Самуил Богорад. Легендарный подводник

  С начала Великой Отечественной войны корабли Балтийского флота были блокированы немцами в Ленинграде и Кронштадте, поэтому вся тяжесть войны на море легла на подводников, которые имели в боевом строю 69 подводных лодок, способных действовать на просторах Балтийского моря и непосредственно у побережья противника.

  На подводных силах Балтийского флота, его героических офицерах и матросов, стоит остановиться особо. Ведь надводный флот был практически намертво заперт немцами и финнами в Ленинграде и Кронштадте.

  Многоярусные минные поля и сетевые заграждения, сквозной обстрел акватории германской и финской береговой артиллерией, создавали обстановку, в которой выход из Ленинграда или Кронштадта, из Финского залива, любого советского надводного корабля был абсолютно невозможен.

  Заблокировав наши морские силы в Финском заливе, немцы и финны создали на всём 275 мильном пути в Балтийское море мощный противолодочный рубеж, что исключало возможность его форсирования.

  После войны подсчитали, что вероятность прорыва составляла 3-5%. Это означало, что из сорока подводных лодок в 1942 году, в Балтику могли прорваться и вернуться только 2-3 лодки.

  Будет неожиданным узнать, что из 107 погибших командиров подводных лодок, более  10% - потомки былых уроженцев черты оседлости Российской империи.

  Евреи ожесточённо мстили нацистам за антисемитизм. Пожалуй, единственное, чем отличались евреи-подводники от своих сослуживцев – это непреклонной волей к бою.

  Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны на море – капитан 1 ранга Богорад Самуил Нахманович: вся жизнь этого талантливого моряка-подводника была связана с морем, а лучшие годы жизни были отданы служению Отечеству.

  Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске, Белоруссия, в бедной еврейской семье. Отец столяр, с детских лет приучил его к своему ремеслу, но сын выбрал иную судьбу, стал моряком-подводником.

  В 1935 года Самуил окончил Ленинградский Морской техникум и до августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского Морского пароходства.

  В Военно-Морской флот пришёл в конце сороковых, за полгода до начала Великой Отечественной войны и обучившегося военному делу в учебном отряде Подводного плавания.

  Сразу после этого обучения, Самуил Богорад поступает на Высшие специальные курсы командного состава Подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова Балтийского флота.

  В июне 1941 года, после окончания Высших курсов, назначается на должность – помощника командира подводной лодки «Д-2».
Подводные лодки типа «Д-2», являлись в то время новейшими дизель-электрическими подводными лодками (ДПЛ).

  Высокопрочный клёпаный корпус дизельной подводной лодки практически по всей длине был спрятан в лёгкий корпус, что позволяло расположить в межкорпусном пространстве цистерны главного балласта.

  И этим самым увеличить глубину погружения.
А сам прочный корпус был разделён на семь отсеков водонепроницаемыми переборками.

  На вооружении подлодка имела шесть торпедных аппаратов в первом носовом отсеке, заряженных шестью прямолинейными парогазовыми торпедами и ещё шесть торпед были на стеллажах в этом же отсеке.

  И два торпедных аппарата в седьмом кормовом отсеке, заряженного аналогичными торпедами, но без запаса на стеллажах.
На верхней палубе ДПЛ находились два 102-мм орудия, для видения боя в надводном состоянии.

  Подлодки этого класса были маневренны и быстроходны. Подводная лодка «Д-2», на которую был назначен Самуил Богорад, находилась в капитальном ремонте на одном из ленинградских судостроительных заводов и числилась в составе Северного флота.

  Но с началом войны, а именно – 17 августа 1941 года, была зачислена в состав Краснознамённого Балтийского флота, и уже к концу года была спущена на воду.

  Так что, 17 августа – в судьбе тогда ещё тридцатичетырёхлетнего морского офицера была цифрой знаковой – это был его день рождения.

  В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в первый боевой поход. Начался он не совсем удачно. При выходе в район патрулирования 24 сентября 1942 года, подлодка попала в противолодочную сеть севернее о. Гогланд.

  Освобождение из неё заняло двое суток, и лишь крайне неблагополучная для действия противолодочных сил погода позволила ей избежать встречи с противником, находясь вынужденно в надводном состоянии.

