Светъ и тень Емельяна Пугачёва

100-летию прочтения Есениным монолога
уральского каторжника Хлопуши и 100-летию
трагедии в стихах «Пугачёв» посвящается

ЧАСТЬ 1. КУЛЬТУРА ВАЖНЕЕ ПОЛИТИКИ

* * *
С Благодарностью к Сергею Есенину
Не предали Емельяна забвению!

В историческом очерке Пушкина
Он героем слыл того времени
Сродни разве что Стеньке Разину!

А в сподвижниках сам Поэт-батыр,
Салават Юлаев, символ нации

Пугачёв Мечтал...
Время Бусово снова возродить!
Все иллюзии напрочь поломать
Да искру возжечь, что внутри сердец!..

* * *
Сколько слухов по своим местам следует,
Много версий та эпоха поведает.

Был на то конфликт внутри общества,
Вечный манифест свободомыслия:
Государству – власть,
Приближённым – всё,
Весь народ – в напасть,
Крепостным – права.

Всяк казак тогда говорил вот так:
«...для тебя Пугачёв – для меня
Великий
Государь Пётр Фёдорович»

* * *
Русский Ренессанс, Пугачёва Бунт!
Варвара встречать вызван был
Стратег,
Да ещё такой, что мог побеждать
Воинств тысячи.

Это не Марк Красс вместе с Цезарем
Подавлять пришли Спартака Руси!

Генерал-поручик Суворов
Александр Васильевич,
Будущий Италийский Князь,
Фельдмаршал Римской Империи!

Вот тут и пойми,
Как сойтись смогли две величины.
Чья здесь Правда Правдой
Знаменуется ?

* * *
...как пленён уж был Вдохновитель дум,
Бунтаря генерал допрашивал:
Поразился Суворов той тактике;
С интересом вникал,
Как на практике так был п;днят Дух
В Буре–Натиске;
Гнался как за поэтом Державиным…
 
«Чувство Родины нас вперёд ведёт!
Дух бунтарский он как соль земли!
...ваш строй – армии,
Наш же – строй Души.»

* * *
Конвоировал буяна
Сто сорок вёрст,
Караулил Пугачёва
Сам всю ночь...

Начал речь Емельян с пояснением:
«Ра Шамана на Урал созвал!
...что за поясом каменным, за хребтом Руси,
Знал казак Ермак,
Токмо было так двести лет назад
...да Бус Белояр
На Рифейских горах Путь свой начинал»

«...а ведь драматург империи
Сюжет надумала для комедии
«Шаман Сибирский» в пяти действиях,
– вспоминал Суворов
Дела Екатерины Второй Алексеевны. –
И с Вольтером о Пугачёве имела мнение,
о России всё думая с умилением!»

* * *
Пугачёва Поле Русское:
Там, где каменные ворота,
Где скала «Крылья Дракона»,
Отливали ядра на Кыштымском
Заводе Демидова,
Нагружая порохом самодержавия,
На Одну Мечту Мириады Стрел!

Да прошла ещё Битва за Першино,
Где с тех пор в миру – это «ПершинГрадъ»:

Всё вокруг одной, той горы Шаман!..
Огнедышащий исполин в век наш каменный,
Но остался утёс только пламенный!
Городища сарматов, амазонок детей,
Что берёзы для тебя берегут
– хвойный лес на другом берегу!
Рядом горный хрусталь, в жилах золото там!
Бор сосновый …реликтовый,
Край вулканов древнейших
И трёх тысяч озёр,
От Тефиды ещё c самых первых Времён...

* * *
«Этот Южный Урал
Территория Сварога!
Так Гефест завещал:
Всем Огня и Металл!»

«...по Вершинам тех гор
Даже Будда Шагал,
Подчас Он посетил и Южный Урал»

«А когда Времена смены эпох,
Центр именно там
– это Сердце его!»

«Да, Урал как Дракон
В Хороводе Времён!»

* * *
«Истина, что за семью печатями
От глаз спрятана.
Даже в индийских ведах это
Сторона Света Пятая!»

«...и ведь Южный Урал
Верхней Индией слыл!
Древний град Аркаим,
Сопредельно к нему
Заратустра там жил.»

«Он поэт и пророк, он велик и велит:»

«…уклоняйся от зла – делай только Добро!»
– за Суворовым стало слово одно.

