2005-03 В человеческой жизни нет никакого смысла

2005-03-30 В человеческой жизни нет никакого смысла
Сайт «Антропология»
Форум по философии и философской антропологии
__________________________________________________

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕМЫ:
Чацкий, Harry
__________________________________________________


Чацкий
------------
Добавлено: 30.03.2005 09:26:53

В человеческой жизни нет никакого смысла.

У подавляющего большинства людей это утверждение должно вызывать злобу. Почему? Подсознательно каждый человек прекрасно понимает, что в его жизни нет никакого смысла, но если эта мысль укрепится в сознании, то человеку не останется ничего, как покончить с жизнью.
«В чем смысл моей жизни?» - ответом на этот вопрос для человека обыкновенно становятся различные рационализации. Уверенность большинства в том, что эти рационализации – не рационализации, а истины является для каждого отдельного человека наиболее весомым «аргументом». «Все так говорят, значит, это правильно» - рассуждает индивид. Хороший метод психологической защиты. Декарт (истина открывается скорее кому-то одному, нежели большинству) отдыхает.

Рассмотрим различные варианты рационализаций, выдаваемых за ответ на вопрос о смысле жизни.

I. Подмена понятий. В тех случаях, когда смысл жизни однозначно определяется, обыкновенно имеет место подмена понятий.
1) Подмена понятия «цель (смысл) жизни» на «средство жизни». Смысл жизни или цель жизни – это то, ради чего человек живет, то, на что он тратит свою жизнь. Смысл жизни - это та цель, ради которой человек решил существовать. Смысл жизни – это цель, средство которой существование.
Средство жизни – то, что позволяет человеку существовать. Средство нужно для поддержания существования. Смыслом или целью жизни должна бы была быть такая цель, для которой существование было бы средством.
За смысл жизни обычно выдают не то, для чего существование – средство, а то, что является средством существования.
Рассмотрим примеры, когда «смысл жизни» заменяется «средством жизни».

1. Смысл жизни – карьера. Еда – смысл жизни. Это сомнений не у кого не вызывает. Хорошая карьера – много вкусной еды. Следовательно, карьера – средство зажиточного существования. Могут возразить, что карьера – это также самореализация. Но самореализация – средство психологического здоровья. Подмена понятий цели и средства в различных философских учениях и религиозных конфессиях.

2. Смысл жизни в самовыражении через творчество (Сартр). В своих произведениях Жан-Поль Сартр хотел сказать, что нужно самовыражаться через творчество, но он не утверждал творчество смыслом жизни. Те последователи экзистенциализма, которые не отличаются особой дальновидностью поняли Сартра по-своему. А именно: смысл жизни в самовыражении через творчество. Самовыражение через творчество для человека у которого есть такая потребность – средство здорового образа жизни (неудовлетворение потребности вызывает невроз), средство получить удовлетворение.

3. Смысл жизни в любви к ближнему (Христианство). Любовь к ближнему – средство для создания с христианской точки зрения правильного общества, цель которого – благоприятная жизнь. Любовь к ближнему, следовательно, средство благоприятной жизни.

4. Смысл жизни – покорность Всевышнему (Ислам). Покорность – не то, ради чего стоит жить, а то, как жить.

