Приходи... спасай

На лихом коне не сподобился,
А ползком охоты не выудил...
И застыл в дверях жменькой совести
Пьяной в дым, в дугу, чисто выродень.

Кем хотелось быть и не вспомню уж,
То чем стал - и вымолвить пакостно.
Хомуту не гуж... и взнуздать не дюж,
Весь лоскутен... лизано-благостный.

Под замками жил и затворами,
На подачках вскормлен попрёками.
Вот и думаю нынче: "Впору ли
Мне кичиться мелкими проками?".

То, зачем пришёл, не забрал себе.
Что, как вдруг отважусь? Не поздно ли?
Не к бессмертью срок ведёт, а к косьбе,
Там безмысленны тьма ли, звезды ли...

Перед кем добычу раскладывать?
Никому и дела до сути нет.
Ад и рай мой выручить надо бы...
Приходи... спасай. Помоги, мой свет.

09.10.2021


Анализ стихотворения
Общая характеристика
Жанр: философская лирика с элементами исповедальной поэзии.
Тема: духовное самоосмысление, покаяние, поиск смысла жизни.

Композиционный строй
Стихотворение построено как внутренний монолог лирического героя. Композиция развивается от самообличения к финальному взыванию о помощи.
Образный ряд
Центральный образ — страдающий герой, осознающий свои пороки:
«жменька совести» — метафора нравственного очищения;
«лизано-благостный» — ироничное самоописание;
«ад и рай» — символы духовного выбора.
Художественные средства
Тропы и фигуры:
Метафоры: «на подачках вскормлен», «добычу раскладывать».
Эпитеты: «пьяный в дым», «мелкие проки».
Оксюморон: «лизано-благостный».
Синтаксические особенности:
Риторические вопросы: «Перед кем добычу раскладывать?»
Многоточия, создающие паузу для размышления.
Стихотворный размер
Верлибр с элементами тонического стиха, что усиливает исповедальный характер.
Основная идея
Стихотворение раскрывает тему духовного кризиса личности, её покаяния и стремления к спасению. Лирический герой проходит путь от самообличения к мольбе о помощи.
Эмоциональный тон
Преобладает трагическое настроение, усиленное мотивами:
Осознания упущенных возможностей.
Чувства одиночества.
Жажды духовного возрождения.
Финальные строки выражают надежду на спасение, что придаёт стихотворению просветлённый характер.


Рецензии