* * *
«Мир ищи ты в себе и последуй за ним;
Счастье тем, кто желал счастья другим!..
Генерал честных мыслей, в чём Сила твоя?»

«Счастьем повелевать!..
Честь моя – мне дороже всего и всегда!»

«Стенька Разин, земляк, воин и дипломат,
Языков полдюжины он сознавал.
Да и Правду как все мы повсюду искал!
"Я пришёл дать вам Волю!"
– прямо так и сказал!
...всё радение Сердечное практиковал:
к Пересвету по духу ближе всех стал.»

* * *
«Храм Идей заключён в крепкой связи Времён:
Помнить, чтить, не забыть и Кон Света Любить!»

«Да, казак Емельян,
Столько искренности я давно не видал
– как на исповеди с тобой побывал...
Отзеркалил моё восприятие,
Понимания что ли нашёл в тебе,
Легче стало как будто бы мне...»

«Вот увидишь, мой Реквием
Для державы ещё станет трагедией,
Для истории – представлением
И рок-оперой в наставление!» –
Емельяна ответ прозвучал как прозрение.

Солнце на Восток – тут добавил он:
«Наступил Ра Свет! Знай, мой Брат,
Соберёт ещё та гора Шаман!»

* * *
...в Третий Рим
На болотную площадь дальше гнать,
Пугачёва казнью Златоглавою наказать!..

...КРЫЛЬЕВ ВЗМАХ КРУТОЙ!
СЕРЫЙ ВОЛКЪ СТЕПНОЙ...
...ГРОМКИЙ ВОЙ В СЕРДЦАХ!
ВЕСТНИКЪ ОГНЕННЫЙ...
Мост Калинов
Пугачёвым пройденный...

* * *
Для него поют теперь небеса,
Он не думал о «петле» палача,
Да не промахнулся всё ж Наш
Атаман,
Чтоб не говорили потомки:
«...то, что было, не помню;
то, что было, назад не вернёшь»

Русский Ренессанс,
Время Колокольчиков!
Вечный Рим
Как фигляр под пропастью!
Перемен души наши требуют!

Дух свободы – вольные апостолы!
Над четвёртой
Римскою империей
Веет флаг
Варварский уверенно!
Русская рулетка –
– наша Ода к Радости!

Композитор Симфонии Бунта Русского
Мысль явил о Конституции,
И протеста ноты аукнулись
В веках следующих, всех преследующих!

* * *
P.S: «был убит и погиб, как подобало бы quasi imperator» © римский историк Луций Флор.

73–71 до н.э. Восстание Спартака
1773–1775 гг. Восстание Пугачёва

В своей переписке с Вольтером, «тогдашним представителем господствующих мнений», Екатерина Вторая сравнивала Пугачёва с Тамерланом. Поэты Державин и Есенин сравнивали Пугачёва с «варваром» Тамерланом – моя параллель связана с «варваром» Спартаком.

А говоря об «уральской тени Тамерлана», необходимо также иметь в виду «башню Тамерлана», памятник архитектуры XIV века Мавзолей «Кесене».

* * *
PP.S: во время очередной гражданской войны близ горы Шаман проходило решающее сражение между частями 27-й стрелковой дивизии и северной ударной группой под командованием Сергея Николаевича Войцеховского, будущего генерала армии Чехословакии, ставшее переломным моментом в противостоянии «Красных» и «Белых».

В это же время на Южном Урале автор одного из самых антивоенных романов мира, чешский писатель Ярослав Гашек, служил в составе 25-й стрелковой дивизии Чапаева, сформированной в городе Николаевск, по инициативе Василия Ивановича переименованный в город Пугачёв, где Емельян Пугачёв и провозгласил: «Послушайте! Для всех отныне Я – император Пётр!»

...в конце октября 2016 года в посёлке Ключёвка 2-я Чебаркульского района (ранее Кундравинская слобода – родина режиссера Сергея Герасимова, который одним из лучших отобразил казаков в знаменитой экранизации «Тихого Дона» по мотивам одноимённого романа нобелевского лауреата Михаила Шолохова) открыли памятный обелиск воинам 2-х временных пластов, Восстания Пугачёва и Гражданской войны 20-го века.
 
Полагаю, что подобное сооружение необходимо установить и на территории «ПершинГрада» с максимальным воссозданием исторического облика и возведением на будущей наречённой набережной «Пугачёва» скульптурной композиции деятелей искусств, благодаря которым исторические события не затёрлись в памяти народной и стали культурным достоянием.

