Приазовские тропы 2

.






ПРИАЗОВСКИЕ ТРОПЫ 2

Приазовский сонет – вариация сонетного канона, особенностью которой является внутристрочная рифма в полустишиях двустишия расположенного между вторым и третьим катренами.


Содержание:
- Давай умрем внутри осенних слов
- Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов
- В подробностях, как удержать остаток
- Такая жизнь, где каждому свое
- Вслепую до не запертой двери
- На расстоянии дыханья – небо
- Здесь только продолжение дождя
- Повествование в ветвях ольхи
- Как будто снизу по стеклу ладонью
- Кто говорит из темноты, тот слеп
- Все отраженное отражено
- История раздваивается



***
Давай умрем внутри осенних слов о городе без баров и вокзалов,
в котором камень дышит океаном, разлившимся на тысячи веков,
Прокатимся на "лесенке" трамвая бесшумного, как ночь внутри души
и будем звезды зажигать губами, а после воробьям мечты крошить.
Как мало надо,
улица, фонарь,
чугунная ограда,
и пожар
кленовых листьев, старая газета
и ангела фарфоровая тень,
присевшая на серую ступень
и ждущая последнего рассвета.

***
Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов и берегов закушенные губы
распеты до обглоданных кустов колючим ветром по живому, грубо.
Вдоль скользких троп размытые следы, как будто бы зависшие на вдохе,
рассказывают всполохам воды, что одиночество не так уж плохо.
Ночных наук
мельчают словари.
Стекло, паук
и бабочка зари
качается на волнах паутины…
По осени идущий босиком,
насквозь проходит изумрудный дом,
оставив комья васильковой глины.

***
В подробностях, как удержать остаток предутреннего скомканного сна
над серым горизонтом, желтой рощей, на стеклах приоткрытого окна,
когда все беззащитно, даже солнце, встающее сквозь пены низких туч
и раздражает новый звук рингтона, добивший до подушки слабый луч?..
Есть что-то от меня
в заплатах улиц,
в осколках дня,
всех тех, кто обернулись
на тихий вздох седого октября.
Но не хватает времени на веру.
А вера что? – Пустой безлюдный берег,
врастающий в холодные моря.

***
Такая жизнь, где каждому свое: увядший старый сад, во двор калитка,
век на веревке мокрое белье колышется и это тоже пытка
вчерашним днем потерянным, пустым, который в безголосую воронку
втянул свист электричек, горький дым, и парника разорванную плёнку.
Всё – приграничье –
мысли и дела,
прощанье птичье,
желтая смола,
омега внеземных осенних впадин…
Шаги и голоса, за слоем слой
стираются, став детскою игрой
для стариков, чья раскрошилась память.


***
Вслепую до не запертой двери, не напрягая сонные ключицы,
идти до облепиховой зари по скрипу каждой третьей половицы
в серебряную питерскую глушь, в ахматовские легкие объятья,
сорок сентябрьских прерывая чушь, октябрьские разбрасывая платья,
чтоб ноябрем
отметить седину,
далекий гром,
оглохшую страну,
не слышащую заповедных песен
и превратившую себя в тюрьму…
Оставим память, а для глаз – сурьму
и будь что будет: небо, камни, плесень.


***
На расстоянии дыханья – небо… и дождь, и туча, и твое лицо,
на пальце безымянное кольцо и возведенное молчанье в степень
далекой скифской степи
языки
то короставника, то кровохлёбки
облизывают гулкие шаги и заячьи извилистые тропки.
Поди найди
лампадки падших звезд.
Туманны дни,
рябины красной гроздь
одна на все известные приметы.
Не так уж горек был осенний мед.
Еще один в паучьей сети год
летит куда-то, чтоб исчезнуть где-то.


***
Здесь только продолжение дождя, не начатые письма узких улиц
о том, как днем от холода дрожат кустов осенних желтые гаргульи.
Прочтется ли отсутствие любви в их треснувших зрачках, в их черных взглядах,
пока еще выдерживает память, падение увядшей в снах листвы
внутрь темных слов,
в молчанья глубину,
где на Покров,
признавшие вину
встречают зиму с радостью и плачем
и пахнет калачами за версту,
и слышится вальков далекий стук,
как будто бы прожита жизнь иначе.


***
Повествование в ветвях ольхи, осыпавшихся золотом осенним,
напоминает детские стихи, которые полям пропел Есенин.
Приляжешь рядом в терпкие слова, а солнца луч на глиняных фигурках
колышется, как желтая трава, по-бабьему встречая тени утра.
Путь к небу по коре
еще длинён
и вера – грех,
а жизнь – глубокий сон.
На цыпочках пройти от двери к двери
и очутиться рядом с богом пчёл,
который этот мир давно прочёл,
оставив на губах медовый терем.