  26 сентября «Д-2» смогла окончательно освободиться от обрывков сетей и исправить повреждение вертикального руля.

  Затем 14 октября, действуя н основных коммуникациях противника, экипаж «Д-2» атаковал из подводного положения транспорт фашистской Германии – «Якобус Фритцен» и потопила его.

  Это была первая победа в те суровые дни. В ходе боевой службы, патрулирования, было ещё несколько торпедных атак, но они не увенчались успехом.

  И только 19 октября 1942 года в 17:55 на линии Треллеберг – Засниц подлодка «Д-2»  встретила и атаковала конвой из двух паромов и пяти кораблей охраны.
В результате атаки был повреждён железнодорожный паром «Дойчланд» Не плохой результат!

  Возвращаясь в базу и форсируя Финский залив «Д-2» была обнаружена сторожевыми кораблями противника и преследовались ими более 4 часов.

  За это время фашистскими бомбардировщиками было сброшено 48 глубинных бомб, но им не повезло, подлодка благополучно вернулась в родную базу.

  За годы войны подводная лодка «Д-2» , на которой начинал службу будущий герой-подводник Самуил Нахманович Богорад, совершила ещё четыре боевых похода и неоднократно одерживала победу в морских сражениях.

  В настоящее время «Д-2» - лодка-музей и находится в Санкт-Петербурге.

  В марте 1944 года уже опытный подводник капитан-лейтенант Самуил Богорад назначается командиром на подводную лодку «Щ-310» входящую в третий дивизион Подводных лодок Балтийского флота.

  Быть командиром подводной лодки – задача не столько почётная, сколь ответственная. Во все времена для подводников их командир считался – Первым после Бога.

  Ибо там, в замкнутом пространстве прочного корпуса, находясь в автономном плавании, только на плечи командира ложится ответственность за выполнение боевой задачи, за состояние корабля и духа экипажа.

  Командир в море всё – и мамка, и батька, и наградный отдел, и трибунал. Он  - Первый, с него начинается корабль, ему вверен экипаж.

  Командир-подводник должен обладать интуицией влюблённого, быть невозмутимым из самых холоднокровных моряков, иметь здоровое мышление практика и пылкое воображение романтика, уметь просчитывать боевые ситуации с гроссмейстерской скоростью и на много ходов вперёд, при этом, не утрачивая терпения и выдержки завзятого рыболова.

  И, конечно же, опираясь на доклады акустиков – быть предприимчивым охотником и искусным следопытом.
Из всех профессий на земле, профессия подводника – одна из самостоятельных, и вот почему.

  А потому что, находясь в автономном плавании неоткуда ждать рекомендаций и помощи, не придумала ещё наука  постоянную связь с субмариной находящуюся под водой.

  Даже космонавты, так далеко в космосе, ежеминутно могут располагать на связь с Землёй и воспользоваться рекомендациями ЦУПа (Центра управления полётами), а подводники этого лишены… поэтому, только самоконтроль, только самостоятельность решений и только самодисциплина.

  И командир во всём этом – главная фигура, его решение – последняя инстанция.

  Всплывать на связь с береговыми оперативными службами – порой это смерти подобно, а при ведении боевых действий – тем более.
 
  Да и само поведение командира в тех или иных ситуациях – это искренне «сценический» образ, обязывающий экипаж сыграть боевую драму с триумфальным или не очень концом.

  Подводной лодкой «Щ-310», Самуил Нахманович командовал до конца войны, провёл в море, на подлодке - 103 дня.

  Совершил три боевых похода, экипаж подводной лодки «Щ-310»-
под командованием Самуила Богорада, провёл 14 торпедных атак, записал на свой счёт восемь потопленных и 1 сторожевой корабль врага,  а так же множество ценных разведданных о дислокациях гитлеровских конвоев и кораблей.

  Действую дерзко и смело «Щ-310» не раз вводила в ступор хвалённую гитлеровскую морскую тактику.
 Грамотность командира и слаженного действия всего экипажа субмарины внесли весомую лепту в общую победу над врагами человечества.

  Стояла осень – четвёртая осень войны 1944 года. Подводная лодка «Щ-310» (Щука), которой в ту пору командовал Самуил Богорад – обнаружила при патрулировании, вражеский конвой, на траверсе маяка Ужавы.