Мне бы только достучаться до Небес:
В поколениях явить тот Интерес,
Чтоб молва пошла по Миру да о том,
Кто в историю России был Влюблён!..

Композиция должна обязательно включать 2-х «первопроходцев» маршрута Пугачёва, подавших достойный пример поколению проявлением живого интереса к богатой истории страны, гению поэта «Золотого века» и гению поэта «Серебряного века» русской поэзии, А.С. Пушкину и С.А. Есенину.

И раз уж мы постоянно говорим словами Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё», а Николай Гоголь к этой художественной позиции заключил, что «Пушкин – русский человек в своём развитии», то необходимо соответствовать изречённой мысли... Александр Пушкин и Сергей Есенин – наши гении дивные, светочи с сердцами огненными! Формирование полномасштабного проекта «туристический путь шествия Пушкина и Есенина... по следам Пугачёва: продолжение исследования от Таганая до Таганки» явилось бы своего рода памятным эпилогом их творческого путешествия и погружением в историко-культурное наследие народов России!

* * *
PP.SS: войны или бунты под предводительством и Степана Разина и Емельяна Пугачёва были в первую очередь гражданскими, и главной движущей силой являлись не крестьяне, а казаки, люди вольные! ...и, кстати, «богатыри Невы» по тропам Пугачёва «пролетели» аккурат над уральским Парижем, но уже ссыльными декабристами. Вместе с тем ровно до восстания декабристов в период междуцарствия Великий князь Константин (брат Александра I; есть версия, что это мог быть сам император Александр I) обернулся на Южном Урале святым старцем Игнатием в одной из пещер («Игнатьевская» пещера с «картинной галереей наскальных рисунков» каменного века и проявленным ликом Богородицы относится к 9-ти мировым памятникам эпохи палеолита). Но эта тень императора – уже легенда Южного Урала будто адаптация народной молвы, воспроизводящей в уральских казачьих станицах миф о царе Петре III, который «бежал от дворянских казней да от ревности императрицы на Урал!»

* * *
ЧАСТЬ 2. СТРАДА РУССКОЙ ИСТОРИИ

И отвергли всё самое лучшее:
Позабыли Историю мы свою!

Где ж ты, РУСЬ МОЯ, моя Родина?
Всем не нравится... неугодная?
Или гордая в Духе Времени?
Дак когда же поднимут с колен тебя?

Русь имперская, Русь советская!
А сейчас-то что ? Неуместная

К этим строкам добавляю слова народных поэтов, Пушкина, Есенина, Высоцкого, Цоя, которые, на мой взгляд, в той или иной степени связаны бунтарским духом Пугачёва:

«...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал.» © Александр Пушкин 

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь» © Сергей Есенин

«У меня есть претензии к властям моей страны, но решать их я буду не с вами, при всём уважении. Я уезжал в другие страны много раз, но всегда возвращался. Это моя Родина, и я никогда не причиню ей вред.» © Владимир Высоцкий

«Поймите, я не пишу лозунгов. Единственное, что мне хотелось и хочется, чтобы люди больше чувствовали себя свободными от обстоятельств, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт... Моя душа – в моих песнях. А живу я надеждой на лучшее Время.» © Виктор Цой

* * *
ЧАСТЬ 3. ИСКУССТВО – РЕАКЦИЯ НА КОНФЛИКТЫ

Есенин раз 200 в течение 2х лет, словно повторяя 2х летний Благовест бунтов «Петра III» Пугачёва, перечитывал монолог уральского каторжника Хлопуши с трижды произнесённым воззванием «Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека!». Поэт надеялся, что "Пугачёва" поставят в театре без изменения текста его Поэмы. «Когда читаю "Пугачёва", так сжимаю кулаки, что изранил ладони до крови...»

Пугачёв был на Таганае, и спектакль «Пугачёв» был поставлен в Театре на Таганке! Произошло всё, на что и надеялся Поэт... Высоцкий разительно высказывал собственно самый любимый монолог Есенина из поэмы «Пугачёв» в одноимённом спектакле со сцены Театра на Таганке, воплотив огневым темпераментом в ста строках стихию пугачёвского мятежа. Так, спустя 45 лет был разрешён спор имажинистов о значении фабулы волнений, интриги и искусства актёра в театральности художественного произведения. «Там кто-то спор ведёт крутой...»