***
Как будто снизу по стеклу ладонью, запоминая капель мутных блеск,
холодную поверхность преисподней, и где-то, за спиной горячий треск.
Расшатанная тьма еще блаженна, будильник в пятнах каменных жуков,
предполагает сонное движенье вдоль серых стен, вокруг пустых столов,
необходимость
тихого дыханья,
необратимость
и непониманье
чужих стихов, отравленных водой
и ночь, глазами самой черной кошки,
ждет выползшей из норки жирной точки,
чтоб придавить когтистою строкой…


***
Кто говорит из темноты, тот – слеп. Кто говорит во тьму, тот – безрассуден.
Мой человек дождя размочит хлеб непонятых и оскверненных буден,
для птиц кочующих по островам октябрьских рощ, по серому навету
дорожной пыли, по простым словам, с отчаянием, брошенным на ветер.
К объятьям мокрым
не привыкнет ночь,
от умбры к охре
и уже невмочь
понять различия осенних красок,
отличие души от пустоты,
безмолвия небес от немоты,
вчерашней боли от забытой ласки.


***
Все отраженное отражено в одном огромном зеркале безмолвья,
как будто бы собрали души вдовьи, чтоб с ними пить игристое вино
на траурном подобии листвы, прижавшейся к земле сырой, холодной…
Лишь изгнанные могут быть свободны от памяти в которой нет любви.   
А георгины? –
знак непостоянства,
цветут в низинах
брошенного царства,
еще цветут кровавый бросив цвет
на вытянутые закатом тени,
когда уже нет воли, нет сомнений,
едино всё: огонь, вода и медь.


***
История раздваивается на долгие предлоги непогоды,
определяя середину «я» по перекресткам прожитой субботы.
От Лазаря до фрейдовских невест просвечиваются сенные годы:
крест-накрест – или проще – весть на весть,
под постный благовест в медовых сотах
седеет волос,
зреет тишина,
высокий колос,
низкая стена…
Пропущенные буквы в предложеньях
заменят горсти глиняных семян
и слезы самых нервных Несмеян
по праву не земного продолженья.


Рецензии
Здорово Алексей, мне даже захотелось свой полу венок У Меотиды переделать
***
Я, зачаровано смотрю, в просторы грозной Меотиды
Как гонит плотную волну в объятья утренней Киприды
На берег горделивый Нот. Она, приоткрывает зев,
Пытаясь выглядеть спесиво, выкрикивает грубо рэп
Но галькою шурша игриво,
Наносит точные удары
О неуступчивые скалы.
Здесь гребни пенные волны
Покорны аргонавтам стали!
Азов, вода темнее стали,
И Меотиды дольний зов
Мне приоткрыл веков покров.
2.
Таинственна Земля сказаний. Что хочешь рассказать мне Гея?
Арго летел на парусах, просторы ширил Ойкумены?
Как, в брызги разбивая пену, была исполнена затея
И греки основали город, назвав его Пантикопея?
Милетцы - царство основали.
Царил в нём грозный Митридат.
Его не брал обычный яд,
Которым хитрые тираны
Царей жестоко устраняли,
Заполучив и власть, и трон,
А после, насадив закон,
Страною новой управляли.
3.
Боспор, Кимерия, где ныне, кто царства единили в ряд?
Они, отважно в мифы плыли. Боспором правил Парасад
А после передал корону Евпатору он благосклонно,
И в поколениях людей - выращивают корни крону.
Из века в век сильно коварство,
Понтийское исчезло царство
То гунны рушили, то скифы,
То маломощные владыки
Беспечно предавали род -
Народ менялся на народ.
Деметры храмы, Афродиты...
Те боги уж давно забыты.

Колышет мерно глубь веков, скрывая прошлое на дне.
волна у грозной Меотиды, Смеётся о забытом сне.
День новой песней открывает, века увидевший рапсод,
Я песне сказочной внимаю, что не умолкнет, не прейдёт:
Как Слово вечное живёт
И с мифом жизнь объединяет,
Осовины, иду по круче,
Внизу поёт прибой могуче,
Любуюсь пенною волной,
Что грозно говорит со мной
Века веков стирает в пыль
В извечную вливаясь быль.

Татьяна Турбина   08.01.2022 13:53     Заявить о нарушении
Татьяна,
Есть нюанс. Любая вариация сонетного канона основана на формальном признаке и никак иначе.
.
На примере первого сонета из подборки:
.
о1о1о1о1о1 - Давай умрем внутри осенних слов
о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1
.
о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1
.
о1о1о/1о1о1
о1о1о/1о1о1
.
о1о1о1о1о1о
.
о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1о
.
т.е. практически полностью выдержана структура итальянского сонета, но есть два ключевых нюанса, связанные с 11 и 12 строками.
- они должны восприниматься как самостоятельное двустишие, поставленное меджду вторым и третьим катренами.
- и их полустишия должны рифмоваться.
.
почему именно так решил попробовать скомпоновать строки:
.
данные нюансы делят сонет на три части
- первые два катрена
- двустишие (разделенное на полустишия)
- заключительный катрен
.
при этом каждая часть может быть представлена четырьмя строчками, рифмующимися между собой, при этом все части разные.
.
о1о1о1о1о1 / о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1о / о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1о / о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1о / о1о1о1о1о1
.
о1о1о
1о1о1
о1о1о
1о1о1
.
о1о1о1о1о1о
о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1
о1о1о1о1о1о
.
.
смысл такого расположения строк - подчеркнуть строфическое деление данной вариации сонетного канона.

Фомин Алексей   09.01.2022 11:14   Заявить о нарушении
Спасибо огромное Алексей, буду работать...
Дай Бог вам здоровья и сил, с огромным уважением, Татьяна

Татьяна Турбина   09.01.2022 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.