Ещё немного о Венеции. О виллах и карликах
пер. с итальянского
Начиная с 16 века, когда Венеция углубилась в близлежащие сухопутные терри-
тории, - " Stato da terra", образуя симбиоз с морской частью Венецианского
государства - "Stato da mar", началось преобразование привычного уклада, кото-
рое привело к рождению новой культуры вилл, когда возведение разных по назначе-
нию зданий было поручено самым выдающимся архитекторам того времени.
Они стали не только форпостами Республики, наделёнными сельскохозяйственными
функциями и эстетической изысканностью - они стали центром нового стиля жизни,
которое можно спокойно возвести в ранг цивилизации: цивилизации виллы.
В какой-то степени виллы являются символом реорганизации венецианской мощи,
которая находилась под прессом оттоманской возрастающей экспансии, уравновеши-
вая потерю центрального положения в морской торговле после открытия Америки,
которое становилось всё заметней. Венеция расширяется вглубь, экпроприирует и
покупает новые участки земли, их преображает, благодаря умному рекультивированию.
Горожане-владельцы не перезжали, однако, насовсем из родной Венеции. В 15-16
веках "villegiatura" обозначало проводить самые жаркие летние месяцы среди
сельских холмов и долин, где жара переносится легче, предаваясь летнему отдыху.
Эта традиция была нарушена после падения Республики, когда виллы стали постоян-
ным прибежищем семей, которые потеряли право управлять Венецией.
В середине 16 века каменнорезчик, а затем архитектор Андреа Палладио наиболее
ярко воплощает в жизнь эту потребность в развлечении и одновременно в медита-
ции, в эстетической красоте и одновременно в функциональности: его художествен-
ный гений создаёт модель загородных вилл для аристократов, которые, по его идее
должны заниматься аграрной деятельностью.
Имитациям палладианской виллы, созданной согласно правилам, числам и пропор-
циям, понятным и воспроизводимым, несть числа: от России Екатерины Второй до
Англии, от Шанхая до Бразилии и Индии, от Белого Дома в Вашингтоне до огромных
домов американских землевладельцев. Когда несколько тысяч освобождённых рабов
решили вернуться в Африку и основали Либерию, их бедные деревянные жилища
походили на единственную известную им строительную модель: палладианскую.
* * *
До наших дней сохранилось около четырёх тысяч венецианских вилл, расположенных
в провинциях ВЕнето и Фриули Венеция Джулия( устоявших в периоды разрухи и несмо
тря на планы централизованной городской застройки, местами уж слишком разве-
сёлым). Девять из десяти из них находятся в частном владении( в нескольких ред
ких случаях - это потомки первых владельцев) и около половины из них - объекты
художественного наследия. В 1996 года венецианские виллы вошли в список ЮНЕСКО.
Кроме архитектурной ценности, они являются настоящими художественными кладо-
выми: Вилла Барбара в Мазере, на севере Тревизо, была спроектирована Андреа
Палладио и украшена фресками Паоло Веронезе.
Вилла Вальмарана, рядом с Виченцей, знаменита своей настенной живописью,своеоб-
разной "настенной библиотекой", выполненной кистью Джамбаттиста и Джандоменико
Тьеполо: фресками по мотивам "Илиады", "Енеиды", "Освобождённого Иерусалима",
"Безумного Роланда", а также со сценками с крестьянами, влюблёнными парочками,
сценами прогулок, карнавалов, постройками в китайском стиле.
Гёте имел возможность любоваться ими во время своего путешествия по Италии.
Оригинальность и художественная изысканность распространились и на пространст-
во сада, украшенного десятками статуэток карликов. Отсюда и название Виллы -
Виллы Вальмарана с карликами.
Конечно, такой особенный дом не мог не служить рождению одной легенды, кото-
рая рассказывает о благородном владельце по имени Вальмарана, имевшим дочь,
Яну - прекрасную лицом, но родившуюся с деформированным телом карлицы.
Вальмарана безумно любил свою дочь и поэтому, чтобы уберечь её от возможных
страданий построил в 1669 эту огромную виллу у подножия горы Берико, окружённую
целым сонмом карликов и карлиц, готовых исполнить любое желание девочки; с тем,
чтобы она не могла отдать себе отчёт в своём отличии от других, она была лишена
контактов с внешним миром.
Девочке было запрещено подходить к окну, и она жила в золотой клетке, постро-
енной для неё отцом. Жила в счастливом неведении реальности, не зная, что про-
исходило за стенами сада, не зная ни печалей, ни радостей любви.
Высокие стены защищали это хрупкое равновесие, все молодые синьоры, привлечён-
ные слухами о богатстве отца Яны, узнав о положении дел, разворачивались назад,
так что она не подозревала, что происходило вокруг неё.
Но девушка была умна и любопытна. После того, как она исследовала отцовскую
библиотеку вдоль и поперёк, она решила, что пришёл момент нарушить запрет отца
и приступить к исследованию мира. Она облокотилась на подоконник и именно в
этот момент рядом проезжал красивый всадник, молодой князь, который был пленён
красотой её лица. Когда же она выбежала на террасу, кавальер ретировался в ужа-
се.
Напрасно безутешная Яна звала его. Горькая правда открылась ей, и в отчаянии
несчастная девушка выбросилась из окна.
Говорят, что её верные слуги-карлики взобрались на стену, окружавшую сад, что-
бы увидеть, что же случилось с их юной хозяйкой и окаменели от горя.
И сейчас их можно увидеть в той же позе, вместе с другими декоративными
скульптурами, если посетить Виллу Вальмарана c карликами.
Свидетельство о публикации №121101004666
Теперь несколько дней буду бродить по этим виллам...
О, веницианцы знали вкус жизни, умели рисковать ей и получать тончайшее удовольствие от красоты и комфорта...
Легенда...одной рукой дать все, а другой отнять больше...бедная девочка..
Спасибо тебе за интересный рассказ, за стимул немедленно увидеть это хоть картинкой в интернете..
Обнимаю с благодарностью и любовью.
Валентина Янко 11.10.2021 22:00 Заявить о нарушении
Обнимаю тебя, моя лапочка.
София Ладзарус 11.10.2021 23:08 Заявить о нарушении