Есенин раскрыл более 20 художественных образов – мне же хотелось обозначить только 2 образа, попытаться примирить в диалоге национальных героев. И по настоянию Пушкина постарался, чтобы «историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина» не была затеряна для потомства...

Получив определённые навыки и знания в Екатеринбургском Суворовском военном училище (ранее размещалось в древнем граде Ельце, который в 1395 году подвергся нашествию Тамерлана; в этом же году архитектор степей разгромил Золотую Орду и тем самым предрешил дальнейший ход истории Руси на объединение её земель), в какой-то момент я стал относиться к личности Суворова как минимум со сложным чувством... Но! Бросить даже тень на Александра Васильевича, рука не поднялась. Пусть об этом поведает эхо истории наших предков...

Во-первых, интересен факт из воспоминаний И.И. Старцева: «Есенин, между прочим, не один раз говорил мне, что им выкинута из "Пугачёва" глава о Суворове. На мои просьбы прочитать эту главу он по-разному отнекивался, ссылаясь каждый раз на то, что он запамятовал её, или просто на то, что она его не удовлетворяет, и он не хочет портить общее впечатление». В связи с этим эпос Есенина с черновым автографом под названием «Поэма о великом походе Емельяна Пугачёва» как бы «оборвался» на сцене предательства, за три дня до передачи Пугачёва под конвой Суворову!

С.А. Толстая-Есенина утверждала, что «со слов Есенина мы знаем, что во время работы над "Пугачёвым" ему пришлось прочесть много исторических книг и даже архивных документов». Да и сам Есенин говаривал: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя, дворянская точка зрения. И в повести и в истории. Например, у него найдём очень мало имён бунтовщиков, но очень много имён усмирителей или тех, кто погиб от рук «пугачёвцев». Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало». Вместе с тем Пушкин посвятил 2 года на исследование и составление своей научной работы «История Пугачёва», и он лично отмечал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной…» И всё же, оказывая должное уважение, 8 песен «Пугачёва» в поэтической драме Есенина словно по нотам воспроизвели композицию 8-ми глав в «Истории Пугачёва» Пушкина. А в октябре 1925 года Есенин «О себе» писал следующее: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину.»

Во-вторых, Ушаков – непобедимый гений на море, Суворов – непобедимый гений на суше! Ушаков причислен к лику святых, Суворов – нет! Что это? Народная память?.. Какими методами подавлялось восстание Пугачёва с момента вызова Суворова и «предписания начальникам войск и губернаторам – исполнять все его приказания»?.. В августе 1774 года Суворов был отозван из первой армии для подавления Пугачёвского восстания и послан к генерал-аншефу графу П.И. Панину, командующему карательными войсками правительства.

Бунтарский непокорный дух явил очередное народное восстание против вечной несправедливости! Пугачёву же как «выдающемуся предводителю народных масс» были очевидны чаяния народа, и по причине этой в некоторых городах его ожидали с нетерпением, встречая под «грозный смех русских колокольчиков».

Ровно через столетие, вновь создавая вольный путь атамана и славного мятежника Степана Разина, в течение 2х недель с момента направления Суворова на подавление восстания, Пугачёва и предали так же, и так же везли в клетке, и после окончательно доставили в Москву. Суворов лично приводил сведения о своём участии в погоне за Пугачёвым по заволжским степям и его конвоировании, состоявшемся ровно через год с момента первого обнародованного указа Пугачёва, в сентябрьский листолёт.

Однако и без того расшатанная в своих основах империя Самодержицы Всероссийской Екатерины II, происхождения немецкого Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской, взошедшей на престол в ходе очередного дворцового переворота и подвергшей уничтожению 2х императоров (Петра III и Ивана VI, которого в двух одах воспевал Ломоносов и который имел больше прав на престол, чем Пётр III, не говоря уже о Екатерине II), всё ещё дрожала, и Александр Васильевич Суворов продолжал в течение целого года усмирять возмущённый народ «на своём поле как подпольщиков…»

В-третьих, кроме переселения или «вывода» христиан из Крыма под руководством Суворова в 1778 году, в 1794 при штурме Праги, пригорода Варшавы, войска под командованием Суворова устроили жёсткое подавление мятежа поляков, литовцев и белорусов после 2-го раздела Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Российской империей… Михаил из западнорусского рода Огинских (Рюриковичи), являющийся одним из лидеров направленного против разделов страны восстания белоруса Тадеуша Костюшко, покидая республику «Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского» после поражения народного освободительного движения, создал своё знаменитое произведение искусства.