  Маяк Ужавы – маяк расположенный на латвийском побережье Балтийского моря. Маяк стоит в изолированном месте, на 28-метровой песчаной дюне, которой постоянно угрожают волны Балтийского моря эрозии.

  По этой причине в 1910 году было построено первое береговое укрепление – плотная бревенчатая стена, чтобы обезопасить местонахождение маяка

  Позже еловые корзины, наполненные с гравием и большими валунами для поглощения энергии волн.

  Первоначальная башня ужавского маяка была разрушена артиллерийскими снарядами во время Первой мировой войны.

  .Нынешняя башня имеет высоту 19 метров, строительство было завершено в 1925 году.

Дюна под маяком выше самой башни.

  Высота огня над уровнем моря 44 метра. Видимость огня 15 миль, морская миля – 1852 метра.

  В настоящее время основание маяка защищено каменной бронёй.

  В районе маяка шли несколько немецких транспортов в охранении военных кораблей.

  Боевые суда, словно овчарки, сторожащие стадо, окружили транспорты со всех сторон,  - бортов, по курсу, с кормы.
Их экипажи были настороже, так как на днях в этих же водах был потоплен немецкий навигационный корабль «Нордштерн».

  Знали бы немцы, что его потопил тот же капитан Самуил Богорад, который сейчас вычисляет их через перископ. Командир подлодки Самуил Богорад убедился: конвой чрезвычайно сильный.
 
  Чтобы атаковать транспорты, следовало обойти его. Но как?

  Подлодка пошла вниз.  Экономичным малым ходом, стараясь как можно меньше шуметь. Капитан приникает к стеклу перископа, по всем расчётам, ходу немногим более двух минут.

  Пропустишь лишнюю секунду – и отворачивай. Какой же выход?

  Единственный – всплыть так, чтобы можно было выйти из рубки, быстро осмотреться и нацелить торпеды прямо на транспорт.

Но корабли охранения?

  Что если, выскочив наверх, сразу наткнёшься на стену огня? Конец не только атаке, но и подлодке.

Но на войне как на войне…

Капитан отдаёт команду. И лодка стала всплывать.

  Вот уже отброшен люк рубки. Капитан Самуил Богорад вместе с сигнальщиком и старшим помощником выскакивает наверх.

  Здесь, на открытой площадке рубки, вражеский транспорт виден отчётливо: на палубе и в трюмах сотни немецких солдат и тысячи тонн военного снаряжения и грузов специального назначения.

  В распоряжении командира «Щуки»  считанные мгновения. Он определяет координаты цели, отдаёт приказ:
- Залп!
Лодка вздрагивает, освобождаясь от торпед. Приказ:
- Срочное погружение!

  Почти в ту же секунду взблескивает огонь выстрела на ближнем военном охранном корабле по нашей «Щуке».
А транспорт, по которому пришёлся меткий и точный удар, шёл ко дну.

  В замешательстве, возникшем на конвое, подлодке «Щуке» удалось благополучно проскочить сквозь кольцо охранения.

  И в ту же минуту, видя выгоду своего положения, капитан Самуил Богорад даёт второй залп – уже из кормовых торпедных аппаратов.

  По сторожевому кораблю. И полный вперёд! В отрыв! Под водой.

  Но гибель двух судов, да ещё торпедный удар из надводного положения, - такого невероятного нахальства, такой  невиданной дерзости немцы, большие знатоки морского боя, не могли простить советской подлодке.

  Сорок часов продолжалась их погоня. «Щука» уходила от них на предельной глубине.

  Самым опасным врагом был для неё собственный шум от винтов. Чтобы он не выдал врагу местоположение субмарины, капитан Самуил Богорад очень внимательно следил за ходом кораблей противника.

  Они идут быстрее, больше шумят. И он прибавляет ход.

Наверху замедляют скорость, и он отдаёт приказ: «Малый вперёд!»

Благодаря этой хитрости, ни одна глубинная бомба не угодила по «Щуке». Все они рвались за кормой.

И так сорок часов подряд. Под водой, не всплывая.

  А ведь в те времена лодке полагалось каждые 24 часа подниматься на поверхность моря, запасаться свежим воздухом. Но какой воздух!

