Ещё немного о Венеции. О виллах и карликах

 Отрывок  из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
 пер. с итальянского


    Начиная с 16 века, когда Венеция углубилась в близлежащие сухопутные терри-
 тории, -  " Stato da terra", образуя симбиоз с морской частью Венецианского
 государства - "Stato da mar", началось преобразование привычного уклада, кото-
 рое привело к рождению новой культуры вилл, когда возведение разных по назначе-
 нию зданий было поручено самым выдающимся архитекторам того времени.
 Они стали не только форпостами Республики, наделёнными сельскохозяйственными
 функциями и эстетической изысканностью - они стали центром нового стиля жизни,
 которое можно спокойно возвести в ранг цивилизации: цивилизации виллы.
   В какой-то степени виллы являются символом реорганизации венецианской мощи,
 которая находилась под прессом оттоманской возрастающей экспансии, уравновеши-
 вая потерю центрального положения в морской торговле после открытия Америки,
 которое становилось всё заметней. Венеция расширяется вглубь, экпроприирует и
 покупает новые участки земли, их преображает, благодаря умному рекультивированию.
 Горожане-владельцы не перезжали, однако, насовсем из родной Венеции. В 15-16
 веках "villegiatura" обозначало проводить самые жаркие летние месяцы среди
 сельских холмов и долин, где жара переносится легче, предаваясь летнему отдыху.
 Эта традиция была нарушена после падения Республики, когда виллы стали постоян-
 ным прибежищем семей, которые потеряли право управлять Венецией.
   В середине 16 века каменнорезчик, а затем архитектор Андреа Палладио наиболее
 ярко воплощает в жизнь эту потребность  в развлечении и  одновременно в медита-
 ции, в эстетической красоте и одновременно в функциональности: его художествен-
 ный гений создаёт модель загородных вилл для аристократов, которые, по его идее
 должны заниматься аграрной деятельностью.
   Имитациям палладианской виллы, созданной согласно правилам, числам и пропор-
 циям, понятным и воспроизводимым, несть числа: от России Екатерины Второй до
 Англии, от Шанхая до Бразилии и Индии, от Белого Дома в Вашингтоне до огромных
 домов американских землевладельцев. Когда несколько тысяч освобождённых рабов
 решили вернуться в Африку и основали Либерию, их бедные деревянные жилища
 походили на единственную известную им строительную модель: палладианскую.
 
                *   *   *

   До наших дней сохранилось около четырёх тысяч венецианских вилл, расположенных
 в провинциях ВЕнето и Фриули Венеция Джулия( устоявших в периоды разрухи и несмо
 тря на планы централизованной городской  застройки, местами уж слишком разве-
 сёлым). Девять из десяти из них находятся в частном владении( в нескольких ред
 ких случаях - это  потомки первых владельцев) и около половины из них - объекты
 художественного наследия. В 1996 года венецианские виллы вошли в список ЮНЕСКО.
   Кроме архитектурной ценности, они являются настоящими художественными кладо-
 выми: Вилла Барбара в Мазере, на севере Тревизо, была спроектирована Андреа
 Палладио и украшена фресками Паоло Веронезе.
 Вилла Вальмарана, рядом с Виченцей, знаменита своей настенной живописью,своеоб-
 разной "настенной библиотекой", выполненной кистью Джамбаттиста и Джандоменико
 Тьеполо: фресками по мотивам "Илиады", "Енеиды", "Освобождённого Иерусалима",
 "Безумного Роланда", а также со сценками с крестьянами, влюблёнными парочками,
 сценами прогулок, карнавалов, постройками в китайском стиле.
 Гёте имел возможность любоваться ими во время своего путешествия по Италии.
   Оригинальность и художественная изысканность распространились и на пространст-
 во сада, украшенного десятками статуэток карликов. Отсюда и название Виллы -
 Виллы Вальмарана с карликами.
   Конечно, такой особенный дом не мог не служить рождению одной легенды, кото-
 рая рассказывает о благородном владельце по имени Вальмарана, имевшим дочь,
 Яну - прекрасную лицом, но родившуюся с деформированным телом карлицы.
 Вальмарана безумно любил свою дочь и поэтому, чтобы уберечь её от возможных
 страданий построил в 1669 эту огромную виллу у подножия горы Берико, окружённую
 целым сонмом карликов и карлиц, готовых исполнить любое желание девочки; с тем,
 чтобы она не могла отдать себе отчёт в своём отличии от других, она была лишена
 контактов с внешним миром.
   Девочке было запрещено подходить к окну, и она жила в золотой клетке, постро-
 енной для неё отцом. Жила в счастливом неведении реальности, не зная, что про-
 исходило за стенами сада, не зная ни печалей, ни радостей любви.
 Высокие стены защищали это хрупкое равновесие, все молодые синьоры, привлечён-
 ные слухами о богатстве отца Яны, узнав о положении дел, разворачивались назад,
 так что она не подозревала, что происходило вокруг неё.
   Но девушка была умна и любопытна. После того, как она исследовала отцовскую
 библиотеку вдоль и поперёк, она решила, что пришёл момент нарушить запрет отца
 и приступить к исследованию мира. Она облокотилась на подоконник и именно в
 этот момент рядом проезжал красивый всадник, молодой князь, который был пленён
 красотой её лица. Когда же она выбежала на террасу, кавальер ретировался в ужа-
 се.
 Напрасно безутешная Яна звала его. Горькая правда открылась ей, и в отчаянии
 несчастная девушка выбросилась из окна.
 Говорят, что её верные слуги-карлики взобрались на стену, окружавшую сад, что-
 бы увидеть, что же случилось с их юной хозяйкой и окаменели от горя.
    И сейчас их можно увидеть в той же позе, вместе с другими декоративными
 скульптурами, если посетить Виллу Вальмарана c карликами.


Рецензии
Сонечка...удивительный гений Андреа Палладио...обессмертил свое имя...
Теперь несколько дней буду бродить по этим виллам...
О, веницианцы знали вкус жизни, умели рисковать ей и получать тончайшее удовольствие от красоты и комфорта...
Легенда...одной рукой дать все, а другой отнять больше...бедная девочка..
Спасибо тебе за интересный рассказ, за стимул немедленно увидеть это хоть картинкой в интернете..
Обнимаю с благодарностью и любовью.

Валентина Янко   11.10.2021 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо большое, что читаешь! И я тоже посмотрю на них хоть еа фото.
Обнимаю тебя, моя лапочка.

София Ладзарус   11.10.2021 23:08   Заявить о нарушении