Чтобы хоть на мгновение проникнуться и попытаться понять события тех лет, прочитайте написанное Пушкиным в 1824 году стихотворение «Графу Олизару» под классическую мелодию полонез Огинского «Прощание с Родиной»…

Певец! издревле меж собою
Враждуют наши племена:
То наша стонет сторона,
То гибнет ваша под грозою.

И вы, бывало, пировали
Кремля позор и плен,
И мы о камни падших стен
Младенцев Праги избивали,
Когда в кровавый прах топтали
Красу Костюшкиных знамен.

И тот не наш, кто с девой вашей
Кольцом заветным сопряжен;
Не выпьем мы заветной чашей
Здоровье ваших красных жен;
И наша дева молодая,
Привлекши сердце поляка,
Отвергнет, гордостью пылая,
Любовь народного врага.

Но глас поэзии чудесной
Сердца враждебные дружит –
Перед улыбкой муз небесной
Земная ненависть молчит,
При сладких звуках вдохновенья,
При песнях лир…
И восстают благословенья.
На племена нисходит мир…

Стихотворение Пушкина и музыка Огинского стали тем «гласом поэзии чудесной», который примирил враждебные сердца победителя и побеждённого! Это великое наследие осознания истории человечества является художественной реакцией на конфликты! «...дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает Бунтарей и Поэтов!»

Надо знать правду, понять её сердцем и уметь не выборочно, а полностью воспринимать историю, смиряться с собственной историей. Жизнь начинается в любви, а не в ненависти. «Перед улыбкой муз небесной земная ненависть молчит!» …в один год с постановкой спектакля в Театре на Таганке «Пугачёв» был поставлен и в Польском театре в Варшаве.

Движение требует обращения к значительной теме из национального прошлого! ...ещё до объединения объявивших всему миру о независимости своей 13 британских колоний, в то самое время, когда в Европе только-только происходило становление «Марианны» как символа ведущей народ свободы, устремившей свой взор на Восток, в те дни уже вольно гулял призрак Пугачёва со словами «Улица моя тесна!»

Историю как «забытую кассету» Цоя, исторические факты России как песню «Атаман» необходимо постоянно воспроизводить! Переосмысливать и опираться на историческое прошлое есть прогресс.

* * *
ЧАСТЬ 4. ВЛИЯНИЕ

1. научная монография А.С. Пушкина «История Пугачёва» или «История Пугачёвского бунта» (доступ в феврале 1833 года к секретным архивам о деятельности Суворова – вторая Болдинская осень). Исследования этой исторической монографии создали обособленную ветвь современной пушкинистики. Н.В. Гоголь первым ознакомился с черновиком хронологически полного текста «Истории Пугачёва». В.И. Даль три дня в Оренбурге и три дня в Уральске сопровождал Пушкина в его поездке по местам исторических событий, где и «родилась» Капитанская дочка или, с художественной точки зрения литературного критика В.Г. Белинского, «Онегин» в прозе (а ведь мог появиться и «Капитанский Сын», учитывая находившегося в осаждённом Оренбурге четырёхлетнего Ивана Крылова, впоследствии славного поэта-баснописца, отец которого во время бунта Пугачёва служил капитаном). Для Пушкина эта историческая повесть была столь значима, что завершил он её в день 25-летия основания лицея, 19 октября 1836 года (...чего только стоит одна строка «Служенье Муз не терпит суеты» в его квинтете стихотворений, символично посвящённых «19 октября»). Через неделю же поэт написал Корсакову: «...Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушёл далеко от истины...»