  Взрывной волной вывело из строя электрическое управление горизонтальными рулями. Пришлось перейти на ручное. Подлодку бросало.

  То ли от неравномерного действия горизонтальных рулей, управления вручную, задыхающимися от нехватки воздуха матросами, то ли от близких разрывов бомб.

  В таком инвалидном, можно сказать состоянии «Щука» Самуила Богорада вернулась на базу. Но уже в качестве орденоносной.

За боевой поход, в марте 1945 года, в ходе которого было потоплено сразу три вражеских корабля, «Щ-310» была награждена орденом Красного Знамени, офицеры и матросы-подводники удостаиваются государственных наград.

  Командиру  Самуилу Нахмановичу Богораду – присваивается воинское звание – капитан 3 ранга  (равнозначен майору – в сухопутных войсках).

  У войны – не доброе лицо.

  И поведение воюющих в войнах – это зеркало. В котором, отражается либо звериные гримасы, либо праведный лик.

  Вот только один факт, позволяющий ясно отличить – героев от убийц, озверение от добродетели, завоевателей от освободителей.

   Апрель 1945 года.

  Фашистская группировка издаёт жалостливые писки в Курлядском котле, и их командование в помощь посылает несколько танкеров с бензином в район Вентспилского порта.

  Подводная лодка «Щ-310» совершает боевое патрулирование западнее Либавы (Лиепая) в Балтийском море.

  Акустик докладывает в Центральный пост корабля о шуме винтов и классифицирует их – как танкер.

  Курляндский котёл или блокада Курляндской группировки фашистских войск, сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки армии «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс - Лиепая.

  Это окружение не являлось «котлом» в полной мере – немецкая группировка не была полностью блокирована с Балтийского моря и поэтому имела достаточно свободное сообщение с основными силами Вермахта.

  Вплоть до капитуляции Германии 8 мая 1945 года велись ожесточённые бои (некоторые населённые пункты переходили из рук в руки по несколько раз) с целью ликвидации «котла».

  Но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь.

  Отдельные боевые действия прекратились только после 23 мая 1945 года, намного позже официальной капитуляции Германии.

  Командир всплывает на перископную глубину, и в туманной ранней дымке действительно обнаруживает невооружённый танкер
«Геттеринг» идущий без охранного конвоя, с горючим для военных немецкой группировки в Курляндском «котле».

  Принимается решения – атаковать транспорт из надводного положения.

  Лодка всплывает, «Боевая тревога!» - личный состав экипажа готовится к атаке. Но командир, Самуил Богорад, на капитанском мостике не спешит пускать торпеду по фрицам.

  «Не вооружены и без охраны – думает он, - стоит ли…» и он, используя громкоговорящую связь, предлагает экипажу покинуть борт, а командиру прибыть на борт подводной лодки с «Вахтенным журналом».

  А ведь мог и утопить…

  Уничтожить с чувством глубокого удовлетворения… Кто упрекнёт?!

  Да ни кто.

  Через какое-то время фашистские моряки оставляют свой транспорт, а их командир выполняет приказания командира подводников.

  «Вахтенный журнал», бинокль – неразлучно бывший с ним всю войну и документацию на перевозимый груз, остаются у капитана 3 ранга Самуила Богорада, а пленённые моряки убираются на шлюпках восвояси, целыми и невредимыми.

  Транспорт, танкер «Геттеринг» расстреливается и топится, разломавшись надвое от одного удара торпедой.

  Сколько благородства было у капитана Самуила Богорада, чтобы не позволить  себе уничтожить безоружного врага, в то время как его родных и близких, поголовно, в Белоруссии, расстреливали у оврагов, травили газом в душегубках.

  И вот, уже в мирные 70-ые годы, капитан дальнего плавания Богорад Самуил Нахманович, на одном из сухогрузов Рижского Морского пароходства стоит на рейде Кильского канала в ожидании лоцмана порта.

  Всё тот же капитанский мостик, но уже мирного парохода, всё то же – Балтийское, а туда дальше через канал, Северные – моря, но уже без коварных военных прибамбасов – мин, торпед и плутонгов, и всё тот же трофейный бинокль, трёт грудь легендарного капитана.

  Вахта у трапа докладывает, что на борт поднимается немецкий лоцман порта.

