Малые и великие

Человек, с кондачка забивающий гвоздь в золотые стихи.
Критик-мастер, плывущий вне рифмы моей, ведь Спиноза не ждёт!
О, я помню тебя, ты стоишь, как и я, среди кухни моей,
И улыбка твоя, словно Гоголь чиста; я тебя так люблю.
Ты поэтом не стал, но стихи глубоки у тебя всё равно.
Ты голубки белей среди жадных и злых неискусных зверей.
Впрочем, слово «зверей» я для рифмы взяла, ты бы взял для души.
Вот и всё, дорогой, потому что во мне ты уже говоришь.
Но не глупостью, нет – а умом и всегда тот же самый посыл –
Применить свою речь – златотканый узор златотканой души.


Рецензии
удивительно живое стихотворение...
как и все Ваши...
интонациями кстати чем-то напомнило одну из ранних песен БГ - по близкой теме... )
вообще, когда-то, размышляя о роли и месте критиков, я вдруг понял - что все они нужны, в основном, только сами себе... ) как лишь сами себе нужны создающие и выпускающие рекламу - которая на самом деле вообще никак не нужна не только покупателям, но и даже производителям товаров - их всех просто умело обманывают рекламщики... )) чтобы кормиться...
так и с критиками...
понимающему они не нужны - он и так сам всё видит и понимает... а непонимающему - они не нужны и тем более - он всё равно ничего не понимает... ))

Криспи   10.10.2021 12:37     Заявить о нарушении
а что личные сообщения - так и не доходят?...
у меня почему-то показывается, что "прочитано"..
но если оно всё ещё так и не дошло - могу скопировать его сюда, например, только потом надо будет из-за этих ссылок его удалить отсюда...

Криспи   10.10.2021 12:40   Заявить о нарушении
А что за ранняя песня БГ? У меня вся переписка с Вами пропала. Я в этих вещах не разбираюсь. Наверно удалить то сумею. Главное, чтоб Ваша чудная рецензия не удалилась. Она мне душу согревает. Вообще на Стихах последнее время мне хочется общаться. Раньше я непонятно чем тут занималась.

Маргарита Озерова   10.10.2021 20:11   Заявить о нарушении
похоже, нечаянно Вы удалили другое замечание- где песенка была... )))
ну да ладно - я убрал ту копию сообщения... ) надеюсь, все ссылки скопировали?...

Криспи   11.10.2021 20:29   Заявить о нарушении
БГ послушала и посмотрела. Давно не дурачилась. Спасибо. Казиника - кое-что. Нельзя заниматься искусством в свободное время. Серьёзный человек! Музыка... Я очень вербальный тип, поэтому мне нравится, как органисты разговаривают. Вот Лука Гаделия говорил, как он общается с органом. Из огромного наследия я успела выхватить для себя Дебюсси, григорианское пение. И мне понравилось, как Лука Гаделия переложил на орган Листа, хотя до этого Листа не слушала. Но если меня спросить о живописи, проявлю больше прыти. Раньше я, попадая в магазин для художников, забывала обо всём на свете. У меня есть копия головы Крестителя Родена из плохого гипса. Я её тащила на руках через всё метро и улицы - до дверей дома, перевозила из города в город до того, как перееду сама - чтобы не разбить. Рассказываю, потому что горжусь. Хотела Вас порадовать отрывочком из Гессе про музыку, но он оказался банальным. Так что извиняюсь.

Маргарита Озерова   11.10.2021 22:43   Заявить о нарушении
да, орган не может не восхищать - любого... прежде всего конечно при живом прослушивании... в записи всё же пропадает что-то - вот эта мощь, сам звук... ну это как в известном анекдоте о пении Карузо по телефону... )
впрочем, как и с любой другой живой музыкой - запись даёт представление - но сначала всегда лучше послушать живые инструменты... после этого восприятие будет богаче - засчёт полученного опыта и возможностей воображения...
а из тех записей Вы обязательно послушайте "Антонио Сальери в поисках Бога" - удивительная вещь в трёх частях - о великом пушкинском произведении - с очень интересным взглядом и подачей... это непременно надо послушать!...