2. «Оренбургская Пушкинская энциклопедия» (или «Пушкинско-Пугачёвская энциклопедия», цель которой «...глубже понять его, Пушкина, подвиг и бурное время Пугачёва»). Р.В. Овчинников и Л.Н. Большаков (1997)

3. шедевр имажинизма, драматическая поэма «Пугачов» С.А. Есенина (1922, петроградское, московское и берлинское издания). В конце 1920 года Есенин как-то сказал, что «хочет проехать по тому историческому пути, который проделал Пугачёв...» И в следующем году в период создания поэтической драмы очередной великий поэт родной земли прибыл в Оренбург (в итоге Есенин дважды побывал в Оренбурге)

4. запись живого голоса Есенина. P.S: монолог уральского каторжника Хлопуши из поэмы «Пугачёв» читает сам поэт (запись грампластинки, 1921)

5. спектакль «Пугачев» Театра на Таганке с Владимиром Высоцким по одноимённой поэме Есенина (народное название Театра имеет общую этимологию с горными уральскими хребтами Таганая, возле которого, по преданиям, располагалась ставка Пугачёва; с тюркского языка «Таган» – «подставка-треножник с кругом наверху» и «Ай» – «Луна»; и Таганай и Театр на Таганке имеют также «вулканическое» происхождение: Театр на Таганке разместился в здании электротеатра немого кино «Вулкан» и Таганай разместился на палеовулканологической карте горного Уральского края). Вырубленный из гранита, тоже имеющего вулканическое происхождение, памятник «Урал» установлен на Южном Урале на улице Степана Разина в год премьеры «Пугачёва» в театре на Таганке (1967)

6. иденти «Хребет России» уральского писателя Алексея Иванова (2010)

7. стихотворение Уильяма Эрнст Хенли «Непокорённый» (1875)

8. роман Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю» (1971)

9. «Песни о Стеньке Разине» А.С. Пушкин (1824 – 1826)

10. первый художественный фильм, снятый в Российской империи и созданный на основе стихотворения, русской народной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень», «Понизовая вольница» – про Степана Разина (1908)

11. «визитная карточка» Южного Урала – трилогия русских национальных Рок-опер ВИА «Ариэль»: «За землю русскую», «Мастера» и «Емельян Пугачев» (либретто музыканта ВИА «Песняры» по мотивам поэмы Есенина «Пугачёв»)

12. русская народная песня «Сон Степана Разина» или «Ой, то не вечер…» (ВИА «Ариэль» включил эту песню в Рок-оперу «Емельян Пугачев»)

13. историческая дилогия, художественный фильм «Емельян Пугачёв», вышедший в 1978 году одновременно с Рок-оперой «Емельян Пугачёв»; включает 2 части «Невольники свободы» и «Воля, кровью омытая». Изначально сценарий главной роли писался под Владимира Высоцкого, и Высоцким в этот фильм даже предлагалась песня «Очи чёрные. Старый дом» («что за дом притих, погружён во мрак… очи чёрные – скатерь белая...») 

14. музыкальный альбом группы Рок-Синдром «Пугачов – музыка бунтарей» на полный текст лиро-драмы Есенина «Пугачов» (2016)

15. стихотворение Александра Башлачёва «Время колокольчиков» (1986) 

16. песня Виктора Цоя «Атаман» (эту песню Цой напел однажды весной 1990 года на свой двухкассетный магнитофон, но само музыкальное произведение с воззваниями к Атаману художником и поэтом Цоем публично не исполнялось)

* * *
NB: ...и если во времена Пушкина, и в общем-то по его же утверждению, единственное поэтическое лицо русской истории – Степан Разин, то со времён Есенина самыми поэтическими лицами в отечественной истории, базовыми фигурами для национального самосознания русского народа становятся Степан Разин и Емельян Пугачёв.

Пугачёв «прошагал путь» почти в 200 лет от Урала до Москвы, от Таганая до Таганки!

Художественная история, начавшаяся в прозе с момента доступа Пушкина к секретным архивам о деятельности Суворова, ритмично перетекла сквозь призму времени в стихи Есенина и передала поэтическую эстафету с эпизода вероломства к сцене конвоирования славного мятежника корпусом Суворова...

Рукопись «Свет и тень Емельяна Пугачёва» – самобытное прочтение истории от атамана Пугачёва до «Атамана» Цоя! «Нет зла без добра: Пугачёвский бунт доказал правительству необходимость многих ПЕРЕМЕН...» © Пушкин А.С.

8 февраля – август 2021, «ПершинГрадъ» (упомянут в архивных заготовках Пушкина к «Истории Пугачева», советское академическое издание полного собрания сочинений Пушкина. Т.IX. С.636; статуарным мрамором «ПершинГрада» облицованы станции московского метро «Театральная» и «Таганская»)


Рецензии