Капитан просит проводить его в ходовую рубку.

  Прибывший лоцман замер от неожиданности – он увидел свой бинокль. А в немолодом уже облике капитана узнал того командира подводной лодки, который даровал жизнь ему и его тогдашнему экипажу…

  Вот так  пересеклись судьбы некогда стоящих по разные стороны военных моряков, во время войны, нашего капитана и их капитана, ставшего лоцманом, в мирное время.

  А ведь мог бы измотанный наш, войною подводник, тогда… Мог, и без упрёков…

  9 мая 1945 года – День Победы орденоносная «Щ-310»встретила в Ленинграде, где на судоремонтных верфях залечивала раны от боевых походов.

  А 8 июля 1945 года её командир капитан 3 ранга Богорад Самуил Нахманович указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» №3204.

  Правда, в Указе была произведена, без согласия Самуила Нахмановича Богорада,  изменения его имени и отчества – на  Семён Наумович.

  Заслуженный офицер, запрещал менять своё имя и отчество, которым его нарекли родители, но кто считался с личным мнением людей при сталинском произволе.
 
  Отрывок из наградного листа, где о  Богораде Семёне Наумовича было сказано:

«…за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками…»

  И ещё отрывок из наградного листа:
«…настойчиво искал противника и своей бдительностью не один раз обеспечивал вывод подлодки из-под удара врага.

  Тов. Богорад  проводил атаки вражеских конвоев в ночное время в надводном положении. Прорывая сильное охранение противника.
Прекрасно маневрируя при выходе в атаку,  а также после залпа, всегда отрывался от противника без каких-либо потерь.

  Сохраняя боевую готовность своего корабля, … после производства залпа не уходил под воду до тех пор, пока сам и вся вахта полностью  не пронаблюдает потопление кораблей противника».

  После войны отважный офицер-подводник продолжал службу в Военно – Морском флоте на Балтике.

  С июля 1945 по апрель 1948 – он командовал подводной лодкой «К-56», а затем, уже капитаном 2 ранга (подполковник), по февраль 1950 года – подлодкой «Н-28».

  В феврале месяце 1950 года капитан 2 ранга Богорад Самуил Нахманович назначается командиром 1-ой бригады подводных лодок Балтийского флота, а с декабря этого же года по ноябрь 1952 года – начальником отделения подготовки подлодок и средств противолодочной обороны Штаба 8-го ВМФ.

  26 мая 1955 года герою-подводнику присваивается воинское звание – капитан 1 ранга (полковник).

  С октября 1959 года капитан 1 ранга Богорад С.Н. – начальник вспомогательных судов Рижской Военно-Морской базы Краснознамённого Балтийского флота.

  В марте 1961 года, Герой Советского Союза, капитан Iранга Самуил Нахманович Богорад уходит в отставку.

  За свой ратный труд, капитана – подводника, Самуил Богорад был, достойно, награждён:

- орден Ленина – 1945 год.

- 2 ордена Красной Звезды – 1942, 1945 год.

- орден Ушакова II степени – 1944 год.

- орден Отечественной войны I степени – 1985 год.

- медаль «За оборону Ленинграда» – 1943 год.

О медали «За оборону Ленинграда» - следует сказать отдельно:

  Учреждена 22 декабря 1942 года, став одной из первых советских медалей военного времени, одновременно с медалями: «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда».

  Медаль «За оборону Ленинграда» - единственная советская награда, упоминаемая в статусе иностранной награды.

  Согласно статусу израильской медали «Борца с нацизмом», лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и имеющие гражданство Израиля или статус ПМЖ в Израиле, имеют право награждения данной израильской медалью.

  С увольнением из ВМФ, связь Самуила Нахмановича с морем не заканчивается. Живя в Риге, Самуил Богорад трудится в Латвийском пароходстве и начинает свою мирную жизнь как бы заново.

  С 1962 года он ходит на сухогрузах вначале в качестве помощника капитана, а потом капитаном дальнего плавания. Самуил Нахмановмч становится одним из лучших капитанов дальнего плавания.

  И только непредвиденные семейные обстоятельства, заставили сделать выбор в пользу суши, трагическая гибель жены сына (тоже – моряка), повелели приземлиться и в 1976 году уйти на заслуженный отдых.