Криспи   12.10.2021 11:22   Заявить о нарушении
Да, это обязательно надо!

Маргарита Озерова   12.10.2021 14:46   Заявить о нарушении
Сравнение Пушкина с Сальери (жег тексты..)интересно. Но Сальери ведь не убивал Моцарта. Давно по каналу Культура был фильм. Оказывается к архивным документам, связанным с темой Моцарта трудно попасть. Говорилось, что Красная нить Реквиема (Возможно Лакримозы касалось)- какой-то важный лейтмотив Моцарт взял у неизвестного композитора. Я не помню - какое имя называлось. Мол, они часто заимствовали в то время и все это делали. А тему эту копать нельзя, потому что фигура Моцарта - уже не вне бизнеса и не вне политики. Я была тогда в некотором шоке. Но устройство мира меня очень интересует. Социология и социальная психология - мои любимые священные коровки.

Маргарита Озерова   14.10.2021 11:42   Заявить о нарушении
у него там, на с амом деле, про интересные вещи - о том - что образ Сальери - не реальный какой-то человек у Пушкина - а некий символ, концентрация каких-то человеческих, даже общественных(!) качеств - когда Сальери говорит "мы", "нам"!...
поэтому немного смешны иногда встречающиеся сегодня обвинения Пушкина - что он написал антисальерщину... ) да нет же!... он написал нечто сверх-человеческое - что выше конкретных каких-то имён и биографий - так же, как у Шекспира Гамлет - не имеет вообще ничего общего с реальным датским принцем - ну кроме пары каких-то чисто биографических моментов - или как Ромео и Джульетта - совсем никакого отношения не имеют к реально жившим людям со сходными в чём-то событиями их жизни...
большинство же людей - воспринимают лишь обычную бытовую фактическую канву во всём этом - и это глупо, вообще говоря - из Евгения Онегина или Анны Карениной - делать последовательность житейских событий - как пересказ от одной бабушке на скамейке другой - что и как там у них всё было... )
но, к сожалению, именно так ведь и снимается большинство фильмов по этим великим произведениям... обычный пересказ - на уровне бытового сериала...
конечно, нечаянно таким образом имя реального Сальери стало нарицательным и даже отвратило кого-то из музыкантов от концертных исполнений его произведений...
хотя сегодня уже и доказали - что вот именно он не убивал...
тем не менее, есть некоторые данные, что всё же убили - некий доктор, возможно по приказу "чёрного человека", точнее его хозяина, поскольку чёрный человек - был всего лишь слуга одного графа, подвизавшегося на "сочинении музыки" - он тайно скупал у композиторов произведения и приватно перед знатью выдавал их за свои...
сегодня это называется "продажа авторских прав" - и тоже процветает в мире музыки - в основном уже для простого извлечения прибыли конечно... даже в литературе сегодня есть понятие "литературных негров" - неизвестных авторов, пишущих за кого-то "с именем"... говорят, на ту же Дарью Донцову постоянно работает с десяток "негров"... )
в данном же случае Моцарт мог просто помешать своим импульсивным поведением - настолько он полюбил этот реквием, что решил отказаться от денег и оставить реквием себе - что могло быть воспринято и как "оскорбление чести" графом, и как досадную неудачу и позор с возможно уже заявленным где-то к демонстрации реквиемом...
в любом случае - тут огромное поле для исследований с реальным Моцартом...
пушкинский же Моцарт - это опять же олицетворение некоей идеи, как и его Сальери - как противостояние гения и общества, где всем правят заурядности - которые статичных навсегда мертвецов любят больше, чем живых людей, неудобных, необъяснимых, постоянно меняющихся, потому что живые... вообще эта тема у Пушкина проскальзывает и в некоторых его более ранних стихах...
поэтому пушкинский Сальери и решает убить пушкинского Моцарта - чтобы сделать его своей иконой для поклонения, неким стабильным неменяющимся идолом - но не просто лично сам убить, а из страха всего общества, которое он олицетворяет, отсюда и "мы" в его речи...
ну вот так я понял основной посыл автора той радиопередачи - мне кажется, более-менее верно... )
по поводу же "взятого Моцартом лейтмотива" - тут, к сожалению, даже не знаю, что сказать - возможно Казиник как-то сведущ в этом вопросе, неплохо бы спросить у него...
всё же, как мне кажется, на основании всего, что я узнал о Моцарте, в первую очередь из его передач - такое маловероятно - уж слишком Моцарт фонтанировал буквально идеями - чтобы намеренно обращаться к чьим-то...
максимум - какое-то нечаянное заимствование чего-то не самого значительного - такое у музыкантов встречается не так уж и редко... услышал где-то что-то неосознанно - в памяти не отложилось - потом ненароком воспроизвёл через какое-то время - решив, что своё...
скажем, послушайте песню Вертинского: http://www.youtube.com/watch?v=qX1JHzgIRqk - вышедшую на пластинке кажется в 20х годах прошлого века...
ничего Вам не напоминает? - из много более позднего... )
есть и много других примеров, уже не таких безобидных, когда известные музыканты яростно судились между собой из-за каких-то песен...

