Механическое тело

     Механическое тело мы должны рассматривать как стремящееся действовать сразу же во всех направлениях. Эта крайняя степень несвободы, или, что одно и тоже, мельчайшая толика свободы, собственно говоря, как это парадоксально не звучит, и не позволяет телу действовать. Реальность механического тела такова, что оно не в состоянии действовать сразу на всё, и поэтому оно и не действует (сила тяжести есть взаимная сила, а мы сейчас рассматриваем лишь то, что присуще самому телу как некоторой субстанции). Итак, наше тело не движется, потому что оно "не знает" куда ему двигаться. Тело не движется, то есть не стремится действовать, не потому что "совершенно не может" (всё, что обладает хоть какой-то реальностью уже может), а потому что оно "слепо", потому что оно "не видит" куда приложить ему собственные силы.

    Но вдруг на это тело налетает другое механическое тело и соударяется с ним. Говорят, что налетевшее тело передаёт силу своего движения нашему телу. Так ли это? Но как же не так, если эту силу даже можно посчитать? Ни у физики, ни у механики нет никаких сомнений на этот счёт и по этому поводу. И лишь философия робко и отдельными местами озвучивает своё едва угадываемое "против". После удара наше тело начинает двигаться не потому что ему передали некоторую силу, а потому что наше механическое тело впервые получило ограничение (провзаимодействовав с чем-то другим, с чем-то иным) - теперь оно знает куда ему двигаться. И сила с которой движется наше механическое тело теперь, это та сила или та часть силы самого нашего тела, которое, вступив во взаимодействие, возбудилось в заданном направлении. Не сила перескакивает с тела на тело, как таинственная и неуловимая "субстанция силы", а само тело, встретив другое тело - высвобождает собственную реальность в подсказанном ему направлении. Сила - всякий раз заново порождается, а не "передаётся" неизменной.

    Двигаться значит стремиться действовать. Здесь мы вместо того, чтобы, как это принято сегодня, описывать органику механическими терминами, осуществляем обратную операцию - описываем механику органическими терминами. И это правильно, потому что только с таких позиций мы видим механику полноценно. Точно также лишь описание органики с человеческих позиций приведёт нас к полноценному видению самой органики. Что же касается человека то он понимается через самого себя (лишь для него этот субстанциональный метод адекватен в определённом смысле), но также человек понимается и через любую другую форму движения (механическую и органическую) вследствие своей универсальности.
    Хотя в строгом смысле слова всё может быть доведено до универсального способа рассмотрения - то есть человеком меряется всё, и обратно, всё - меряется человеком (Протагор).

    Но вернёмся к нашему механическому телу. Мы говорим, что оно движется, и понимаем это как стремление действовать. Словечко "стремление" приходит к нам со стороны органики, ещё Аристотель устанавливает, что душа это стремление (по Аристотелю к желанному предмету, а по Спинозе к сохранению своего существования). Но оказывается, что и механическое тело умеет "стремиться". Когда вы видите как механическое тело перемещается, то вы должны понимать, что оно стремится. Лейбниц называл силу, действующую в таком движущемся теле - живой. Он так и писал - живые силы. А мы напишем - живые силы механики - силы, приведённые друг другом в возбуждённое состояние (или, как мы ещё о них говорим - актуально действующие силы). Только живые силы механики действительны, только они воздействуют, строят, разрушают, притягивают и отбрасывают. Потенциальные силы неорганической материи (не приведённые в возбуждённое состояние) мы ощутить не можем. Однако мы знаем, что несмотря на то, что они не действительны, они всё же реальны.

    Так называемый "покой" тела это его универсум бесконечных возможностей намертво скрепляющих и связующих данное тело. Вещь "смотрит" своими глазами сразу же во все стороны и... и "ничего не видит". Она даже не ждёт (это уже способность органики), она только и всего лишь "готова", а ещё точней - она сама и есть эта "готовность" или предуготовленность" к миру и отзывчивости. В этом плане нет ничего более инертного и косного, чем неорганическая материя, но в этом же плане - нет и ничего иного, откуда могла бы начаться история и движение. Мёртвые силы механического тела граничат с живыми и представляют собой контрастный водораздел: по одну сторону - ничто и косность, по другую сторону - надежда и прорыв.


Рецензии