  Закалённые временем супруги Богорад: Элеонора Ивановна и Самуил Нахманович, стали растить и воспитывать двух внуков.

  Самуил Нахманович Богорад ушёл из жизни – 23 апреля 1996 года, на 89-ом году жизни. Похоронен на Гарнизонном кладбище города Риги.

  Не было на могиле Самуила Богорада в Риге памятника девять лет. Была доска с датами рождения и смерти.

  И кто упрекнёт вдову, что не поставила она достойный памяти мужа гранитной плиты. А на плите – чтобы золотыми буквами «Герой Советского Союза капитан первого ранга Самуил Богорад».

  Чтобы заказать такую надпись в 1996 году на могиле дорогого человека, надо было в те годы в Латвии иметь особое гражданское мужество и железные нервы, потому, что ходить, потом каждые выходные на кладбище пришлось бы с одной мыслью:

  «А не плеснули ли чёрной краски на дорогое имя в этой обиженной на советскую власть стране?»

  Элеонора Ивановна доживёт до 60-летия Победы,  и утром 9-го мая приехала за ней машина с товарищами подводниками, которые повезли её на кладбище, где стоял памятник – чёрная гранитная плита с золотыми буквами на ней: «Герой Советского Союза…»

  Потом была церемония и венки от послов дружественных Богораду стран – России, Белоруссии, Узбекистана, Израиля.

  От сейма Латвии был венок и от студентов Балтийского русского института. И от ветеранов-подводников само собой.

  Все почести, как должно отдали герою.

Героев Советского Союза по разнарядке не дают.

  Евреям, чтобы уже без недомолвок, Звезду Героя давали не то чтобы за выдающиеся подвиги и заслуги – за беспрецедентные.

  Но даже беспрецедентные подвиги порой не помогали, если вспомнить подвиг офицера Александра Ароновича Печерского – руководителя единственного в мировой истории успешного восстания в немецком лагере смерти – Собибор.

  Фашистские лагеря смерти были отлаженными конвейерами уничтожения, которые умертвляли миллионы людей.

  Вся система таких лагерей была устроена так, чтобы сломать в будущих жертвах волю к сопротивлению. Но 14 октября 1943 года – система дала сбой.

  В Собиборе офицер Александр Печерский пробыл всего три недели, но его воля и решительность позволили превратить узников в отряд, способный действовать слаженно и чётко.

  14 октября 1943 года, восставшим узникам удалось практически без шума расправиться с 12 -эсесовцами и с 38- украинскими полицейскими, однако затем уцелевшие охранники подняли тревогу.

  После этого узники Собибора пошли на прорыв. С вышки заработал пулемёт.

  Военнопленные, захватившие оружие, вступили в бой с охранниками. Люди бросались на колючую проволоку, разрывая её своими телами…

  Восставшие гибли под пулями, подрывались на окружавших лагерь минных полях, но их уже ничего не могло остановить.

  Выломав ворота, они сумели вырваться на свободу.

Во время прорыва – 30 человек расстреляли выстрелами в спину.

  Минные поля унесли 50 - человек. Гитлеровцам удалось обнаружить и уничтожить – 170 человек.

  Местные жители – поляки-антисемиты сами убили или отдали немцам. За вознаграждение – 90 человек.

  До конца войны выжило 53  человека, участвовали в партизанских отрядах а Александр Печерский воевал в штрафном батальоне до конца войны, получив ранение – получил и звание капитана.

  Так вот руководитель восстания Александр Печерский (22.02.1909 – 19.01.1990), при жизни не получил достойных его подвигу наград, а только:

 - медаль «За боевые заслуги»-1951год и медаль «За победу над Германией»

  И лишь в январе 2016 года – Указом Президента России Владимира Путина, Александр Печерский был удостоен «Ордена Мужества» (посмертно).

  Героя так  и не присвоили, а жаль…

  14 октября 1993 года через 50 лет со дня восстания, Президент Польши Лех Валенса обратился к участникам восстания в Собиборе:

  «Здесь заключённые евреи подняли восстание. У заключённых практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежду.

  Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть.
 Защищая достоинство 250 тысяч жертв (столько умертвили в Собиборе) евреи одержали моральную победу.

  Они спасли своё достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода.