Криспи   14.10.2021 13:33   Заявить о нарушении
В то время, вероятно, заимствования были более обыденны. Ещё в памяти цеховые отношения Средневековья... Но я не против Вашей трактовки. Музыка при сопереживании действует мистически. Под любимые мелодии (конечно, серьёзной музыки) находятся более нужные и точные слова для стиха...
Из всех возможных авторов у меня на первом месте будут Гоголь и Данте, хотя можно черпать у всех. У Гоголя каждая мелочь просто умереть как звучит. У Данте звучит тема. Она тоже совсем не примитивна как может показаться тем, кто не привык заморачиваться. Впрочем, у Гоголя тоже - тема. И я рада, представьте себе, что Пушкин жёг тексты, как Гоголь. А я тоже этим занималась - на огороде и в раковине. Кстати, помогало. Но искусство меньше жизни, на мой взгляд. Для пушкинского Сальери - это не так. "Трагедию Сальери" и это "мы"- могу понять, но до какой-то степени. Ведь понятно, что если в жизни ты дашь маху, то в твоём искусстве это скажется. И дело не просто в убийстве, а в мотивах... А почему вообще принято считать, что Моцарту легко всё далось? Отец его заставлял много работать. Если бы не отец...

Маргарита Озерова   14.10.2021 14:54   Заявить о нарушении
само понятие авторского права в музыке сформировалось только ближе к началу двадцатого века... а скажем Бах, просто брал струнные произведения Вивальди, перекладывал для исполнения на органе и подписывал своим именем... )) и никого это не коробило - ведь он вложил так много труда в это переложение... ) и это даже не считалось заимствованием в современном понимании... как сегодня перекладывают же народные песни и ничего - а в те времена и вся музыка видимо считалась общественным достоянием всего человечества... нынешнему частно-индивидуалистическому сознанию человека это возможно вообще непонятно...
а про "лёгкость" Моцарта кстати - в других уже передачах - я узнал много совершенно переворачивающих все сложившиеся представления вещей... весь парадокс Моцарта - во внутреннем трагизме и внешней радости... он родился с сильно ослабленным иммунитетом - и от любой болезни страдал невероятно... в одном письме его отец пишет жене, когда они с сыном были на выезде - с огромным трудом с помощью замечательных врачей удалось его вылечить... оказывается он - простудился!... а в письме уже своему отцу 15-летний Моцарт пишет - как это страшно каждый вечер ложась спать, не быть уверенным, что наутро проснёшься... и так прошла вся его жизнь в этой тайной борьбе - он побеждал свой страх своей музыкой... но где-то и в ней прорывался вот этот скрытый трагизм его жизни... та же 40-я симфония... или какие-то замечательные совершенно места из его опер - с тонким лиризмом и грустью...
вообще, все эти передачи - ну просто замечательны, каждая сама по себе - очень рекомендую, просто начать периодически все их слушать по порядку каждый день понемногу - и это будет по-настоящему интересно!... )

Криспи   14.10.2021 19:08   Заявить о нарушении