Таланту И. А. Бунина. Игроки

  Овальный стол огромный. Вдоль по чудо-залу
Проходят дамы, слуги, на красивейшем столе –
Огни свечей, горящих в изумительнейшем хрустале,
Колеблются.
                Но скупо внемлет с музыкой весёлой балу,
Гремящему в банкетной, и восторженным речам
Мелькающих по залу милых, очаровывающих дам
Круг игроков задумчивых - все курят.
                Беглым, ярким светом
Блестят огни по вышитым, прекрасным эполетам.
Зал, белый весь, прохладен и торжественно велик!
Под люстрой тень округлая. Меж золотисто-смуглых
Больших чарующих колонн, меж окон полукруглых —
Портретный ряд великих:
                Павла плоский лик,
Вон шёлк и груди важной Катерины,
Вон Александра узкие лосины...
     За окнами видна  старинная Москва
И звёздной зимней ночи изумительная синева.
      Задумчивая женщина серьёная прижала
Платок к своимгубам; у мёрзлого с узорами окна
Сидит она, спокойна и, как кажется, бледна,
Взор устремив на тусклый сумрак несмолкающего зала -
На одного из штатских ей знакомых игроков.
    И чувствует он тьму её чарующих зрачков,
Её очей любимых, но недвижных и печальных,
Под топот пар и гром мазурок необыкновенных, бальных.
Немолод он и на руке его - старинное кольцо.
Весь выбритый, худой, костлявый, но всё ж стройный,
Он мечет зло, со страстью необыкновенной, беспокойной.
    Вот поднимает желчное и неспокойное лицо, -
Скользит под строгим красновато-чёрным коком
Лоск костяной на лбу его умнейшем и высоком, -
И говорит вполголоса: «Ну что же, генерал,
Я, кажется, довольно нынче проиграл? -
Не будет ли?    И в картах, и в моей незабываемой любови
Мне не везёт даже сегодня, вы ж - счастливый муж,
Вас ждёт красавица-жена...» - «Нет, Стоцкий, погодите, почему ж?
Порой и я люблю в игре волненье крови», -
С усмешкой отвечает прекратившему произрываться генерал.
И длится штос*, и длится светлый музыкальный бал...
      Пред ужином, в час ночи, заигравшегося генерала
Жена домой увозит: «Я здесь так устала».
В пустом прохладном зале только сигаретный  дым,
В столовых – очень шумно, говор гомкий и расспросы,
Обносят слуги тяжкие с чарующими яствами подносы,
Князь говорит: «А Стоцкий где? Что же, однако с ним?»
     Муж и жена - те уже мчат до дому в тёмной колымаге,
Спешат домой. Промёрзлые от холода в ночи  сермяги,
В заиндевевших шапках и в огромнейших лаптях,
Трясутся на передних резвых лошадях.
     Москва темна, глуха, пустынна, - ночь уж, поздно.
Визжат, стучат в ухабах на дороге  подреза,
Возок вовсю скрипит. Она во все глаза
Глядит в оконное стекло – там, в синей тьме чарующе-морозной,
Кудрявится деревьев серых сверхзагадочная мгла
И мелкие блистают издали ночные купола...
Он хмурится с усмешкой: «Да, вот оказалось чудо!
Нет Стоцкому удачи никогда и ниоткуда!»
______
* Штос - фараон, банк или стос - карточная игра, которая пользовалась огромной популярностью в конце XVIII и начале XIX веков. Другие названия: «фаро», «штосс», «любишь - не любишь», «подрезать». Фараон породил целое семейство банковых игр.
Во Франции игра известна с 1688 года. В XVIII веке она была самой популярной в высших слоях общества, но со временем в ряде европейских стран, включая Францию, подпала под запрет, так как аристократы в одночасье спускали за игорным столом колоссальные суммы.   В XIX веке популярность игры была очень велика в России, что нашло отражение во многих классических произведениях литературы.  В неё играют Германн из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, Арбенин из «Маскарада» М. Ю. Лермонтова, Николай Ростов из «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Последнее прозаическое произведение М.Ю. Лермонтова так и называется - «Штосс».
______
ИГРОКИ
Овальный стол, огромный. Вдоль по залу
Проходят дамы, слуги — на столе
Огни свечей, горящих в хрустале,
Колеблются. Но скупо внемлет балу,
Гремящему в банкетной, и речам
Мелькающих по залу милых дам
Круг игроков. Все курят. Беглым светом
Блестят огни по жирным эполетам.
Зал, белый весь, прохладен и велик.
Под люстрой тень. Меж золотисто-смуглых
Больших колонн, меж окон полукруглых —
Портретный ряд: вон Павла плоский лик,
Вон шелк и груди важной Катерины,
Вон Александра узкие лосины...
За окнами — старинная Москва
И звездной зимней ночи синева.
Задумчивая женщина прижала
Платок к губам; у мерзлого окна
Сидит она, спокойна и бледна,
Взор устремив на тусклый сумрак зала,
На одного из штатских игроков,
И чувствует он тьму ее зрачков,
Ее очей, недвижных и печальных,
Под топот пар и гром мазурок бальных.
Немолод он и на руке кольцо.
Весь выбритый, худой, костлявый, стройный,
Он мечет зло, со страстью беспокойной.
Вот поднимает желчное лицо, —
Скользит под красновато-черным коком
Лоск костяной на лбу его высоком, —
И говорит: «Ну что же, генерал,
Я, кажется, довольно проиграл? —
Не будет ли? И в картах и в любови
Мне не везет, а вы счастливый муж,
Вас ждет жена...» — «Нет, Стоцкий, почему ж?
Порой и я люблю волненье крови», —
С усмешкой отвечает генерал.
И длится штос, и длится светлый бал...
Пред ужином, в час ночи, генерала
Жена домой увозит: «Я устала».
В пустом прохладном зале только дым,
В столовых шумно, говор и расспросы,
Обносят слуги тяжкие подносы,
Князь говорит: «А Стоцкий где? Что с ним?»
Муж и жена — те в темной колымаге,
Спешат домой. Промерзлые сермяги,
В заиндевевших шапках и лаптях,
Трясутся на передних лошадях.
Москва темна, глуха, пустынна, — поздно.
Визжат, стучат в ухабах подреза,
Возок скрипит. Она во все глаза
Глядит в стекло — там, в синей тьме морозной,
Кудрявится деревьев серых мгла
И мелкие блистают купола...
Он хмурится с усмешкой: «Да, вот чудо!
Нет Стоцкому удачи ниоткуда!»
22.VII.1916       /И.А. Бунин./
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии