и внук Вульфа Калмановича.

  Командующий Балтийским флотом(1939-1947) адмирал Владимир Филиппович Трибуц, сказал в июне 1963 года:

  «По искусству кораблевождения, по использованию оружия, по тактике – словом, по всем боевым показателям, - «Л-3» не имеет себе равных!»

  7 мая 1966 года Вульфу Коновалову присвоили звание  -
«контр-адмирал», а через полтора года его не стало.

  Герой Советского Союза, контр-адмирал Вульф Калманович Коновалов, скончался в Ленинграде, 29 ноября 1967 года, от инфаркта.
 Он не дожил всего неделю до 56 лет…

  Так безвременно оборвалась жизнь легендарного подводника, достойного сына и гордости еврейского народа.

P.S.

  Увы, подвиг Вульфа Коновалова не был достойно освещён ни в военной печати, нив гражданской прессе.

  А ведь аналогичные потери врагу общевойсковая армия могла нанести лишь в многодневных кровопролитных боях, теряя при этом не одну тысячу своих бойцов…

  К сожалению, это была не первая несправедливость, с которой пришлось столкнуться выдающемуся подводнику.

  Представленный за уничтожение «Гойи» к званию Героя Советского Союза, он получил его только 8 июля 1945 года, одним из последних среди советских военных моряков.

  В послевоенных публикациях, посвящённых героям-морякам, упоминание о том, что Вульф Коновалов:

  – Герой Советского Союза, кавалер трёх орденов Ленина, двух орденов Боевого Красного Знамени, полководческого «Ордена Ушакова» II степени, ордена Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды и многих медалей,- зачастую отсутствовала.

  Наверное, Вульф Коновалов, человек прямой и принципиальный, привыкший без страха смотреть в глаза смерти, превыше всего ценивший дружбу и взаимовыручку, воинский долг и порядочность, презиравший подхалимов и трусов, не у всех окружающих вызывал чувство восторга.

  Рубка же его удачливой лодки «Л-3» попервости была установлена у штаба бригады подлодок в Лиепае, а после того, как части Советской Армии и Военно-Морского флота покинули Прибалтику, её эвакуировали в Россию и в 1995 году установили в Москве, на мемориале Победы на Поклонной горе.

 Примечание:

  Всего в боевых действиях во время Великой Отечественной войны участвовало 170 подводных лодок ВМФ СССР.

  На 27 из них командирами служили евреи:

Израиль Фисанович, Иосиф Израйлевич, Григорий Кукуй, Исай Зельбст, Александр Каутский, Вульф Коновалов, Самуил Богорад, Аркадий Моисеев, Илья Браун, Эдуард Бродский, Исаак Кабо, Роман Линдерберг, Яков Хмельницкий, Иосиф Юдович, Бенцион Буянский, Мойсей Шлионский, Семён Эпштейн, Сергей Могилевский, Израиль Сивориновский, Адольф Резников, Абрам Темин, Израиль Быховский, Евгений Расточиль, Абрам Александровский, Вениамин Комаров, Григорий Гольдберг, Борис Марголин.
  Трое из них были – командирами бригад подлодок и один – командиром дивизиона.

  Евреи моряки – Самуил Богорад, Вульф Коновалов,Израиль Фисанович, командир отряда торпедных катеров Абрам Свердлов, морской лётчик Илья Катунин, командир морского десанта Цезарь Куников – удостоились звания Героя Советского Союза.

  Внесли свой вклад в Победу над врагом вице-адмирал Абрам Львович Генкин,  и 22-контр-адмирала:

  Беляев Илья Иосифович, Богданович Абрам Михайлович, Верховский Сергей Борисович, Волосатов Борис Михайлович, Галицкий Анатолий Александрович, Гельгиссер Павел Тихонович, Давидович Борис Глебович, Жуковский Оскар Соломонович, Кайданов Григорий Геннадьевич, Коновалов Вульф Калманович, Пилиповский Григорий Ефимович, Сигал Давид Самойлович, Трайнин Павел Ааронович, Усыскин Александр Кузьмич, Фельдман Николай Эдуардович, Ханин Николай Фёдорович, Шпиндель Даниил Гилелевич, Штейнберг Генрих Владимирович, Юровский Александр Янкелевич, Александров  (Бар) Александр Петрович, Яновский Михаил Иосифович.

  Евреи, сражаясь в Военно-Морском флоте, ожесточённо мстили нацистам за антисемитизм, своей неуклонной волей к бою.


Рецензии
Большое спасибо Вам, Лев, за это эссе о замечательном моряке-подводнике Вульфе Коновалове! Вы открываете читателю неизвестные страницы истории! Это очень важная и нужная работа!
С уважением и теплом, Рита

Рита Аксельруд   15.10.2021 07:43     Заявить о нарушении
Замечательная у Вас получилась эта статья.С уважением,

Лилия Фрайзингер   16.11.2021 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.