  Их деяния нельзя забывать, особенно сегодня. Когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью»

  После восстания евреев, фашисты, в спешке ликвидируя место своего позора и преступлений, сравняли с землёй концлагерь.

  О восстании в концлагере Собибор, 14 октября 1943 года, у меня на этой странице, «стихи ру» есть моя поэма «Восстание обречённых Собибора».

…И вот у этого достойного человека Самуила Богорада не было в Риге памятника.
 А он ещё в Латвийском пароходстве проработал 15 лет, с 1961 по 1976, но он считался некоренным жителем Латвии.

  Денег на памятник, свободных средств у военных пенсионеров, пустивших «шапку» по кругу оказалось мало. Но их хватило для того, чтобы перспектива открытия памятника уже не казалось утопией.

  Тогда подводники решили обратиться к официальным лицам.

  Итог вышел следующий: главнокомандующий ВМФ адмирал Куроедов на просьбу о помощи в установке памятника не отозвался.

  Депутатский запрос министру обороны Иванову остался без ответа.

  Официальные лица рангом ниже тоже отмолчались, не очень-то, сказать по правде, и рассчитывала на них инициативная группа ветеранов.

  Ветераны обратились в рижскую газету «Телеграф». Редакция связалась с Латвийским морским пароходством, и профсоюз моряков выделил средства.

  Студенты Балтийского-Русского института, узнав, отправились убирать территорию у могилы. Такая история. Про память.

  23 февраля 2016 года в Витебске открыли мемориальную доску в честь Героя Советского Союза Самуила Нахмановича Богорада – уроженца города, легендарного подводника. Её установили на здании бывшей морской школы.

  Есть пословица: «Жить прожить – не поле перейти» - да и «поля» для ветеранов войны были чаще сложнее, чем сама жизнь, всё большей частью – минные и кровавые, но они их прошли.

 Прошли!

  Даровав мир и жизнь многим теперь уже поколениям. И никогда нам нельзя забывать какой ценой досталась Победа, мирное небо над головой.
 
Не забывать!

  Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Самуил Нахманович Богорад – является достойным сыном и гордостью еврейского народа!


Рецензии
Лев, спасибо за такое прекрасное повествование ещё об одном Герое войны.
Чувствую я и себя немного в теме по некоторым моментам описываемых событий.
Моя рота на Сырве, которой я командовал на острове Сааремаа (Эстония), взаимодействовала с ротой в Тукумсе, обмениваясь РЛ информацией.
Участвовали мы во многих общих операциях, в т.ч по проводке угнанного военного корабля из Латвии и рвавшегося в Швецию... История нашумевшая в 70-е годы.
А мой родной дядя, капитан 1 ранга Б.Рубалевский, знал С.Н.Богорада и сам служил сначала в Таллинне, в Минной гавани, а позже в Балтийске, на Балтике.
Эта история мне близка.
Спасибо.
С уважением,

Яков Криницкий   09.10.2021 19:58     Заявить о нарушении
До чего же обидно, что как Советская Власть самоудавилсь "пережитками самодержавия" , - великодержавным шовинизмом, ксеноФОБИЕЙ к "инородцам " да "иноверцам", - вплоть до процентной нормы приёма в ВУЗыы в 1% против 3-ёх%% для ГрАжДаН-евреев при царизме(!), бытовым и государственным антисемитизмом, бюрократией,взяточничеством, гос.фанфаронством, ДеДоВщИнОй во всём, имперской внешней и внутренней политикой, выборочной дружбой с международными головорезами-террористами т.д и т.п , ТАК, - (при всей очевидности этого), - и РФ не расстаётся с этим губительным наследием СССР и идёт тем же путём...
-
Интересно было прочесть эту Вашу публикацию. -
Герои живут, - пока о них ПОМНЯТ или хоть с благодарностью, - пусть даже ПО ПРАЗДНИКАМ, - вспоминают.
-
Возмутили антисемитский душок реакции Флотских и армейскиэ Верхов РФ и их холодная бездушная ЗАБЮРОКРАЧЕННОСТЬ да чиновничья безинициативность по всей цепочке сверху вниз, - МОЛЧАНИЕ в ответ на инициативу ветеранов-подводников.
Но это, - увы! - СиСтЕмА. -