2) Подмена понятий «смысл жизни» и «средство изживания жизни».
Если человек не покончит с жизнью, осознав ее бессмысленность, то, понимая то, что в жизни нет никаких целей, человек будет вынужден «сидеть на одном месте и ничего не делать», а это тяжело психологически. Для того чтобы что-то делать, ему необходима цель действий. Люди обыкновенно находят себе какую-либо цель. Эта цель, как и вообще всякая цель не меняет мир, но служит как бы средством изживания жизни.
Может ли человек избавиться от потребностей, обрести абсолютную свободу, стать бессмертным? Разумеется, нет. Есть ли такая цель, достижение которой позволит человеку качественно изменить этот мир? Очевидно, что такой цели нет. «Ни одна цель не стоит усилий, затрачиваемых на ее достижение» (А. Шопенгауэр) Мы обыкновенно видим перед собой идеализированную цель, а, достигнув ее, познаем ее реальные свойства и разочаровываемся.
Само наше появление в этом мире случайно. Мы родились случайно, ни с кем о своем рождении не договариваясь. Как вообще в таком случае возможен смысл жизни? На планете живет несколько миллиардов людей. Во вселенной бесконечное количество планет. В таких масштабах любая цель отдельного человека ничтожна.
Мировая воля (если использовать термин Шопенгауэра) запрещает человеку иметь собственный смысл жизни, так как человек обязан существовать, как средство воли. Человек интересует волю не как личность, а как представитель вида Homo Sapiens. Он должен существовать не ради собственной цели, а ради продолжения рода и поддержания целостности системы. Человек, как индивид, вынужден выполнять в обществе строго отведенные ему функции, таким образом, каждый индивид является средством существования общества, как целостного механизма, а у средства не может быть собственной цели.

Harry
------------
Добавлено: 30.03.2005 10:19:52
К проблеме смысла жизни
1. Само понятие смысла жизни точно не определено и может быть отнесено как к отдельной личности, так и к человечеству в целом, отсюда необходимость минимум двух подходов к его определению.
2. Решение проблемы смысла жизни связано также с проблемой самой постановки вопроса о смысле жизни. Здесь возможно следующее объяснение: все действия человека так или иначе осмысленны, т.е. следуют заранее придуманному плану, отсюда телеологический их характер. Именно потому, что действие задумано, оно имеет смысл до того, как предпринято. Так как вся жизнь человека – действие, возник вопрос о смысле жизни.
3. Так как смысл любого действия заключается не в нем самом, а в сознании человека, его предпринимающего, то, следуя приведенной логике, необходимо постулировать существование мыслящего субъекта более высокого порядка, чем человек, который и осмысливает жизнь человечества и индивида, т.е. бога. Религиозная концепция смысла жизни создана, и в этом плане вопрос о смысле жизни решен.
4. Т.о., проблема состоит в том, чтобы найти смысл жизни человека/человечества без бога. Для этого нужен более глубокий анализ причин введения бога. Приведенное в п.2 объяснение смысла любого действия применимо только к конечным объектам, единичным по природе. Человек же существо родовое, и как родовое – бесконечное; чтобы придать ему смысл по аналогии с обычными, конечными предметами, человека нужно было «оконечить», для чего и понадобился бог – предел человеческих способностей. Следовательно, проблема смысла связана с проблемами бесконечности мира и человека.
5. Проблему бесконечности применительно к человеку можно представить следующим образом: конечность отдельной личности при бесконечности (в принципе) человеческого рода. Применительно к миру – конечность любой отдельной вещи при бесконечности мира в целом.
6. Еще одно необходимое условие определения смысла жизни – введение самого понятия жизни. Как уже упоминалось в п.2, жизнь можно определить как действие, с учетом п.5 – действие личности по отношению к вещам и другим личностям, действие человечества по отношению к миру и себе, как части мира.
7. Т.о., с учетом всех пунктов смысл жизни человека (индивида) можно определить двумя путями: либо смысл жизни личности определяется всей совокупностью отношений человечество-мир, и вне этой системы смысла жизни личности нет, либо смысл жизни личности определяется индивидуально, вне этих связей. Смысл жизни всего человечества можно определить достаточно однозначно – он заключается в нем самом, в непрерывной деятельности по воссозданию и саморазвитию, в существовании самого человечества.
8. Все предпринимавшиеся в истории философии попытки определить смысл жизни отдельного человека, исходя из него самого (человеческого атома), заканчивались неудачей именно в силу слишком тесной связи индивида и общества. Известное определение, что смысл жизни человека – в нем самом, является модификацией общего определения в п.7.
Т.о. невозможно говорить о смысле жизни личности вне общества, допустимо лишь говорить об индивидуальной форме выражения общечеловеческого смысла жизни на личностном уровне.

--------------------------------------
Страница 1 из 1


Рецензии