Боевые сослуживцы-ветераны и сын, -( полковник послевоенной авиации, Дмитрий ПРЕСАЙЗЕН), - Героя-пилота Исаака ПРЕСАЙЗЕНА, у которого ТЫЛОВЫЕ КОМИССАРЫ-ГЕНЕРАЛЫ в ГлавПУРЕ РККА не только украли его подвиг, - Огненный таран под Радоховичами 27-го июня 1941-го года, совершённого на глазах своего ком.эска капитана Белецкого (всместе с документами аэрофотосъёмки результата этого удара , сделанной его зам.комполка Сандаловым назавтра), - не смогли добиться ни в МО РФ, ни у Президента Ельцина ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ и АнУлИрОвАнИя ГосПоДлОгА - присвоения за ЕГО ПОДВИГ звания Героя Советского Союза Николаю Гастелло, попавшему в плен днём раньше, - 26-го июня 1941-го, парашютировавшись и бросив в падавшем в болото у села Мацки,( в 6-ти км от Радоховичей), - в горящем самолёте свой экипаж(4 человека).

Они нагло по-иезуитски заставили КОМАНДОВАНИЕ его полка СпИсАтЬ ГеРоЯ ПРЕСАЙЗЕНА, - стар.лея замком.эска, - ОфИцИаЛьНо в "БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ " да с сообщением официальным об ЭТОМ жене героя и в Военкомат по месту её проживания , ЛИШИВ её с 5-тилетним СЫНОМ ГЕРОЯ, хоть и мизерного , но ПОСОБИЯ-ПеНсИи ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА, погибшего на фронте "в бою смертью храбрых", как стандартно писали в "Похоронках"..

И ЭТО - в голодное и холодное время войны, когда в тыловой Алма-Ате буханка хлеба на базаре стоила 200 рублей (треть зарплпты месячной госслужащих ли врачей) и кило масла сливочного 800 рублей, а твёрдое воловье сало - 300 рэ за килограмм, - его я сам на базаре, как мама плосылала по 200 граммов, - как нынче в Гастрономах масло да маргарин, - покупал.

Так же в 2016-ом МО РФ и командование ВДВ РФ отреагировали на Ходатайство
ВсЕрОсСиЙсКоГо Совета Ветеранов ВДВ РФ о присвоения звания Герой РОССИИ офицеру спецназа Алексею Ефентьеву,- "Гюрзе", - которого ЕГО бОеВыЕ КОМАНДИРЫ ТрИжДы представляли по всей форме к этой награде во время боевых действий в Чечне, в Баку и в Косово - БеЗрЕзУлЬтАтНо.

Да и с Печерским. - Признал ЛиЧнО ведь(!) полковник КГБ Президент В.В. ПУТИН мужество Печерского, а героизм лейиенанта-артиллериста, им проявленный, когда в ЛАГЕРЕ СмЕрТи организовал восстание разноязыких узниклв, - мастерски чётко по-военному организовав и повёл 300 человек ЗА СОБОЙ под пклями автоматными с вышек через минные поля, а потом довоевал в партизанах и штрафниках(за плен)и заслужив в боях звание капитана,тда отсидел-оьработал в родном советскои лагере для бывших ВыЖиВшИх и ВоЕвАвШиХ после плена военнопленных
ГЕРОИЗМА Печерского ГЕ ПРИЗНАЛЁ
(Кадырову-то, в РФ, - (как когда-то в СССР при Хрущеве Насеру), - звание это присвоили без волокиты, - взяв под козырёк и ЩЁЛКНУВ КАБЛУКАМИ.
-
Жаль, что и Федот - тот же самый
И Акуля опять шьёт "не оттуля" ,
Да и кузькинна мать
Преспокойно может спать, -
Никто её за безобразия на Руси
Никому даже и показать
Не ПоОбЕщАеТ,
Стукнув по трибуне каблуком
"При народе в хороволе"...
-
А наше дело с Вами, Лев, - (отставной козы барабанщикам), - "СТУЧАТЬ в БАРАБАН" на Стихи.ру, помня призыв Генриха ГЕЙНЕ: "Стучи в барабан
И не бойся!".
-
Всего Вам, уважаемый тёзка, доброго!

Лев Постолов   11.10.2021 00:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.